Общеподготовительное направление физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания
Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления
Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования
Раздел 2.1 Школьная физическая культура
Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений
Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений
Раздел 2.1.3 Единоборства и игры
Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура
Раздел 2.2.1 Секционные занятия
Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия
Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе образования
Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура
Раздел 3.2 Реактивная физическая культура
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Жуков.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

                                                                           Кафедра теории и методики

                                                                           физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Общеподготовительное направление физической культуры».

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил: студент

                                                                                  4 курса 142 групы

                                                                   Жуков А.

 

 

                                                                                Адрес: г. Минск

                                                                                  Тел. 80447492646

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика общеподготовительного направления  физической культуры

Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания

Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления

Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе  образования

Раздел 2.1 Школьная физическая культура

Раздел 2.1.1 Аналитическая школа движений

Раздел 2.1.2 Система локомоторных движений

Раздел 2.1.3 Единоборства и игры

Раздел 2.2 Пролонгирующая физическая культура

Раздел 2.2.1 Секционные занятия

Раздел 2.2.2 Самостоятельные занятия

Глава 3. Основные компоненты фоновой физической культуры в системе  образования

Раздел 3.1 Гигиеническая физическая культура

Раздел 3.2 Реактивная физическая культура

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеподготовительное  направление (оно представлено в  первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.             

Общеподготовительное  направление уже анализировалось  у различных авторов в различных  изданиях: учебниках, монографиях, периодических  изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этого направления в сфере физической культуры и спорта.

Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном  обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика общеподготовительного  направления физической культуры.

Раздел 1.1 Место и роль общеподготовительного направления в системе физического воспитания.

Общеподготовительное  направление в системе физического воспитания в известных трактовках теории физической культуры представлено преимущественно в виде характеристики особенностей обязательного курса физического воспитания для общеобразовательных и других учебных заведений, обеспечивающего необходимый для всех граждан уровень всесторонней физической подготовленности. Последний характеризуется решением практических проблем освоения индивидумом фонда двигательных умений и навыков, достижения определенных показателей разностороннего развития физических качеств и способностей. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которые включена физическая культура, и решаемых с ее помощью задач в каждом из этих направлений выделяют соответствующие разделы и формы ее использования.

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений -- общеподготовительного и специализированного.

С известной условностью  общеподготовительное направление  физической культуры можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа [13].

Реализуется общеподготовительное направление через систему физического воспитания. Образовательная направленность физического воспитания, как и любого процесса воспитания -- образования, обеспечивается в первую очередь планомерной передачей (обучающим) и последовательным усвоением (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их [7].

Современные программы  физического воспитания предусматривают  приобщение воспитываемых к довольно широкому кругу физкультурно-образовательных знаний. Это знания о сущности физической культуры, ее значении для личности и общества, принципах и правилах рационального использования ее ценностей; это и знания сугубо прикладного характера, являющиеся необходимой предпосылкой осознанного формирования двигательных умений и навыков, эффективного использования физических способностей в жизни, а также другие знания, имеющие отношение к физической культуре, в том числе физкультурно-гигиенические.

С опорой на соответствующие  знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Естественная последовательность в формировании индивидуального фонда двигательных умений и навыков такова, что вначале, на базе врожденных двигательных возможностей и элементарных движений, образуются относительно простые двигательные умения, которые по мере закрепления переходят в двигательные навыки первого порядка; затем на их основе в зависимости от динамики индивидуального физического развития формируются более сложные двигательные умения, переходящие по мере упрочения в двигательные навыки более высокого порядка. С увеличением числа и разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков возрастает возможность быстрого становления новых практических умений, требующихся в жизни, развивается способность целесообразно преобразовывать двигательные действия, совершенствовать их. Эти закономерности учитываются при решении образовательных задач на последовательных этапах многолетнего физического воспитания [13,18].

