Особенности развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Объект исследования: процесс развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста.
Предмет исследования: Учебно-тренировочный процесс развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста.
Цель работы: Разработать наиболее эффективный комплекс физических упражнений с отягощением для развития силы у детей среднего школьного возраста.

Содержание

Введение




Глава I. Характеристика силы как физического средства


1.1. Сила как физическое качество человека


1.2. Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное состояние школьников среднего возраста


1.3. Технические средства в спорте. Тренировочные устройства. Тренажеры


1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста


Выводы по I главе




Глава II. Особенности развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста


2.1. Цель и задачи исследования


2.2. Методы исследования


2.3. Организация исследования


2.4. Результаты исследования и их обсуждение




Выводы по II главе


Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат Развитие силы.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

 

Средний школьный возраст (11—14 лет). Этот возраст (под­ростковый) характеризуется существенными морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчи­ков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т. е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интен­сивный прирост мышечной массы и, следовательно, веса тела.

Характерно, что девочки-подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, как правило, опережают мальчиков по показателям длины и веса тела.

В этом возрасте существенные изменения претерпевают не только объем мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 12—14 лет увеличивается го­раздо быстрее, чем у девочек, причем если у мальчиков одно­временно увеличиваются показатели абсолютной и относитель­ной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то у девочек к 12—13 годам прирост общего веса тела опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. Именно этим можно объяснить тот факт, что девочкам трудно выполнять упражнения, связанные с перемещением и удержани­ем веса собственного тела (висы, лазанье, прыжки).

В подростковом возрасте активно продолжается формирова­ние скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще к этому времени достаточно сильной мускулатурой. Поэто­му подросткам противопоказаны такие упражнения, как тройной прыжок с разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с тяжестями, превышающими собственный вес, и другие подобные упражнения.

Однообразные длительные физические упражнения могут при­вести к одностороннему (асимметричному) развитию мускулату­ры и, как следствие этого, к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения, нужно особенно следить за тем, чтобы достаточную нагрузку получили мышцы спины и шеи, пре­пятствующие возникновению «круглой» спины и сутуловатости. Очень важно с первых занятий следить за правильной осанкой во время бега и прыжков.

Вегетативные органы и системы, а также регуляция их функ­ций в этот период продолжают развиваться и совершенствовать­ся. Важная функциональная особенность ЦНС подростков, заключающаяся в большей по сравнению с взрослыми воз­будимости и подвижности нервных процессов, способствует от­носительно быстрой врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности мышечной, сердечно - сосуди­стой, дыхательной и других систем организма также обеспечи­вают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Но, не­смотря на это, подростки быстрее, чем взрослые, устают от од­нообразной нагрузки, так как сердце подростка справляется с работой главным образом за счет увеличения частоты сокраще­ний и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взросло­го человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объема. Однообразная работа быстрее утомляет подростка, поэтому в ходе занятий необходимо регулярно изменять характер упражне­ний. Подростки быстрее взрослых восстанавливают силы после нагрузки.

Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха. Важно помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно преодолеть влияние возбуждения, по­этому учащиеся (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности.

На нагрузки различного характера организм подростков реа­гирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового характера переносятся ими легче, чем нагрузки, свя­занные с проявлением выносливости и силы. Исследованиями установлено, что подростковый возраст является особенно бла­гоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых ка­честв.

ЦНС и ее функции, а подростковом возрасте продолжают совершенствоваться. В это время уже возможен успешный конт­роль над инстинктивными и эмоциональными реакциями, но ус­тойчивость процессов возбуждения и торможения по-прежнему невелика, причем чаще всего преобладают процессы возбужде­ния, что в свою очередь приводит к быстрой нервной и физиче­ской утомляемости. В связи с этим следует несколько снизить на­грузку для подростков в активный период полового созревания, следить за тем, чтобы на тренировках преобладала спокойная обстановка.

Бурное развитие двигательной функции, присущее подрост­ковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным пока­зателям она мало отличается от двигательной функции взрослых людей. Однако на фоне общего совершенствования двигательной функции у подростков могут иметь место случаи довольно значи­тельного ухудшения координации движений, снижение их точно­сти. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и непропорционально возросшим весом. Учитывая это, для предупреждения временной дискоординации следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного периода полового созревания и не торо­питься с окончательными выводами о спортивных способностях подростка.

