Автор: Ирина Тимошевич, 17 Ноября 2010 в 22:22, курсовая работа
Цель работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление принципам физического воспитания.
2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.
Введение ………………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4
1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4
1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5
1.3 Применение принципов физического воспитания в вузах ………. 9
Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11
2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11
2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15
2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18
2.4 Принцип наглядности …………………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………..………. 29
Список литературы …………………………………………….………………. 30
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ
(ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
………………………………………………………………….………
3
Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4
1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4
1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5
1.3 Применение принципов физического воспитания
в вузах ………. 9
Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11
2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11
2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15
2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18
2.4 Принцип наглядности ……………………………………………
23
Заключение
……………………………………………………………..……….
29
Список литературы …………………………………………….………………. 30
Введение
«Принципами» называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и обучения, поэтому служат главными ориентирами на пути к цели. Принципы имеют в качестве своей основы объективные, не зависящие от желания человека закономерности. Это значит, что специалист — педагог, преподаватель, тренер и т. д. — не может руководствоваться произвольными положениями. Он должен исходить в своей деятельности из проверенных всем социальным опытом воспитания и обучения краеугольных положений, сформулированных на основе познания действительных закономерностей воспитания и обучения, как общего руководства к действию [15].
Закономерности физического воспитания получили свое отражение в ряде принципов, имеющих более или менее широкую сферу применения. Одни из них, наиболее общие, относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию, оставаясь справедливыми независимо от ее частных задач, конкретных форм и условий (общие принципы системы физического воспитания). Другие отражают преимущественно методические закономерности (принципы методики физического воспитания) или специфические закономерности отдельных направлений и форм физического воспитания (например, принципы построения спортивной тренировки).
Актуальность темы. Процесс достижения результатов, соответствующих как современным спортивным требованиям, так и уровню физического здоровья человека, отражает крайне сложную систему. Управляя такой системой, педагог в сфере физической культуры систематически вынужден выбирать величины и направленность нагрузок, средства и методы тренировки для изменения состояния организма в сторону улучшения его подготовленности. Принятие эффективных решений в зоне подобного многозадачного выбора связано, прежде всего, с ясными представлениями педагога о цели и принципах двигательной деятельности, основанных на ее объективных закономерностях, которые, в свою очередь, связаны с особенностями формирования двигательных умений и навыков человека.
Цель работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление принципам физического воспитания.
2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.
Методы исследования:
1. Теоретико-методический анализ литературных источников.
Структура
и объем курсовой
работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной
литературы. Курсовая работа имеет объем
31 лист формата А4, 4 рисунка, 1 таблицу,
и 23 использованных литературных источника.
Глава 1 Понятие и характеристика принципов
1.1
Понятие принципа
Характеризуя сущность принципов познания и преобразования действительности, Ф. Энгельс писал, что они «не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». Принципы воспитания верны потому, что они соответствуют внутренним закономерностям воспитания, отражающим объективные потребности общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека[13].
Если закономерности выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, то вытекающие из них принципы служат тем основополагающим началом, которое определяет общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации. Как система отправных, исходных положений принципы воспитания охватывают все его стороны сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитательного процесса, педагог делает его научно обоснованным и управляемым.
Принципы
воспитания, как и его цель, несут
на себе печать того или иного мировоззрения.
Вытекая из познанных (и познаваемых)
закономерностей воспитательного процесса,
принципы помогают педагогу вскрывать
присущие этому процессу противоречия,
ориентироваться в самой сложной обстановке,
всегда видеть связь между промежуточными
и конечными целями. В то же время принципы
воспитания не готовые рецепты и универсальные
правила. Принципы дают знание научных
основ воспитательной работы, опираясь
на которые учитель может и должен самостоятельно
решать педагогические задачи, постоянно
возникающие в конкретных, бесконечно
разнообразных ситуациях. Принципы воспитания
не догма, выведенная путем дедуктивных
предсказаний. Они не заменяют ни спе циальных
знаний, ни опыта, ни таланта, ни энергии
учителя. Воспитательная работа отличается
тем, что в ней знание общих закономерностей
и принципов реально сочетается с искусством,
которое всегда носит творческий характер[21].
1.2
Принципы физического
воспитания
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени[16].
В
теории и практике физического воспитания
существуют различные группы и виды
принципов: общие принципы системы
физического воспитания, методические
принципы, принципы, выражающие специфику
отдельных видов физического воспитания
(например, спортивной тренировки). Они
связаны между собой и составляют единую
систему принципов. К общим принципам
физического воспитания относятся:
1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
2.
Принцип связи физического
3.Принцип
оздоровительной
ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все
это обуславливает
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1).
Обеспечение единства всех
2).
Обеспечение широкой общей
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя
В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:
Требования
общей физической подготовленности
опираются на одну из главных закономерностей
развития человека – неразрывную взаимосвязь
систем и органов. Всесторонняя физическая
подготовка составляет непреложную основу
любого вида деятельности, служит неиссякаемым
источником моральных и физических сил
человека[12].
ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ
Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.
Некоторые
ученые видят основную функцию физической
культуры и спорта в том, чтобы
с их помощью ликвидировать
Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.
Информация о работе Общеметодические принципы физического воспитания