Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа
Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.
Введение
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Общеподготовительное направление физической культуры».
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика
общеподготовительного
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.
Общеподготовительное
направление уже
Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры.
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания.
Общеподготовительное направление в системе физического воспитания в известных трактовках теории физической культуры представлено преимущественно в виде характеристики особенностей обязательного курса физического воспитания для общеобразовательных и других учебных заведений, обеспечивающего необходимый для всех граждан уровень всесторонней физической подготовленности. Последний характеризуется решением практических проблем освоения индивидумом фонда двигательных умений и навыков, достижения определенных показателей разностороннего развития физических качеств и способностей. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которые включена физическая культура, и решаемых с ее помощью задач в каждом из этих направлений выделяют соответствующие разделы и формы ее использования.
Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.
С известной условностью общеподготовительное направление физической культуры можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа [13].
Реализуется общеподготовительное направление через систему физического воспитания. Образовательная направленность физического воспитания, как и любого процесса воспитания -- образования, обеспечивается в первую очередь планомерной передачей (обучающим) и последовательным усвоением (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их [7].
Современные программы
физического воспитания предусматривают
приобщение воспитываемых к довольно
широкому кругу физкультурно-образовател
С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Естественная последовательность в формировании индивидуального фонда двигательных умений и навыков такова, что вначале, на базе врожденных двигательных возможностей и элементарных движений, образуются относительно простые двигательные умения, которые по мере закрепления переходят в двигательные навыки первого порядка; затем на их основе в зависимости от динамики индивидуального физического развития формируются более сложные двигательные умения, переходящие по мере упрочения в двигательные навыки более высокого порядка. С увеличением числа и разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков возрастает возможность быстрого становления новых практических умений, требующихся в жизни, развивается способность целесообразно преобразовывать двигательные действия, совершенствовать их. Эти закономерности учитываются при решении образовательных задач на последовательных этапах многолетнего физического воспитания [13,18].
На первых этапах предусматривается обеспечить базовое физическое образование -- системное формирование исходных и основных жизненно важных двигательных умений и навыков (в ходьбе, беге, действиях с предметами, преодолении предметных препятствий и т. д.); на следующих этапах решаются задачи по обогащению индивидуального фонда данных умений и навыков в аспекте общего физического образования, создающего этот фонд в объеме, необходимом в жизни, и по углубленному совершенствованию умений, навыков в аспекте специализации в тех или иных избранных видах двигательной деятельности (в частности, спортивной). При этом имеется в виду путем многоступенчатого обучения сформировать и усовершенствовать как те двигательные действия, которые находят постоянное применение (так называемые прикладно-бытовые и профессионально-прикладные), так и те, которые хотя и не характеризуются такой прикладностью, тем не менее имеют ценность как эффективные средства разностороннего физического образования и воспитания физических способностей (именно в этом отношении ценны многие двигательные действия, входящие в состав гимнастических, игровых и спортивных упражнений) [13].
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления.
Общеподготовительное направление используется преимущественно в сфере воспитания и в повседневном быту. Оно обеспечивает общую физическую подготовленность занимающихся и поддержание оптимального уровня их жизнедеятельности в течение всей жизни. Его характеризуют различные формы базовой физической культуры (БФК) и фоновой физической культуры (ФФК).
Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.
Базовая физическая культура
обеспечивает физическое образование
и физическую подготовленность, которые
необходимы каждому человеку как
первооснова физического соверш
Начальной базовой физической
культурой условно можно
Школьная физическая культура является в этом отношении фундаментальной частью базовой физической культуры. Базовая физическая культура не ограничивается дошкольными и школьными формами: она включает также дальнейшую физическую подготовку, обеспечивающую более высокий, чем в школе, уровень физической подготовленности. Спорт обеспечивает наиболее значительную степень развития физических и других, связанных с ним, способностей человека. Массовый спорт входит в состав базовой физической культуры. Спорт высших достижений представляет собой особую сферу физической культуры.
Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Их особенности определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специальной подготовки к ней, в зависимости от конкретных требований и условий профессии. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой.
К виду оздоровительной физической культуры относятся лечебная физкультура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функциональных возможностей организма [15]. Большое социальное значение направленного использования средств физической культуры в условиях повседневного быта и при организации здорового отдыха (в выходные дни и в отпускное время) составляет фоновая физическая культура.
Она служит неотъемлемым фактором обеспечения здорового образа жизни. Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.
С помощью средств физической культуры во внерабочее время создаются оптимальные условия для восстановления работоспособности и укрепления здоровья, обеспечивается гигиенически оправданный двигательный и общий режим жизни, необходимый для нормального функционирования организма способствующий профилактике заболеваний и отдаляющий возрастное снижение работоспособности [16].
С некоторой условностью можно выделить следующие направления, по которым используются средства фоновой физической культуры:
1. Преимущественно бытовые физкультурно-гигиеническое направление;
2. Массовое оздоровлено-рекреативное направление.
Оба направления существенно
отличаются от типичных видов физического
воспитания, поскольку ряд методических
закономерностей физического
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования.
Раздел 2.1 Школьная физическая культура.
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.
В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях.
Информация о работе Общеподготовительное направление физической культуры