Общеподготовительное направление физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Жуков.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Скоростно-силовые способности  значительно возрастают в период с 8-9 до 15-16 лет. Их проявление зависит  от развития скоростных и собственно силовых способностей школьников. Для направленного развития скоростно-силовых способностей используются упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.) и с внешним отягощением (гантели, набивные мячи и т п.). Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, длительностью работы и отдыха.

Скоростно-силовые упражнения выполняются  с максимальным усилием, с предметами малой массы -- в быстром темпе. В зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых  усилий количество повторений в одной серии колеблется от 6 до 12. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой -- 2-5 мин. Количество серий не должно превышать 3-6.

Для развития скоростно-силовых качеств  в первой половине основной части  урока используют упражнения задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, подвижные игры, эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера. В возрастной динамике развития собственно силовых способностей у мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы -- с 9 до 12 и с 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц растет с 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старшего школьного возраста позволяет применять высокие силовые нагрузки. В младшем школьном возрасте силовые способности должны, по-видимому, развиваться лишь в гигиенических целях и по соображениям учебного характера. Силовые упражнения в этом возрасте ограничиваются локальными воздействиями и умеренными по интенсивности нагрузками, но их объем должен быть достаточным для стимулирования обменных процессов в мышцах.

Наиболее типичным для развития силовых способностей у школьников является метод повторного упражнения. Суть его в повторном проявлении различных усилий в трех режимах  напряжения мышц: динамическом (преодолевающем, уступающем), статическом и смешанном. Широко используется метод стандартно повторяющего отягощения. Его суть в том, что сначала определяют величину отягощения, например, 70% от максимальной силы, а затем физическое упражнение повторяется заданное число раз или «до отказа».

Для развития силовых  способностей может быть использован и метод прогрессивно изменяющегося отягощения -- на одном уроке сначала малое, затем среднее и в заключение большое. Возможны различные варианты последовательного увеличения или уменьшения величины отягощения, соотношения числа подходов и порядка следования отягощений в подходах. От величины массы отягощения и быстроты перемещения зависит степень напряжения и эффективность развития абсолютной силы.

В учебных целях важна  своевременная подготовка определенных групп мышц к изучению техники предусмотренных программой двигательных действий. Важно обеспечить полноценность этой техники и достижение требуемых количественных показателей.

Направленное развитие выносливости следует начинать в  школе с 1-го класса, так как имеются  данные о большой эффективности развития общей выносливости у младших школьников. У них также обнаружены высокие темпы прироста статической выносливости. Для старшего школьного возраста характерно снижение темпов прироста статической выносливости, тогда как прирост мышечной силы повышается.

Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах  двигательной деятельности, то есть развитию общей выносливости. Ведущим для  развития общей выносливости у школьников является метод непрерывного упражнения в равномерном и переменном темпах. Минимальная продолжительность непрерывного упражнения составляет 2-5 мин (время, необходимое для развертывания дыхательных процессов). На начальном этапе развития общей выносливости интенсивность выполнения упражнения составляет около 50%. Например, если ученик пробегает 60 м за 10 с. то продолжительность и дистанцию бега ему следует рассчитать так, чтобы каждые 60 м он пробегал за 20 с, а время бега составляло бы не менее 2 мин (360 м). Эта нагрузка может быть установлена как исходная для развития общей выносливости. В дальнейшем продолжительность бега постепенно увеличивается до 5-8 мин [11].

При занятиях с младшими школьниками рекомендуется постепенное  увеличение расстояния или продолжительности бега без увеличения скорости, которая возрастает по мере повышения тренированности детей. Начиная с 4-го класса наряду с увеличением дистанции используется и другой метод, когда дистанция постепенно сокращается, а скорость бега повышается. В 7-м и последующих классах для развития общей выносливости параллельно с увеличением пробегаемой дистанции повышают требования к скорости бега. При этом ЧСС не должна превышать 170--185 уд/мин.

Наряду с такими универсальными упражнениями для развития общей  выносливости, как бег, ходьба на лыжах, прыжки со скакалкой, широко используются подвижные игры, особенно в занятиях с младшими школьниками. В среднем и старшем школьном возрасте используются спортивные игры.

Для развития специальной  выносливости используются соответствующие средства. Например, для развития скоростной выносливости -- скоростные упражнения, а для развития скоростно-силовой выносливости -- скоростно-силовые. Для развития статической выносливости предпочтение отдается удерживанию тела и его частей в различных положениях, дозируемых по направлению и продолжительности (например, удерживание согнутых прямых ног стоя, сидя, лежа, в висе; наклоны с прямой спиной, подняв руки на пояс, в стороны, вверх; положение лежа на животе прогнувшись). Ценным является также приучение детей, особенно младшего школьного возраста, к сохранению основной стойки на протяжении определенного времени.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений.

Плавание имеет оздоровительное, прикладное и оборонное применение. Оно благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивает мускулатуру тела, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Прыжки, являясь естественным движением, имеют большое прикладное значение. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность, содействуют развитию быстроты, ловкости.

