Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:22, реферат

Описание работы

Образование и воспитание в высшей школе это единый процесс, который направлен на подготовку высокообразованных специалистов, имеющих достаточный уровень общекультурной подготовленности, обеспечивающий их дальнейшее саморазвитие.
Реформирование образовательного процесса, осуществляемое в последнее десятилетие, предполагает воспитание выпускников высших учебных заведений способных к самообразованию и самовоспитанию, не только в сфере своей специальности, но и в тех сферах деятельности, которые являются жизненно важными.

Работа содержит 1 файл

Контроль в физическом воспитании.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

      Воспитание – это процесс систематического  и целенаправленного воздействия  на человека, на его духовное  и физическое развитие в целях  подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

      От того, насколько правильно  будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

      Образование и воспитание в  высшей школе это единый процесс,  который направлен на подготовку высокообразованных специалистов, имеющих достаточный уровень общекультурной подготовленности, обеспечивающий их дальнейшее саморазвитие.  
Реформирование образовательного процесса, осуществляемое в последнее десятилетие, предполагает воспитание выпускников высших учебных заведений способных к самообразованию и самовоспитанию, не только в сфере своей специальности, но и в тех сферах деятельности, которые являются жизненно важными. Так, проблема формирования готовности студентов к физическому самовоспитанию является значимой как с позиций укрепления и сохранения здоровья, так и с позиций будущей профессионально- трудовой деятельности. Процессы воспитания и самовоспитания в этом отношении теснейшим образом взаимосвязаны.

       Образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе должен быть построен так, чтобы в ходе его у будущих выпускников развивались потребности, способности и умения в физическом самовоспитании, формировалась готовность к его осуществлению в целях собственного физического совершенствования.  
       С времен древней Греции проблемы самовоспитания и физической культуры привлекают внимание философов, педагогов, психологов.  Актуализируется значимость самовоспитания в развитии личности и организации ее жизнедеятельности, обращается внимание на роль образования и воспитания в подготовке учащейся молодежи, указываются пути самопознания личности, как одной из основных предпосылок включения ее в процесс самовоспитания. Так, изучая самовоспитание студентов, Ю.Я. Злотников выделяет два его основных уровня. Один из них эмпирический, который, как правило, обусловливается чувствами и ближайшими потребностями индивида, проявляется ситуативно, неустойчиво, беспланово. Другой более зрелый, высший уровень, характеризуется самопознанием личности, осознанием задач, целей, идеалов, что приводит к систематической и планомерной работе личности над собой .  
Педагогические основы теории самовоспитания были заложены в нашей стране в 60-е годы (А.Я. Арет (1961), А.Г. Ковалев (1958). Определение, данное А.Г. Ковалевым, остается до сих пор наиболее распространенным в педагогической литературе: «Самовоспитание это сознательная и целенаправленная работа личности над собой в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных качеств, отвечающих требованиям общества и личного плана развития» (85). Среди теоретических положений, характеризующих этот процесс, общепризнанными являются следующие:  
• самовоспитание - результат воспитания и важное условие его эффективности;  
взаимосвязь воспитания и самовоспитания - важнейший принцип в развитии личности;  
• для самовоспитания необходим определенный уровень подготовленности личности;  
• самовоспитание - сложный диалектический процесс , нуждающийся в целенаправленном педагогическом руководстве.  
В научных трудах, посвященных проблемам самовоспитания школьников и студентов, рассматриваются вопросы умственного, нравственного, профессионального самовоспитания учащихся. Практически во всех исследованиях отмечается положительная роль физической культуры и спорта в формировании личностных качеств обучаемых и просматривается мысль о значимости саморазвития и самовоспитания в процессе занятий различными видами физической культуры. Признается, что физическое самовоспитание выступает эффективным средством совершенствования личности во всех отношениях.  
     Большой вклад в разработку проблемы самовоспитания внес авторский коллектив ученых Рязанского педагогического института (1970 - 1980 г.г.). Под руководством профессора А.И. Кочетова исследователями раскрыты содержание и возможности самовоспитания в детском и юношеском возрасте, выявлены его движущие силы, представлены основные условия педагогического руководства этим процессом . В работах Н.И. Дуниной (1975), СВ. Кабановой (1980),Б.П. Зязина (1978) и др. раскрыты вопросы профессионально - педагогического самовоспитания студенческой молодежи, вскрыта взаимосвязь особенностей самовоспитания в старшем юношеском возрасте с процессом становления личности будущего педагога. В исследовании В.А. Беляевой рассмотрены проблемы физического самовоспитания будущих педагогов, определены его понятие, содержание, динамика развития, вопросы руководства этим процессом.  
По мнению А.И. Кочетова «Самовоспитание - это осознанное и управляемое саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности. В этом случае любая деятельность в окружающем мире может быть одновременно и процессом самовоспитания». В данном определении приоритет отдается общественной направленности процесса самовоспитания. Кроме того, любая деятельность, по мнению автора, может рассматриваться как процесс самовоспитания. Справедливо ли это? С точки зрения гуманистического подхода, воспитание и самовоспитание, прежде всего, имеют личностную ориентацию. Не каждая деятельность, даже инициативная, может представлять собой процесс самовоспитания. Если она осуществляется как личностно желаемая и личностно значимая, позитивно переживаемая, то происходит процесс интериоризации новых знаний и отношений во внутреннюю сферу личности. Здесь происходит процесс самовоспитания, в других случаях осуществляемая деятельность может быть далекой от него.  
     Самовоспитание студентов институтов физической культуры исследовалось в работах И.А. Головина (1980), К.В. Вагановой (1996) и др. В них авторы рассматривали возможности использования приемов самовоспитания в профессиональном становлении будущих специалистов по физической культуре.  
Учеными отмечается, что человек сопоставляет и анализирует требования общества, текущие события и собственные возможности, развивает в себе интеллектуальные, волевые и нравственные качества и понуждает себя к активной деятельности, в том случае, если ставит перед собой конкретные цели. Психологами установлено, что интенсивное развитие самосознания личности приходится на период ранней взрослости, т.е. на студенческий возраст (86,91,92,149). И.С. Кон (1989), А.Г. Ковалев (1976) и др. отмечают, что самовоспитание тесно связано как с потребностями, так и определяющими его историко-социальными общественными отношениями. Так, B.C. Сепчева определяет самовоспитание как проявление личностной активности человека, в которой он реализует свое субъективное отношение к объективному миру, развивая все свои сущностные силы, через преодоление как внешних, так и внут-  
ренних препятствий на пути к достижению социально-ценной и личностно-значимой цели . В современных условиях гуманистического воспитания эти цели меняются местами по значимости, что выражено в принципе личностно-ориентированного подхода в образовании. Оптимальный вариант - совпадение личностной и общественной целей.  
     Практически все авторы отмечают, что эффективность воспитательной работы резко повышается, когда у личности появляется стремление к самовоспитанию, когда педагогические требования становятся внутренними требованиями воспитуемого к самому себе. Воспитание и самовоспитание находятся в тесной взаимосвязи, воспитание подготавливает, организует и руководит самовоспитанием, а оно в свою очередь реализует, углубляет и закрепляет воспитательный процесс . Поэтому самовоспитание способствует более точному осуществлению целей воспитания, так как никакая внешняя система воздействий не достигнет поставленной цели, если не найдет у самой личности поддержки, опоры и ответных усилий, направленных на самовоспитание.  
     Необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе существует единый подход к формированию в процессе воспитания определенных предпосылок для самовоспитания. К ним в первую очередь относят высокий уровень развития сознания и самосознания, определяющих активную жизненную позицию личности . 
Не менее важной предпосылкой готовности к самовоспитанию признается способность к самопознанию и адекватной самооценке личности, которая дает возможность выявить степень соответствия своих качеств и требований общества .  
     Вместе с тем, в настоящее время, в постоянно меняющихся социальных условиях, прежде всего следует ориентироваться на выявленные в процессе самопознания соотношения личностных притязаний, жизненных целей, потенциальных способностей и возможностей личности.  
Знание теоретических основ самовоспитания и умение применять их на практике ученые выделяют как существенную предпосылку самовоспитания личности . На наш взгляд, при этом следует подчеркнуть личностную ценность этих знаний, поскольку в ином случае они не будут служить предпосылкой работы над собой. 

