Общеметодические принципы физического воспитания

Автор: Ирина Тимошевич, 17 Ноября 2010 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.

Задачи исследования:

1) Дать общее представление принципам физического воспитания.

2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……… 3


Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4

1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4

1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5

1.3 Применение принципов физического воспитания в вузах ………. 9


Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11

2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11

2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15

2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18

2.4 Принцип наглядности …………………………………………… 23


Заключение ……………………………………………………………..………. 29


Список литературы …………………………………………….………………. 30

Работа содержит 1 файл

Дидактические пинципы.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Большинство специалистов считают основой систематичности  регулярность и последовательность обучения. Рациональная последоватеявность обучения сокращает сроки овладения учебным материалом, во-первых, потому, что быстрота и качество усвоения двигательного действия зависят от содержание предыдущего обучения - здесь последовательность определяет доступность; во-вторых, потому, что эффективность закрепления пройденного определяется необходимостью его применения в последующем курсе. В частности,  запоминание материала тем прочнее, чем чаще он требуется для решения задач в учебной и других видах деятельности обучаемог. Здесь систематичность определяет прочность усвоения[1].

2.3 Принцип сознательности и активности 

       Результативность  педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно  и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

       Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

       Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко эти мотивы, с педагогической точки зрения, случайны или малосущественны. Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и военной обороне[7].

       Вместе  с осмыслением сущности физкультурной  деятельности развивается и устойчивый интерес к ней. Реализация принципа сознательности и активности состоит в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.

       Принцип сознательности и активности предусматривает  далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных физических упражнений. Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают существо дела и определяют очередные задачи и пути своего физического совершенствования. Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления действий не достигается[6].

       В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью.

       Но  это справедливо, если автоматизация достигается не механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий.

       Ведущая роль в оценке и корректировании  действий занимающихся принадлежит преподавателю. Вместе с тем успех дела непосредственно зависит и от самооценки, в том числе от способности своевременно и точно оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений по ходу выполнения упражнения.

       Отсюда понятна необходимость использования таких методов, которые в наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом объективизировать на основе точной информации[20].

       Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение  движений с установкой исправить  или усовершенствовать те или  иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены.

       Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Следует уче6сть так же, что физическое воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в значительной мере на самостоятельных началах. Все это требует умелого сочетания руководящей роли преподавателя с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся. Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. Физические упражнения по природе своей связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При умелой организации занятий действие этого фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса. Было бы неверно делать ставку только на этот фактор и придавать занятиям развлекательный характер. Путь к физическому совершенству прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и скучные задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности[4].

       Существенную  роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и  поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования [1].

     Первое требование  реализации принципа сознательности и активности обучаемого - это обеспечить осознание потребностей, целей, мотивов учебной деятельности. Далеко не во всех случаях обучаемый достаточно полно осознает все эти категории, в частности - потребность учиться; далеко не всегда последняя становится ведущим мотивом учения. Для успешного решения задач обучения необходимо специально формировать систему целей, потребностей и мотивов ученика, и здесь принцип сознательности и активности обучаемого не может быть реализован в отрыве от принципа ведущей роли учителчя в обучении.

     Естественная  потребность в движениях не совмещается  с необходимостью изучать двигательные действия (совмещение наблюдается только у лиц пожилого возраста и у нуждающихая в лечебной физкультуре). У большинства интерес к двигательной деятельности высок, если эта деятельность предлагается в форме игры, и резко снижаются, если приходится заниматься тем же в условиях учебного регламента. Причина - в различии целей обучаемого (получить удовольствие от движений) и учителя - передать ученику запланированною дозу учебного материала в эмоционально явно более бедной ситуации урока.

     Зависимость качества реакции от уровня интенсивности  мотивирующих сигналов показана Р.Иерксом и Й.Додсоном и известна гак "Закон Иеркса-Додсопа". Графическая интерпретация итого закона - на рис. 2.2

Рис. 2.2 Изменение эффективности  реакции в зависимости  от силы раздражителя (Закон  Иеркеа-Додсова) 

     Активность  обучаемого измеряется не одномоментно, а соотносится с периодом изучения порции учебного материала. Активность обучаемого заметно увеличивается, если ему заранее известен лимит времени на освоение учебного задания, при оценке активности учитывается качество усвоения учебного интервала: оценка снижается в соответствии с количества недоработок[1].