Программой для начальных  классов школы предусмотрены  следующие прыжки: на месте (поскоки), с длинной и короткой скакалкой, с высоты, в длину с места и с разбега, прыжки в высоту и с разбега. Учитывая особенности детского возраста и сильное воздействие прыжков на организм, необходимо ограничивать количество прыжков в длину или в высоту с разбега до восьми -- двенадцати на одном уроке.

В работе с учащимися младших классов главные усилия направляются на развитие ловкости, умения мягко приземляться. Мягкому, эластичному приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Чем меньшую подготовку имеет школьник, тем глубже он должен приседать после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, а затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильным приземлениям следует разрешать приземляться до упора присев, переходя затем к приседанию и полуприседанию.

В качестве подготовительных упражнений при обучении мягкому приземлению могут быть использованы следующие упражнения: подпрыгивания на месте, опираясь на бревно или рейку гимнастической стенки, с мягким приземлением на полусогнутые ноги; прыжки на месте в приседе и полуприседе попарно, лицом друг к другу, держась за руки и др.[5]. Плавание имеет оздоровительное, прикладное и оборонное применение. Оно благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивает мускулатуру тела, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Плавание является хорошим  средством морально-волевой подготовки подрастающего поколения. Занятия  плаванием воспитывают волю, решительность, трудолюбие, способствуют воспитанию физических качеств, силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Плавание многообразно. Оно включает в себя спортивное, прикладное, синхронное, подводное, игровое плавание и прыжки в воду.

Плавание - удивительный вид физических упражнений. Трудно найти другой вид физических упражнений, при занятиях которым так полно использовалось бы оздоровительное воздействие. Упражнения в воде улучшает деятельность первой системы, воспитывают силу, улучшают подвижность суставов. При плавании значительно увеличивается лёгочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более плавание улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку пловца затрудняет ход, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию.

Использование плавания как средство всестороннего развития определило его место в системе физического воспитания, как одного из основных видов спорта. Плавание включено в программы физического воспитания школ и средних специальных заведениях. Программы физического воспитания предусматривают обязательное плавание всех учащихся и студентов [6].

 

 

Раздел 2.1.3 Единоборства и игры.

Значительное место  в программах школы занимают игры. Они являются одним из важных средств  разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений; ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Большое значение имеют игры и для совершенствования двигательных навыков, изучаемых в процессе обучения другим видам спорта. Соревновательные условия и разнообразие обстановки делают навык более прочным и вместе с тем гибким. Это позволяет с гораздо большим эффектом использовать изученные приемы в естественных условиях.

Содержанием любой игры являются двигательные действия, способствующие физическому совершенствованию  занимающихся. В этом выражается подготовительная функция игры. Но одновременно игру следует рассматривать и как  метод решения разнообразных  педагогических задач. Изучение любых упражнений можно организовать с помощью игры. Это могут быть как общеизвестные, так и разнообразные игры и игровые задания.

Для игрового метода характерны:

  • ярко выраженное соревнование и высокая эмоциональность;
  • отсутствие строгой регламентации (за исключением изучения нового двигательного действия);
  • разнообразие и изменчивость условий;
  • самостоятельность в выборе средств решения двигательной задачи;
  • комплексное воздействие на организм занимающихся;
  • коллективный характер игрового взаимодействия [9].

Учащиеся младших классов (1-3) изучают как самостоятельный  раздел программы «Подвижные игры». Они учатся играть, изучая правила  и содержание довольно простых и  преимущественно некомандных игр. Начиная с 3-го класса в уроки включают простейшие командные игры, где нужно не только соблюдать правила игры, но и уметь решать общие для всей команды задачи.

Для решения образовательных  и воспитательных задач используют широкий круг подвижных игр с  бегом, прыжками, метаниями. Эти движения позволяют улучшить процесс закрепления навыков, с которыми школьники специально знакомятся на уроках. Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, и в особенности игры спортивные. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира [14].

Спортивные игры -- особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых  составляет самостоятельный вид спорта. Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места для занятий, а главное -- нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях. Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника.

При проведении игр невозможно достичь избирательного воздействия  на мышцы, суставы и внутренние органы занимающихся. В связи с этим игры надо умело применять в сочетании  с другими средствами физического  воспитания, в первую очередь с  гимнастикой, располагающей большими возможностями достигать относительно точной физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм.

Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, и в особенности игры спортивные. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира. Спортивные игры -- особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта.

Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно  доступны. Для них не требуется  дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места для занятий, а главное -- нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях.

Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь  мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто  проявит более высокий интеллект  и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника [10].

Популярность игр объясняется  еще и тем, что они представляют исключительное по глубине и разносторонности влияния средство общей физической подготовки, с помощью которого прекрасно совершенствуются быстрота, ловкость, сила, выносливость, осваиваются такие жизненно важные навыки, как бег, прыжки, метания.

 

 

Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура.

Физическая культура, являясь одной из граней общей  культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учёбе, быту, обучении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. К сожалению, значительная часть молодёжи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, спортом. Уровень физической подготовленности молодёжи не способствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности.

Информация о работе Общеподготовительное направление физической культуры