     Сформированность личностно-ценностных  и общественно-значимых потребностей  личности, осознание смысла жизни  и достаточный уровень эмоционально-волевого развития некоторые исследователи рассматривают как основные движущие силы самовоспитания. В то же время, движущими силами самовоспитания личности большинство ученых называют наличие определенных внешних и внутренних противоречий. Например, противоречие между внешними требованиями общества и отношением личности к этим требованиям . В условиях образовательного процесса в вузе это противоречие возникает между педагогическими требованиями и соответствующим отношением к ним. Однако преодоление данного противоречия в процессе самовоспитания имеет лишь ситуативный характер и по результативности может, чаще всего, находиться на минимальном уровне достижения успеха. То есть, это противоречие не может являться действенной движущей силой самовоспитания. Внутренние противоречия возникают между требованием личности к себе и готовностью их выполнения, требованием к себе и требованием к окружающим и др.   
Обратитимся и к тем психологическим актам, посредством которых осуществляется самовоспитание как особая деятельность. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы личности выполняют в самовоспитании как мотивационную, так и регулирующую функции. Личность могут побуждать к самовоспитанию как информация, полученная о себе и окружающей среде, так и чувства, вызванные этой информацией. То есть, мышление и чувства могут выступать также в качестве регулирующих механизмов в самовоспитании. То же можно сказать и о воле. Волю принято относить к регулирующим процессам в психике человека, без нее невозможны процессы сознательного самоуправления. В то же время волевые свойства личности, такие как целеустремленность, выдержка, решительность, сами являются побудителями активности личности в работе над собой . Одним из ведущих условий самовоспитания, по мнению многих авторов, является активная деятельность человека. В формировании личности в целом, в том числе, в процессе самовоспитания, особенно велика роль таких видов деятельности, как обучение, общественно полезный труд, занятия спортом, игровая деятельность. Человек воспитывается и совершенствуется лишь в ходе практической и преобразующей деятельности. Только так он может усовершенствовать свое бытие и вместе с тем стать совершеннее сам .  
Проблемы самовоспитания студенческой молодежи рассматриваются специалистами с учетом тех особенностей, которые присущи этому возрасту и условиям организации ее жизнедеятельности. (Н.В. Алябьева (1986), М.Я. Виленский (1985), В.А. Беляева (1985) и др.). Студенты вузов - это сравнительно высокоразвитые люди, обладающие, в основном, высоким интеллектуальным потенциалом. С социальной точки зрения период студенчества называют периодом самоопределения в обществе. Студент может внутренне существенно измениться, развивая свои способности, духовные потребности, вырабатывая сильный и твердый характер. Для студенческого возраста характерна достаточно высокая сформированность мировоззрения, мышления, памяти. В большинстве случаев студенты реально оценивают свои знания, способности, потребности и интересы, в целом — свою личность. Но в то же время самооценка студентами отдельных качеств личности и своего поведения часто противоречива, порой не реалистична. Зачастую они завышают собственные притязания, категоричны в суждениях. Несоответствие идеального и реального «я» порождает внутреннюю неуверенность в себе, некритическое отношение к своим возможностям и поступкам. Этот возраст характерен наличием противоречий между интеллектуальными, физическими, психическими возможностями и недостатком жизненного опыта, неумением самостоятельно организовать свою учебу, работу, свободное время. Особенно большие трудности испытывают первокурсники. Адаптация к новым формам и методам обучения в вузе приводит к значительной перестройке психики обучаемых, а порой и к ухудшению их здоровья.  
      В студенческие годы завершается возрастное формирование организма, но продолжается совершенствование систем и функций под влиянием мышечной работы. На жизненный период 17-- 25 лет приходится расцвет физических сил молодежи. Однако педагогами и врачами отмечаются факты отставания и несоответствия показателей физического развития значительной части студентов с нормативными показателями рассматриваемого возраста. Выявлено, что 57,5 % обследуемых студентов 1 курса имеют физическое развитие ниже среднего и только42,5% -среднее либо выше среднего. Тенденция роста числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, достаточно стабильна. В некоторых вузах это число увеличивается с 12% на первом курсе до 25% на пятом . Массовое обследование уровня физической подготовленности студентов 4-5 курсов в ряде педагогических вузов страны, позволило установить его снижение на 48-63% от уровня, достигнутого к концу обучения на 2 курсе .  При этом утрачиваются многие жизненно важные физические способности. Так, показатели выносливости снижаются на 40%, силы, быстроты, скоростно-силовых качеств - соответственно на 62%, 10% и 19% . Кроме этого, среди студентов старших курсов, прекративших систематические занятия по физическому воспитанию, отмечается снижение функциональных параметров различных физиологических систем организма. У 40% старшекурсников наблюдается уменьшение жизненной емкости легких на 300-500 мл, что указывает на ухудшение функционального состояния дыхательной системы . Практически все исследователи связывают это со снижением двигательной активности студентов, их неумением самостоятельно организовать свою физкультурно-спортивную деятельность.  
Изменить сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, возможно при определенной ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию. В современном обществе молодежь понимает, насколько важно иметь достаточные показатели физического развития и обладать основными навыками в изучаемом виде спорта. Это связано не столько со сдачей нормативов, сколько со стремлением студентов получить высшее образование, достойную работу, создать крепкую и здоровую семью. Понимая, что достичь поставленных целей можно лишь обладая достаточным здоровьем и, в основном, собственными усилиями, в большинстве своем студенты стремятся воспитать в себе недостающие личностные и физические качества.

