Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:34, реферат
Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта - одна из важных составляющих института образования в каждой стране.
В течение длительного периода времени в России складывалась многоуровневая и многокомпонентная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту, не имеющая аналогов в мировой системе образования, получившая высокую оценку и мировое признание у зарубежных партнеров и коллег.
Система подготовки
кадров для деятельности в области
физической культуры и спорта - одна
из важных составляющих института образования
в каждой стране.
В течение длительного
периода времени в России складывалась
многоуровневая и многокомпонентная
система подготовки специалистов по
физической культуре и спорту, не имеющая
аналогов в мировой системе образования,
получившая высокую оценку и мировое
признание у зарубежных партнеров
и коллег.
В настоящее время
требования социальной практики стимулируют
повышение качества подготовки специалистов
во всех сферах профессиональной деятельности,
в частности в сфере физической
культуры и спорта. Перемены в общественной
жизни, несомненно, должны способствовать
изменению взглядов на традиционную
подготовку специалистов.
Развитие современного
общества подтверждает приоритетное значение
интеллектуального развития человека.
Экономика, политика, образование все
более требуют работника, способного
самостоятельно активно действовать,
принимать решения, адаптироваться
к изменяющимся условиям жизни. Все
эти качества молодому человеку может
дать только игра. Поэтому игровые
методы в образовании становятся
ведущими. Следовательно, перед физкультурным
образованием стоит задача существенного
улучшения подготовленности выпускников
педагогических вузов к широкому
и эффективному использованию игрового
метода в физическом воспитании.
В связи с ранними
сроками начала обучения в школе
увеличивается общий охват
Активизация в применении
игрового метода отмечается повсеместно
(В. И. Лях, 1995; Т. Б. Козлова, 2000; Л. В. Шапкова,
2002; Н. С. Гринченко, 2002; М.Г. Ермолаева ,
2003; В.Е. Гриженя, 2003, и др.). Сегодня уже
многие специалисты, осуществляющие подготовку
педагогических кадров, ясно осознают
потенциал и богатство возможностей, представляемых
подвижными играми. В связи с этим необходимо
подчеркнуть, что именно подвижные игры
в силу присущих им особенностей являются
весьма эффективным средством комплексного
совершенствования двигательных качеств.
Анализ отечественных и зарубежных публикаций
о подвижных играх позволяет рассматривать
их как осмысленную деятельность, направленную
на достижение конкретных двигательных
задач в быстроменяющихся условиях.
Они помогают избежать
однообразия, восстанавливают
Среди базовых дисциплин,
обеспечивающих подготовку специалистов
по физической культуре, курс подвижных
игр занимает не последнее место
по своему объему и главным образом
по значимости тех знаний и умений,
которые получают студенты в результате
его изучения. Не ознакомясь с богатством
игр и не освоив методики их грамотного
применения для решения разнообразных
образовательно-
Рассматривая практику
преподавания курса "Игры народов
России" на факультетах физической
культуры, приходится признать, что
она не соответствует новым возросшим
требованиям к уровню подготовленности
специалистов. Существенное влияние
на позиции студентов оказывают
преподаватели и учителя. В этой
связи важно было выявить их отношение
к рассматриваемой дисциплине.
Исходя из анализа
сложившейся ситуации нами была предпринята
попытка выявления особенностей
использования подвижных игр
в системе подготовки специалистов
по физическому воспитанию как со стороны
студентов, так и со стороны специалистов
в этой области. Было проведено анкетирование
учителей школ по физическому воспитанию,
а также студентов и преподавателей педагогического
факультета физической культуры.
В опросе приняли
участие 62 респондента, работающих в области
физической культуры и спорта. Среди них
33 учителя физической культуры (20 специализируются
по циклическим видам спорта и 13 - по ациклическим)
и 29 преподавателей вуза (14 специализируются
по циклическим видам спорта и 15 - по ациклическим).
На вопрос "Каковы
достоинства игрового метода" подавляющее
число респондентов (81,4 %) ответили,
что это активный отдых, комплексное
развитие физических качеств, высокая
эмоциональная разгрузка и
На вопрос "Каково
ваше отношение к подвижным играм?"