     Активность  обучаемого определяется внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы - это мотивы, определяющие его поведение. Человек стоит перед множеством проблем, которые решаются для удовлетворения разнообразиях потребностей. Очередность удовлетворения потребностей лежит в основе стратегии поведения. Первой удовлетворяется наиболее актуальная потребность, затем - менее актуальные (мы имеем в виду субъективную актуальность, определяемую силой соответствующего мотива, а не объективную, определяемую потребностями ситуации, которые осознаются в ряда случаев недостаточно полно. Так, человек не обращается к врачу, хотя в чувствует недомогание, считая, что производственные обязанности важнее и неотложнее). Отмечено, что с возрастом меняется субординация мотивов, регулирующих физкультурно-спортивную активность человека. У детей 5-7 лет, занимающихся плаванием, эмоциональные мотивы являются ведущими, преобладают над познавательными ; у младших школьников преобладают мотивы, связанные с потребностью в движении, а у старших - с потребностью познания и другие, обусловленные социальными факторами, стремлением к укреплению здоровья. У взрослых мотивацию определяют забота об укреплении здоровья,  повышении работоспособности, стремление к доминированию, совершенотвованию. На рис, 2.3 представлена схема изменения значимости мотивов с возрастом обучаемого[1]. 

Рис. 2.3 Изменение активности в зависимости  от характера мотивации  в разных возрастных периодах 

     Внешние факторы, обуслявливагасда активность, многочисленны и разнообразны. Среди них - возможность удовлетворения потребностей; если в данной ситуации удовлетворение потребности маловероятно, то она становится не актуальной и уступает место другой потребности, удовлетворение которой возможно с большей вероятностью.

     Важно обеспечить доступность учебного задания для каждого ученика. Это важно, потому что сложность задания является активизирующим фактором. Легкие и невыполнимые задания снижают активность обучаемого, оптимальные - стимулируют. В специально проведенном эксперименте было показано, что учебная активность при изучении толкания ядра формируется в зависимости от доступности учебного норматива. Для рослых и тяжелых студентов этот норматив несложен, и они демонстрировали невысокую активность; прирост результата у них был незначителен[8]. Студенты среднего роста и веса, для которых выполнение норматива представляло определенную трудность, занимались упорно, показали как высокую учебную активность, так и самый большой прирост результатов. Очень легкие, низкорослые студенты не верят в возможность выполнить учебный норматив, их учебная активность снижнена, прирост результата небольшой . На рис. 2.4 представлена схема изменения учебной активности в зависимости от сложности учебного задания. До определенного уровня сложность задания не влияет на уровень активности (задания легко выполнимы и не являются стимулирующим фактором). Это - 1-я зона, зона незначительной сложности. С увеличением трудности задания наблюдается рост активности обучаемого, это - 2-я зона, зона стимулирущей сложности. Усложняясь, задание может превысить уровень возможностей обучаемого - физических, психических, нравственных. В этих случаях усложнение задания вызывает снижение активности, вплоть до полного отказа. Это - 3-я зона, зона угнетающей сложности, 2-я и 3-я зоны разграничиваются "критической сложностью задания", которая на рисунке обозначена знаком "х"[1].

     Необходимо  снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи. Это может быть осуществлено различными путями и, прежде всего, превращением потребностей в эмоциональной разрядке и движениях и потребности учиться в содружественные доминирующие потребности. Кроме этого, учитель должен использовать прямые и косвенные приемы ограничения "посторонней" деятельности обучаемых. Наиболее распространенные приемы прямого ограничения - запрещение и угроза наказанием. Этот путь внешне обеспечивает порядок на занятии, но по существу стимулирует поиск скрытых форм уклонения от учебной работы. Более эффективны косвенные воздействия, например, скрытая оценка. Учитель предупреждает, что в конце занятия он объявит оценку за работу на уроке нескольким учащимся, за которыми он наблюдает в течение всего занятия. Весьма эффективна оценка за взаимную помощь. Ученики работают в парах, корректируя действия товарища: оценивается как усвоение, так и качество помощи товарищу.

Рис. 2.4 Зависимость активности обучаемого от сложности  учебного задания[1] 

     Чтобы активизировать учащихся, следует так построить обучение, чтобы усвоение последующего материала было затруднено, если не усвоен предыдущий. Если это требование выполняется, то пропуск одного занятия или невнимательная работа на уроке делают практически невозможным усвоение последующего материала и получение положительной оценки за данный раздел учебной программы. Учащиеся должны при этом заранее знать о необходимости усвоения данного двигательного действия для уопешного овладения последующим материалом[18]. 

2. 4 Принцип наглядности 

       Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так  и постоянную опору на свидетельства  всех других органов чувств, благодаря  которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

       Наглядность необходимая предпосылка освоения движений. Практическое познание, начинается с чувственной ступени живого созерцания. Живой образ изучаемых движений формируется с участием как внешних, так и внутренних рецептороввоспринимающих органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц и т. д. Существенно при этом, что показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических и волевых качеств. Создавая чувственные предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известную методическую трудность. А именно: чтобы по-настоящему прочувствовать движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается в основном двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, идеомоторным упражнением, а также имитационными и другими подводящими упражнениями.

Информация о работе Общеметодические принципы физического воспитания