Общеметодические принципы физического воспитания

Автор: Ирина Тимошевич, 17 Ноября 2010 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.

Задачи исследования:

1) Дать общее представление принципам физического воспитания.

2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……… 3


Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4

1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4

1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5

1.3 Применение принципов физического воспитания в вузах ………. 9


Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11

2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11

2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15

2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18

2.4 Принцип наглядности …………………………………………… 23


Заключение ……………………………………………………………..………. 29


Список литературы …………………………………………….………………. 30

Работа содержит 1 файл

Дидактические пинципы.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
 
 
 
 
 
 

                                   Исполнитель: студентка 5 курса,

                                   ОФКиТ, гр. 054,

                                   Тимошевич Ирина  Владимировна 

                                   Научный руководитель: 

                                   Слишина Татьяна  Леонидовна  

                                                                         Д 
                       
                       
                       
                       
                       

Минск 2010 
 
 

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение ………………………………………………………………….……… 3 

Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4

           1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4

           1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5

           1.3 Применение принципов физического воспитания в вузах ………. 9 

Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11

              2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11

              2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15

              2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18

              2.4 Принцип наглядности …………………………………………… 23 

Заключение ……………………………………………………………..………. 29 

Список  литературы …………………………………………….………………. 30

 

Введение 

       «Принципами» называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и обучения, поэтому служат главными ориентирами на пути к цели. Принципы имеют в качестве своей основы объективные, не зависящие от желания человека закономерности. Это значит, что специалист — педагог, преподаватель, тренер и т. д. — не может руководствоваться произвольными положениями. Он должен исходить в своей деятельности из проверенных всем социальным опытом воспитания и обучения краеугольных положений, сформулированных на основе познания действительных закономерностей воспитания и обучения, как общего руководства к действию [15].

       Закономерности  физического воспитания получили свое отражение в ряде принципов, имеющих более или менее широкую сферу применения. Одни из них, наиболее общие, относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию, оставаясь справедливыми независимо от ее частных задач, конкретных форм и условий (общие принципы системы физического воспитания). Другие отражают преимущественно методические закономерности (принципы методики физического воспитания) или специфические закономерности отдельных направлений и форм физического воспитания (например, принципы построения спортивной тренировки).

       Актуальность  темы. Процесс достижения результатов, соответствующих как современным спортивным требованиям, так и уровню физического здоровья человека, отражает крайне сложную систему. Управляя такой системой, педагог в сфере физической культуры систематически вынужден выбирать величины и направленность нагрузок, средства и методы тренировки для изменения состояния организма в сторону улучшения его подготовленности. Принятие эффективных решений в зоне подобного многозадачного выбора связано, прежде всего, с ясными представлениями педагога о цели и принципах двигательной деятельности, основанных на ее объективных закономерностях, которые, в свою очередь, связаны с особенностями формирования двигательных умений и навыков человека.

       Цель  работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.

       Задачи  исследования:

       1) Дать общее представление принципам физического воспитания.

       2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.

       Методы  исследования:

       1. Теоретико-методический анализ литературных источников.

       Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа имеет объем 31 лист формата А4, 4 рисунка, 1 таблицу, и 23 использованных литературных источника. 
 

       Глава 1 Понятие и характеристика принципов

1.1 Понятие принципа 

     Характеризуя  сущность принципов познания и преобразования действительности, Ф. Энгельс писал, что они «не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». Принципы воспитания верны потому, что они соответствуют внутренним закономерностям воспитания, отражающим объективные потребности общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека[13].

     Если  закономерности выступают как выражение  существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, то вытекающие из них принципы служат тем основополагающим началом, которое  определяет общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации. Как система отправных, исходных положений принципы воспитания охватывают все его стороны сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитательного процесса, педагог делает его научно обоснованным и управляемым.

     Принципы  воспитания, как и его цель, несут  на себе печать того или иного мировоззрения. Вытекая из познанных (и познаваемых) закономерностей воспитательного процесса, принципы помогают педагогу вскрывать присущие этому процессу противоречия, ориентироваться в самой сложной обстановке, всегда видеть связь между промежуточными и конечными целями. В то же время принципы воспитания не готовые рецепты и универсальные правила. Принципы дают знание научных основ воспитательной работы, опираясь на которые учитель может и должен самостоятельно решать педагогические задачи, постоянно возникающие в конкретных, бесконечно разнообразных ситуациях. Принципы воспитания не догма, выведенная путем дедуктивных предсказаний. Они не заменяют ни спе циальных знаний, ни опыта, ни таланта, ни энергии учителя. Воспитательная работа отличается тем, что в ней знание общих закономерностей и принципов реально сочетается с искусством, которое всегда носит творческий характер[21]. 

1.2 Принципы физического  воспитания 

     Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени[16].

     В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды  принципов: общие принципы системы  физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. К общим принципам физического воспитания относятся: 

     1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

     2. Принцип связи физического воспитания  с практикой жизни; 

     3.Принцип  оздоровительной направленности  физического воспитания[19]. 

     ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

     Всестороннее  развитие личности отражает биологическую  закономерность, потребность в гармоническом  развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

     Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в  процессе физического воспитания и  предопределяет органическую связь  между различными видами  воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

     Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

     1). Обеспечение единства всех сторон  воспитания, формирующих гармонически  развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

     2). Обеспечение широкой общей физической  подготовленности. Комплексное использование  факторов физической культуры  необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки[22].

     Духовный  мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя

     В процессе физического воспитания –  в силу физического и духовного  развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач  умственного нравственного и  эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

  • строго соблюдать единство различных сторон воспитания
  • обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

     Требования  общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека[12].  

     ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С  ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ

     Этот  принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию  – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического  воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.

     Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы  с их помощью ликвидировать скованность  современной жизни. Но есть и другая точка зрения – что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

     Это придает принципу связи физического  воспитания с практикой жизни  новые содержание и значение. В  осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.

Информация о работе Общеметодические принципы физического воспитания