 

     Контроль в физическом воспитании  является разновидностью деятельности  специалиста и необходимым составным  элементом целесообразного построения  процесса обучения и воспитания  занимающихся, управления его результативностью. 
Учет получаемых результатов - необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания. 
Проблема управления в природе и обществе сводится к целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по аналогу кибернетических обратимых связей (А.Берг и др.). Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия и предполагает наличие “принципа перманентного планирования и контроля”. 
Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.

 
 
1. Учет и контроль   
 
    Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему содержанию близки друг к другу. Первоначально в ФК большее распространение имел термин “учет”. Учет в физическом воспитании- это деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о функционировании процесса ФВ. Он осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и выражался в определенной системе учетной и отчетной документации. 
Предварительный учет позволяет при разработке документов планирования обосновать различные показатели физического воспитания. Он предусматривает обобщение: 
- директивных указаний вышестоящих инстанций; 
- материально-технического состояния мест занятий и спортивных сооружений; 
- уровня подготовленности обучаемого контингента; 
- уровня подготовленности специалистов. 
Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе процесса физического воспитания. Он отражает: 
- посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую успеваемость; 
- степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и эффективность использования средств; 
- результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и тренировочных занятий.  
Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты процесса ФВ за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными показателями являются: 
- результаты итоговой успеваемости занимающихся; 
- количество спортсменов-разрядников и туристов; 
- спортивные рекорды и достижения; 
- выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания. 
     Таким образом, “учет” был более объемным понятием, “контроль” - являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического состояния. Постепенно термин “контроль” вытеснил определение “учет” в учебниках и пособиях по основам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки. 
В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста. 
Термин “педагогический” прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма. 
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания. 
 
2. Направления педагогического контроля  
 
Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта): 
- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых (“факторы воздействий”); 
- контроль двигательной деятельности занимающихся; 
- контроль “эффекта воздействий”. 
Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач: 
- индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств); 
- фонд двигательных умений и навыков; 
- мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности. 
На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий. 
К о н т р о л ь      в н е ш н и х     ф а к т о р о в, воздействующих на обучаемых, включает: 
- контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации); 
- контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики). 
К о н т р о л ь    д в и г а т е л ь н о й     д е я т е л ь н о с т и занимающихся включает: 
- контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков; 
- контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом; 
- контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений); 
- контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг). 
Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме. Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным. 
К о н т р о л ь    э ф ф е к т а    в о з д е й с т в и й предусматривает определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных качеств. Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких занятий) и кумулятивный эффект ФВ. Эффект “больше” физиологическое понятие. Срочный эффект предполагает наличие изменений после выполнения физического упражнения или в конце занятий. Отставленный эффект - изменения в организме происходят через некоторое время после занятий и до начала очередного. Кумулятивный эффект носит устойчивый характер и приобретается после продолжительного периода регулярных занятий. 
Итак, главное направление педагогического контроля заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план. 
Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению: 
1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость); 
2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов, может быть несколько десятков граф); 
3) протоколы тестирования и соревнований; 
4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками); 
5) журнал учета травм (на спортивных базах); 
6) книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта); 
7) неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся. 
Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета. Они приучают к постоянному контролю за собой, способствуют критичности мышления и накоплению материала для последующих научных исследований; 
8) журнал учета наличия и состояния оборудования и др. 
 
