Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа
Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.
Введение
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников
Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:
Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Всё это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.
Продолжающееся в школьном
возрасте интенсивное развитие форм
и функций организма в
Доказано, что недостаток двигательной активности неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижению значительного подъёма функциональных возможностей всех систем организма. Это тем важнее, что на более поздних возрастных этапах, когда признаки естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и даже невозможно [3].
Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам и для овладения основами их использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установлено, что в это возрасте способность к обучению двигательным действиям имеет благоприятные этапы для быстрого и полноценного освоения новых и перестройке недостаточно совершенных двигательных действий, для всестороннего развития всех двигательных качеств. Приобретённый в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полного овладения профессионально-трудовыми и другими специально двигательными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте.
Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся:
Многообразной процесс
направленного использования
Важнейшими задачами
формирования, гармонического развития
растущего организма и укреплен
Закаливание повышает устойчивость
организма к переохлаждению и
перегреванию, увеличивает его
Эффективность закаливания зависит от систематичности и сочетания специальных процедур с физическими упражнениями на свежем воздухе. Наибольший эффект закаливания достигается при совмещении естественных факторов среды с физическими упражнениями. Это усиливает и непосредственное влияние физических упражнений [3].
Значительная часть детей школьного возраста характеризуется наличием избыточной массы тела. Наиболее распространённым является конституционно-экзогенное ожирение, обусловлено наследственной предрасположенностью, переедание и недостаток двигательной активности.
В младшем школьном возрасте встречается не осложненное первичное ожирение, от которого можно избавиться при рационализации питания и предусмотрительном использовании средств физической культуры. В противном случае заболевание прогрессирует и переходит в осложнённую форму, характеризующуюся наличия расстройства сердечно-сосудистой и распираторной систем, нарушением обмена веществ и др. Данная форма встречается чаще в среднем школьном возрасте. При этом не допускается существенного увеличения двигательных нагрузок, необходима диспансеризация учащихся в детской поликлинике, специальная врачебная помощь и лечебная физическая культура.
Основным средством в борьбе с избыточным весом является обеспечение ежедневного (в среднем двухчасового) объёма двигательной активности детей.
Дети с не осложненной формой тучности в возрасте 10-11 лет ещё обладают почти равными двигательными возможностями со своими сверстниками, но при выполнении ряда упражнений вынуждены проявлять больше усилий, так как им приходится преодолевать больший вес собственного тела. Поэтому особого внимания требует дозировка упражнений, которую необходимо индивидуализировать в соответствии с реальными возможностями детей. Начиная с 12-13 лет, когда обнаруживается значительное отставание детей с избыточным весом (особенно девочек) в развитии двигательных качеств от здоровых, их желательно выделять в подготовительную медицинскую группу.
Наиболее эффективными в борьбе с тучностью являются упражнения циклического характера (умеренно быстрая ходьба, медленный бег, плавание, передвижение на лыжах и т.п.), сопровождающиеся значительным объёмом энергозатрат. Вот почему эти упражнения необходимо применять систематически, но соблюдая умеренную интенсивность.
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений.
Школьный возраст - самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Правда естественный прирост результатов на различных ступенях обучения в школе имеет свои особенности. В младших классах закладывают основы общей физической подготовки учащихся. В этом возрасте особенно важно освоить широкий круг упражнений, направленных на развитие разнообразных двигательных способностей, (быстрота, ловкость, сила, выносливость).
Средний школьный возраст охватывает самый длительный период, поэтому его считают самым важным для развития и совершенствования физических возможностей и двигательных способностей детей. Многие двигательные способности достигают высокой степени развития именно в этом возрасте (ловкость, быстрота, гибкость). В старших классах повышаются требования к силовой подготовке учащихся, особенно юношей [11].
Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста, но наиболее интенсивно с 7 до 13-17 лет. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект. Основным условием успешного воспитания координационных способностей является варьирование техники усвоенных движений, обучению новым двигательным умениям, требующим более сложных координационных усилий.
Направленное развитие физических способностей в школьном возрасте осуществляется на основе конкретизации общих методических положений с учетом возрастных особенностей детей. В школьном возрасте важно учитывать критические периоды развития, отличающиеся повышенной чувствительностью организма к воздействиям внешней среды. Экспериментально установлено, что более быстрый, полный и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти периоды.
Опираясь на умение точно управлять элементарными движениями и их сочетаниями, обучают бегу, прыжкам, метаниям, плаванию, передвижению на лыжах, коньках и т.д. По мере овладения основами техники движений переходят к их сочетанию в виде учебных комбинации гимнастических, игровых и спортивных упражнений эстафет и полос препятствий. Важным условием эффективности воспитания координационных способностей является развитие чувств пространства, времени, а также мышечных усилий.
Что касается равновесия и расслабления мышц как относительно самостоятельных, но связанных с координацией движений компонентов, то следует иметь в виду, что естественное развитие равновесия стимулируется всем процессом формирования техники полноценных двигательных умений и обучения применению их в разнообразных условиях. Однако в целях предварительной подготовки к освоению сложных двигательных действий, особенно применяемых в опасных ситуациях, необходимо использование специальных упражнений.
Скоростные способности
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции предлагаются учащимся, как правило, в вводной или в начале основной части урока. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями могут быть очень короткими, а количество повторений большое Упражнения на быстроту реакции удобно проводить во время изучения строевых упражнений (команд, поворотов, построений перестроений, ходьбы и т.д.). При этом скоростная направленность упражнении достигается методическим характером задания.
Информация о работе Общеподготовительное направление физической культуры