У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обу­чения. [16, 76] 

 


Выводы по I главе

 

Подводя итог изученной нами литературы мы пришли к следующим выводам:

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Надо различать:

- силу как механическую характеристику движения;

- силу как свойство, качество человека.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направ­ленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Та­кие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Занятия с тяжестями в среднем школьном возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.

Правильно организованные занятия, использующие в качестве одного из средств тренировки, упражнения с отягощениями, позволяют  повысить функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем занимающихся, способствует совершенствованию силы, выносливости, быстроты - качеств, определяющих успех в любом виде спорта.

В 13-14 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела, но не больше. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса.

Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции: корсетную, обменную и насосную.

Технические средства в спорте – это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.

Тренировочные устройства – это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.

Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренировать) – учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма. Благодаря наличию обратной связи тренажеры более эффективны, чем тренировочные устройства.

Тренажеры – это устройства или приспособления, помогающие моделировать те или иные условия будущей реальной деятельности обучаемых. Тренажеры классифицируются: по назначению, по направленности,  по характеру информационного обмена.

Средний школьный возраст 11—14 лет этот возраст (под­ростковый) характеризуется существенными морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчи­ков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т. е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интен­сивный прирост мышечной массы и, следовательно, веса тела.


Глава II. Особенности развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста

 

2.1. Цель и задачи исследования

 

Цель работы: Разработать наиболее эффективный комплекс физических упражнений с отягощением для развития силы у детей среднего школьного возраста.

 

Задачи работы:

1.   Анализ научно-методической литературы.

2. Разработать наиболее эффективный тренировочный комплекс упражнений с отягощениями для развития силы детей среднего школьного возраста.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанного тренировочного комплекса.

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных данных.

  2. Педагогический эксперимент.

  3. Тестирование.

  4. Математическая обработка данных.

Анализ специальной научно-методической  литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: об организации и методики занятий с детьми среднего школьного возраста, теория и методика физического воспитания, воспитание физических качеств юных спортсменов, развитие силы в школьном возрасте, физиология. Всего 30 источников.

Педагогический эксперимент проводился с  учащимися среднего школьного возраста, Ветлевской средней общеобразовательной школы Мглинского района, средний возраст 14-15 лет 9 класс.

В экспериментальной группе использовался специально разработанный комплекс физических упражнений для развития силы с помощью отягощений для детей среднего школьного возраста. Прил. № 1-5.С.81,82,84,86,87.

 

2.3. Организация исследования

 

Вся программа исследования была выполнена в три этапа.

Первый этап проводился (с января 2011 года). Основной целью исследований было изучение различных методов и средств  в среднем школьном возрасте 9 класс, в экспериментальной группе. Была подтверждена актуальность темы, поставлена цель и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза. Определены методы исследования, с помощью которых предполагалось решать поставленные задачи. Знакомство с занимающимися школьниками. Подбор тренировочного комплекса физических упражнений с отягощениями для детей среднего школьного возраста. Начальный этап эксперимента. 

Второй этап (январь – февраль 2011 года) проводился педагогический эксперимент. Участниками эксперимента стали учащиеся среднего школьного возраста, занимающиеся развитием силы с помощью отягощений на учебно-тренировочных занятиях из них и была сформирована экспериментальная группа. Комплекс, разработанный нами, был включен в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы и выполнялся три раза в неделю.

Под наблюдением находились 8 человек (юноши) они и составили экспериментальную группу эта группа работала по специально разработанному комплексу.

Третий этап (март 2011 года) предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. Конечный этап эксперимента. Прил. №6-8.С.88,89,90.

Тесты на силу используемые нами в работе для определения результата:  

Тест №1. «Подтягивание на высокой или низкой перекладине». Испытуемый находится в исходном положении вис на перекладине, сгибает руки в локтевом суставе и возвращается в исходное положения.

Тест №2. «Прыжок в длину с места». Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После того плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз—назад, Повременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над нос­ками руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах.

Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к от­талкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент от­рыва стоп от грунта.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянув­шись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся на­зад—вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент ка­сания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтя­гивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сги­бание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После оста­новки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

Разминка

Тренировка начинается с пробежки по периметру зала ("легкий бег") - 3-5 кругов, 20 секунд-1 минута. Рекомендуется дышать во время процесса. Во время бега дается команда рассчитаться на первый-второй. После окончания расчета по команде первые номера (не снижая темпа) бегут спиной вперед. Затем вторые номера бегут спиной вперед, первые - обычный бег. Потом весь строй спиной вперед. И снова обычный бег...

Информация о работе Особенности развития силы с помощью отягощений с детьми среднего школьного возраста