26,1 % опрошенных специалистов утверждают,
что это важный и интересный метод
работы любого педагога, а 61,8 % из них
считают подвижные игры прекрасным
методом развития физических качеств
и 11,4 % применяют его в
Следует отметить что,
преподаватели профилирующих
Аналогичное положение
прослеживается и при рассмотрении
проблемы в аспекте стажа работы
в вузе. Исследования выявили, что
педагогическое общение на внутрикафедральном
уровне далеко от оптимального. Педагоги
со стажем, очевидно, мало озабочены становлением
педагогического мастерства более молодых
преподавателей факультета.
При сопоставлении
их позиций в отношении дисциплины
"Игры народов России" установлено,
что педагоги со стажем до 20 лет и
более по сравнению с педагогами,
имеющими стаж работы до 10 лет, в 1,5 раза
чаще отмечают позицию "Это важный
и интересный метод работы любого
педагога", в 5 раз - позицию "Подготовка
к спортивным играм", в 2 раза чаще
подчеркивают важность "Игр народов
России" в плане освоения методики групповых
занятий, в 4 раза - позицию "Важность
метода физической рекреации в системе
тренировки", и в 1,5 раза - позицию "Это
важный и эффективный метод формирования
педагогического мастерства студентов".
Одновременно с
опросом специалистов мы выяснили отношение
студентов к дисциплине "Игры
народов России". В опросе приняли
участие только студенты дневной
формы обучения ПФФК 2-5-х курсов,
имеющие определенные знания, навыки
и умения в организации и проведении
подвижных игр.
В социологическом обследовании участвовало 176 студентов, из них 94 занимаются ациклическими видами спорта и 82 - циклическими. По отношению к предмету "Игры народов России" респонденты разделились следующим образом: около 30 % студентов считают, что подвижные игры - важная и интересная дисциплина, около 26 % уверены, что это метод для развития физических качеств, 21 % считают, что игра интересна в прикладном плане, 14 % говорят, что игра важна в освоении методики проведения групповых занятий и только 10 % опрошенных респондентов отметили, что подвижные игры необходимы для тех, кто в будущем намеревается посвятить свою педагогическую деятельность работе с детьми.
Исходя из условий
нашего эксперимента студентам был
задан вопрос о готовности к использованию
игрового метода в их профессиональной
деятельности как отражение их педагогического
мастерства: 50 % ответили, что готовы, 35
% затруднились ответить, 16 % не готовы
на данный момент применить игровой метод.
Следует отметить наиболее низкую готовность
наших респондентов работать с более старшими
возрастными группами, что заставляет
думать о неготовности будущих педагогов
к работе на этапе спортивного совершенствования.
Очевидно, именно с этим фактором связано
мнение многих учителей и преподавателей
о возможности использования игрового
метода в основном на этапе начальной
подготовки.
Опрошенных студентов
отличает и то, что к учебным
и практическим занятиям в вузе и
урокам в школе 42 % из них готовятся,
всегда используя учебно-методические
пособия и учебники, 38 % - времия от
времени, используя при этом конспекты
товарищей, а 20 % вообще к занятиям не
готовятся.
Выявлено стремлени
е педагогов создать собственн ую библиотек
у по использованию игр народов России
в будущей профессиональной деятельности
педагогов. Так, среди нашего контингента
такое стремление отмечается только у
29 % студентов. Это свидетельствует о том,
что у большей части респондентов не сформирована
профессиональная мотивация, характеризующаяся
конкретны ми побуждени ями, которые обуславливают
выбор профессии и продолжительное выполнение
обязанностей, связанных с этой профессией,
поскольку мотивы профессионального мастерства
формируют стремление применять знания
для повышения качества работы и получения
дополнительных профессиональных знаний,
умений и навыков.
Основываясь на данных
социологического обследования, можно
сделать следующие выводы:
- учебная игра
больше других форм
- выявлена недооценка
педагогического потенциала
- существенную роль
в освоении курса подвижных
игр играет определенная
- большинство выпускников
не стремятся проявить себя
в избранной профессии,
Использованная литература
1. Гринченко И.С.
Игра в теории, обучении, воспитании
и коррекционной работе: Учеб. - метод.
пособие - М.: "ЦГЛ", 2002. - 80 с.
2. Гриженя В.Е.
Оптимизация двигательного
3. Ермолаева М.Г.
Игра в образовательном