3. Виды педагогического контроля  
 
Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством. Это можно представить наглядно: 

 
 

Таблица 1  
Соотношение эффекта, вида контроля и планирования

Состояние воспитуемого Тренировоч-ный  эффект Разновидность контроля Разновидность планирования Проведение
Исходное - Предваритель-ный - Вводное занятие
Оперативное Срочный Оперативный Краткосрочное(1 зан. - 7 дней) Одно занятие
Текущее Отставленный Текущий - II - Микроцикл
Устойчивое Кумулятивный Этапный Этапное (1- 2,5 месяца) Этап (четверть, мезоцикл)
- II - - II - Итоговый Перспективное Макроцикл

 
Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения. 
П р е д в а р и т е л ь н ы й   к о н т р о л ь проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции). 
О п е р а т и в н ы й   к о н т р о л ь позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте - регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия. 
Т е к у щ и й   к о н т р о л ь предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия). 
В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами “прикидок” в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе и более эффективному осуществлению учебно-воспитательного процесса. 
В действующем учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика ФК, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно-текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на обучаемых. 
Э т а п н ы й   к о н т р о л ь выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период, могут быть. мезоциклы, если они выделяются этапом более крупного цикла тренировок). Он включает, кроме операций, характерных для контроля в целом: 
1) обобщающую обработку материалов текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач ФВ; суммарных величин физической нагрузки в спорте и долей по уровню и направленности; определение средних величин показателей изменения состояния занимающихся. Таким образом анализируется структура и динамика педагогического воздействия и тенденции изменения их эффекта); 
2) итоговые тестирующие и другие диагностические процедуры в конце этапа для определения общего кумулятивного эффекта проведенных занятий и сдвигов, прошедших в состоянии обучаемых (педагогическая диагностика: контрольные процедуры по выявлению эффекта педагогически направленных воздействий и изменений в состоянии воспитуемых); 
3) сравнительный анализ динамики I-го и 2-го показателей. 
И т о г о в ы й   к о н т р о л ь (разновидность этапного контроля - цикловой по Л.П. Матвееву) применяется для определения конечных результатов по разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл). 
Основные требования, предъявляемые к контролю: 
- своевременность (соответствие срокам планирования); 
- систематичность (регулярность); 
- объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации); 
- полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса ФВ). 
 
4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры  
 
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям: 
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; 
- воспитание физических качеств; 
- изменение состояния организма. 
Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся. 
П р о в е р к а и о ц е н к а  д в и г а т е л ь н ы х   у м е н и й   и   н а в ы- к о в,  п о л у ч е н н ы х   н а   у р о к а х. 
Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также посредством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях. На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения. На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях. 
Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок: 
“5”- упражнение выполнено правильно, свободно и точно; 
“4”- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники); 
“3”- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники); 
“2”- упражнение выполнено с искажениями основ техники; 
“I”- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения. 
Оценка производится визуально. 
П р о в е р к а  и   о ц е н к а   у р о в н я    р а з в и т и я    ф и з и ч е с к и х    к а ч е с т в. 
Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы: 
1) ФУ, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации; 
2) ФУ для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями I-й группы (прыжок в длину или в высоту с места). 
Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно ФУ. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом. 
Требования к тестам: 
- простота (по биомеханической структуре); 
- оперативность (min времени на выполнение и обработку); 
- надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании) 
- информативность (“валидность” - достаточная степень точности измеряемого качества); 
- стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время). 
Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля ФУ у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование). 
Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде. 
К о н т р о л ь   ф у н к ц и о н а л ь н о г о   с о с т о я н и я    у ч а щ и х с я. 
Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает: 
1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные; 
2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно-описательные; 
3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю - величине ЧСС. 
По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий. 
В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль. Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий ФУ он включает также: контролирование своих движений и “прочувствование” двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности. 
В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально-образовательных знаний, умений и навыков. 
В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают: 
- общее самочувствие; 
- характер сна; 
- степень утомляемости; 
- желание заниматься ФК и С; 
- физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения); 
- реакцию организма (преимущественно по ЧСС); 
- еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий. 
В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП: 
- бег на короткие дистанции (30-100 м); 
- бег на длинные дистанции (1-3 км); 
- силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре); 
- прыжок в длину с места. 
Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств. 
Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в ФВ. 
 

Информация о работе Физическое воспитание