На первых этапах предусматривается  обеспечить базовое физическое образование -- системное формирование исходных и основных жизненно важных двигательных умений и навыков (в ходьбе, беге, действиях с предметами, преодолении предметных препятствий и т. д.); на следующих этапах решаются задачи по обогащению индивидуального фонда данных умений и навыков в аспекте общего физического образования, создающего этот фонд в объеме, необходимом в жизни, и по углубленному совершенствованию умений, навыков в аспекте специализации в тех или иных избранных видах двигательной деятельности (в частности, спортивной). При этом имеется в виду путем многоступенчатого обучения сформировать и усовершенствовать как те двигательные действия, которые находят постоянное применение (так называемые прикладно-бытовые и профессионально-прикладные), так и те, которые хотя и не характеризуются такой прикладностью, тем не менее имеют ценность как эффективные средства разностороннего физического образования и воспитания физических способностей (именно в этом отношении ценны многие двигательные действия, входящие в состав гимнастических, игровых и спортивных упражнений) [13].

 

 

 

 

Раздел 1.2 Базовая физическая культура и фоновая физическая культура как основные формы общеподготовительного направления.

Общеподготовительное  направление используется преимущественно  в сфере воспитания и в повседневном быту. Оно обеспечивает общую физическую подготовленность занимающихся и поддержание оптимального уровня их жизнедеятельности в течение всей жизни. Его характеризуют различные формы базовой физической культуры (БФК) и фоновой физической культуры (ФФК). 

Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Базовая физическая культура обеспечивает физическое образование  и физическую подготовленность, которые  необходимы каждому человеку как  первооснова физического совершенствования для углубленной специализации в активной жизнедеятельности в целом. В зависимости от возраста занимающихся она видоизменяется, приобретает своеобразные черты.

Начальной базовой физической культурой условно можно называть «дошкольную и школьную физическую культуру». Этим обозначается обязательность занятий в дошкольных учреждениях, а также физическая культура как учебный предмет в общеобразовательной, профессиональной школе и других учебно-воспитательных учреждениях для детей школьного возраста, где она направлена на то, чтобы заложить основы общего физического образования, обеспечить разностороннее развитие физических способностей, крепкое здоровье, гарантировать тем самым необходимый каждому базовый уровень физической дееспособности [10].

Школьная физическая культура является в этом отношении фундаментальной частью базовой физической культуры. Базовая физическая культура не ограничивается дошкольными и школьными формами: она включает также дальнейшую физическую подготовку, обеспечивающую более высокий, чем в школе, уровень физической подготовленности. Спорт обеспечивает наиболее значительную степень развития физических и других, связанных с ним, способностей человека. Массовый спорт входит в состав базовой физической культуры. Спорт высших достижений представляет собой особую сферу физической культуры.

Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Их особенности  определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специальной подготовки к ней, в зависимости от конкретных требований и условий профессии. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой.

К виду оздоровительной  физической культуры относятся лечебная физкультура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функциональных возможностей организма [15]. Большое социальное значение направленного использования средств физической культуры в условиях повседневного быта и при организации здорового отдыха (в выходные дни и в отпускное время) составляет фоновая физическая культура.

Она служит неотъемлемым фактором обеспечения здорового  образа жизни. Как правило, в фоновой  физической культуре нагрузка незначительна  и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.

С помощью средств  физической культуры во внерабочее время  создаются оптимальные условия  для восстановления работоспособности и укрепления здоровья, обеспечивается гигиенически оправданный двигательный и общий режим жизни, необходимый для нормального функционирования организма способствующий профилактике заболеваний и отдаляющий возрастное снижение работоспособности [16].

С некоторой условностью  можно выделить следующие направления, по которым используются средства фоновой  физической культуры:

1. Преимущественно бытовые физкультурно-гигиеническое направление;

2. Массовое оздоровлено-рекреативное направление.

Оба направления существенно  отличаются от типичных видов физического  воспитания, поскольку ряд методических закономерностей физического воспитания соблюдается частично неполно, с  теми или иными ограничениями (например, не обеспечивается регулярное обучение или совершенствование новых форм двигательной деятельности периодически применяются лишь освоенное ранее навыки, не происходит нарастание функциональных нагрузок либо они увеличиваются лишь эпизодически и незначительно) [13].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные компоненты базовой физической культуры в системе образования.

Раздел 2.1 Школьная физическая культура.

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши  в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.

В нашей стране сложилась  научно обоснованная система физического  воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего  поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях.

Информация о работе Общеподготовительное направление физической культуры