Общеподготовительное направление физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Жуков.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

С помощью регулярных занятий в спортивных секциях  и физкультурно-оздоровительных  группах должны улучшиться здоровье детей, их физическая подготовленность, организуется досуг по спортивным интересам. В сочетании с уроками физической культуры, внутри школьными физкультурно-спортивными мероприятия занятия в клубе помогут увеличить еженедельный объём двигательной активности [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.2.1 Секционные занятия.

В нашей стране функционирует  широкая сеть специальных учреждений, государственных и общественных организаций, обеспечивающих внешкольную работу по физическому воспитанию детей, подростков и юношества. Такую работу непосредственно осуществляет детско-юношеские спортивные школы (ДЮШС), спортивные и другие секции системы ДСО, органов народного образования, комитетов по физической культуре и спорту, общественный физкультурный актив и штатные работники крупных спортивных и туристических баз, а также ряда других государственных учреждений и общественных организаций. Часть из них ведет строго регулярную работу с постоянным контингентом детей и школьной молодежи, избравшими любимый предмет занятий и организованными в стабильных коллективах с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности (ДЮШЕС и аналогичные организации), часть ориентирует свою деятельность главным образом на массовый охват переменного контингента и практикует самые разнообразные формы занятий эпизодического характера. Детско-юношеские спортивные школы в единстве с реализацией общих задач всестороннего воспитания осуществляют подготовку юных спортсменов высокой квалификации, а также готовит их к выполнению функций инструкторов-общественников и судей в организации спортивно-массовой работы.

Аналогично в основном строят свою работу специализированные ДЮШС; центральные детско-юношеские секции ДСО и детско-юношеские отделения школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) при комитетах по физической культуре и спорту и других учреждениях.

Секций общей физической подготовки, как одна из основных форм организации физического воспитания населения, возникли еще в первые года развития советского физкультурного движения. Зачисляют в секции всех желающих (с разрешения врача). Занятия проводятся обычно два-три раза в неделю продолжительностью до двух часов. Предпочтительнее трёхразовые занятия.

В занятиях могут включаться самые разнообразные физические упражнения, подобранные в соответствии с задачами, интересами и особенностями  занимающихся. Наиболее широко используются упражнения, легко поддающиеся дозировке, позволяющее эффективно воздействовать на жизненно важные функции организма (основная гимнастика, бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля, плавание и т. д.). Кроме общего раздела программа занятий может иметь специализированный раздел, содержание которого ориентировано на какие-либо избранные виды упражнений. При построении системы занятий в секции соблюдаются общие методические принципы физического воспитания. Занятия проводятся круглосуточно. При этом определённое влияние на состав применяемых средств и методику организаций занятий оказывают сезонно-климатические условия, особенно когда занятия круглогодично проводятся на открытом воздухе.

В зависимости от условий  работы секции бывают оправданы различные  варианты распределения материала  занятий в течение года. Чаще всего поэтапно используют два варианта: „параллельно-комплексный" (когда материал из нескольких разделов или подразделов подготовки вводится одновременно) и „поочерёдно-избирательный" (когда время уделяют поочерёдно одному из разделов) [6].

 

 

 

 

 

Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия.

При всей относительности  различий между малыми и крупными формами построения занятий в  физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда  организуются на самостоятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяжённость, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурной, имеют в силу этого своё самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит ещё создать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям;

Как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определённым признакам занятиям урочного типа. Как формы расширенного активного отдыха, включающие в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях и т. д.) [4].

Самодеятельные тренировочные  занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно людей зрелого возраста они уже стали основой формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают одно-предметными и комплексными.

Выбор предмета занятий  в данном случае определяется, кроме  прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее  физическим образованием. Вместе с тем на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с теми или иными физкультурными увлечениями (аэробика, йога, гимнастика, ушу и т.д.). Долг специалистов в этом отношении тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьёзная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания [16]. Целесообразный объём затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остаётся естественно-постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобразовательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трёх-четырёх кратными в неделю, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего условия физической тренированности и предупреждения её регресса. Вместе с тем тратить ежедневно помногу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, не в меру увлечённые физкультурники, для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру [4].

 

 

 

 

Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования.

Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура.

Такие природные факторы  как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Их общее значение в качестве жизненной среды известно. Достаточно сказать, что проблема сохранения её является сейчас одной из актуальных общечеловеческих проблем (не случайно при ЮНЕСКО действует специальная комиссия по охране природной среды) [5].

В процессе физического  воспитания названные оздоровительные  силы природы используются в двух направлениях:

  • Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на открытом воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.д.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений;
  • При организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определённым образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов  целесообразного использования  естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание  человека, т.е. повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, солнечной радиации, в  том числе и при резких колебаниях воздействующих факторов. Закаливание, если в ходе его не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведёт к укреплению здоровья и росту работоспособности. Его необходимо систематически обеспечивать с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причём закаливающий эффект естественных факторов среды может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.

Как свидетельствуют  специальные исследования, сочетая  физические упражнения с естественными  факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к  ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрация, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.)

Гигиенические факторы, как известно, обеспечиваются реализацией  специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т.д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обуславливает положительный эффект занятий физическими упражнениями. Особое значение при этом имеет оптимизация в соответствии с требованиями гигиены режима нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещённость мест занятий, предупреждению заболеваний и укрепления здоровья (душ, сауна, массаж, ультрафиолетовое облучение и т.д.)).

Хотя естественные факторы  среды и гигиенические условия  не являются главными специфическими средствами физвоспитания, их содействующее  значение трудно переоценить. Именно поэтому  в процессе физического воспитания предусматривается задача приобретения гигиенических знаний, касающихся оздоровительных сил природы, и навыков рационального самостоятельного использования [5].

Раздел 3.2 Рекреативная физическая культура.

Физкультурно-рекреативные формы занятий имеют характер активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна, хотя пока всё ещё далеко не во всех подходящих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определённому содержанию это - отдых, но отдых деятельный, основанный на двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и оздоровительным эффектом.

Формы двигательной активности как по содержанию, так и в структурном  отношении значительно менее регламентированы, чем тренировочные и другие занятия. Не исключена необходимость регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основании основе физкультурно-образовательных занятий, умений, навыков [14].

Наиболее благоприятные  возможности для рационального  использования средств и методов  воспитания в выходные дни и в  отпускное время создаются в  оздоровительных лагерях, профилакториях и домах отдыха. Оздоровительные лагеря приобретают всё большую популярность. Быт в оздоровительных лагерях организуется в значительной мере на началах самообслуживания и подчинен в то же время общему рациональному режиму. В распоряжении дня широко представлены организационные занятия физическими упражнениями, формы активного отдыха, закаливающие процедуры и другие физкультурно-гигиенические мероприятия [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеподготовительное  направление (оно представлено в  первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.

Общеподготовительное  направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку и поддержание  ее на долгое время на определенном уровне. Средствами подготовки по этому  направлению являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и другие виды упражнений. Для планомерной работы по этому направлению организуются специальные секции, проводят спортивные соревнования.

Базовая физическая культура обеспечивает физическое образование и физическую подготовленность, которые необходимы каждому человеку как первооснова физического совершенствования для углубленной специализации в активной жизнедеятельности в целом. В зависимости от возраста занимающихся она видоизменяется, приобретает своеобразные черты.

Большое социальное значение направленного использования средств  физической культуры в условиях повседневного  быта и при организации здорового  отдыха (в выходные дни и в отпускное  время) составляет фоновая физическая культура. Она служит неотъемлемым фактором обеспечения здорового образа жизни. Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма [12, 13].

Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти  совпадают. Вместе с тем они имеют  вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

 

Список использованных источников

  1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с., ил.
  2. Введение в теорию физической культуры. Учеб. пособие для институтов физкультуры / Под ред. Л. П. Матвеева. -- М.: Физкультура и спорт, 1983. -- 128 с.
  3. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. - М.: ФиС, 1986г. - 352с.
  4. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с., ил.
  5. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 303 с.
  6. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Т. Никоденко. - М.: «Высшая школа», 1989. - 303 с.
  7. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. - 138-142.
  8. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: «Физкультура и спорт»,1986г. - 239с.
  9. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - 423 с.
  10. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. -- М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
  11. Ломейко, В.Ф. «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры» ? В.Ф. Ломейко. - Минск, 1980г.
  12. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник / А.М. Максименко. -- М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.
  13. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 1999. -320 с.
  14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. -- М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. -- 544 с., ил.
  15. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с., ил.
  16. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1959.
  17. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания: учеб. для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги [и др.]. - М.: Физкультура и спорт,1974. - 319 с.
  18. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

Информация о работе Общеподготовительное направление физической культуры