Общеметодические принципы физического воспитания

Автор: Ирина Тимошевич, 17 Ноября 2010 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить дидактические принципы физического воспитания.

Задачи исследования:

1) Дать общее представление принципам физического воспитания.

2) Изучить дидактические принципы физического воспитания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……… 3


Глава 1. Понятие и характеристика принципов ………………………………. 4

1.1 Понятие принципа ……………………………………………………4

1.2 Принципы физического воспитания ……………………………….. 5

1.3 Применение принципов физического воспитания в вузах ………. 9


Глава 2 Характеристика методических (дидактических) принципов физического воспитания ……………………….…………………………….. 11

2.1 Принцип доступности и индивидуализации обучения ………. .. 11

2.2 Принцип систематичности обучения …………………………… 15

2.3 Принцип сознательности и активности …………………… …...18

2.4 Принцип наглядности …………………………………………… 23


Заключение ……………………………………………………………..………. 29


Список литературы …………………………………………….………………. 30

Работа содержит 1 файл

Дидактические пинципы.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

       Известно, что новые двигательные умения и  навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.

       Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

       Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими путями. При оценке трудности физических упражнений следует различать их координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным. Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование специальных средств и методов, направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной преемственности между разделами программного материала. Особое значение при этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения.

       Индивидуализация  общего направления и частных  путей физического воспитания. Под  индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего  процесса физического воспитания и  такое использование его частных  средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических качеств. Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования. Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Учитывать индивидуальные особенности - это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению [14].

     Качество  усвоения материала учебной программы  зависит от мотивации ученика, качества преподавания я учения, материальной обеспеченности учебного процесса и других факторов. Но при прочих равных условиях материал будет усвоен только тогда, когда он доступен обучаемому[1].

     Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и  методов его освоения, форм организации занятий возрастным особенностям учащихся, их образовательной подготовленности и их умственному развитию. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют "типовым" характеристикам, о которых повествуют руководства, в связи с чем следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развитая и подготовленности обучаемых,

     В сфере обучения двигательным действиям  реализация принципа доступности обучения требует выполнения ряда требований.

     Физическая  подготовленность обучаемых должна соответствовать специфике изучаемого двигательного действия. Многие двигательные задачи могут быть решены лишь при условии достаточного развития физических качеств, например, быстроты - при исполнении сальто, гибкости - при выполнении шпагата и моста, выносливости - при перетягивании каната и т.д. В некоторых упражнениях (в беге, поднимании тяжестей) в условие двигательной задачи может входить количественный норматив, одределящий качество выполнения и необходимый уровень развития физических качеств обучаемых. Для того, чтобы двигательное действие смогли усвоить все учащиеся, необходимо планировать период предварительной физической подготовки, обеспечивающей необходимый уровень развития физических качеств,  Этот период может быть весьма продолжительным[9].

     В тех случаях, когда это разрешает программа обучения и позволяют условия, следует облагчать условия выполнения упражнений в соответствии с особенностями телосложения и физической подготовленности обучаемых: применять облегченный инвентарь, оборудование уменьшенных размеров, а также регламентировать длину дистанций, продолжительность поединков к перерывов между попытками (таймами, периодами).

     Двигательная  подготовленность обучаемых должна соответствовать особенностям изучаемого двигательного действия. В основе успеха при освоении двигательных действий лежит развитое мышечное чувство, проявляющееся в способности учащегося соразмерять движения с требованиями обстановки. Мышечное чувство надо постоянно совершенствовать как при выполнении упражнений основной гимнастики, так и в игровых и спортивных упражнениях.

     Психическая подготовленность обучаемого должна соответствовать специфике научаемого двигательного действия. Сложность двигательной задачи определяется, наряду с другими факторами, количеством объектов действия, нуждающихся в одновременном контроле,  и быстротой переключения внимания с одного объекта на другой при выполнении действия. Эти операции требуют определенного уровня объема, распределенности и подвиачюсти внимания обучаемого. Свойства внимания поддаются тренировке, можно научить управлять их динамикой. Но даже хорошо тренированный человек не способен в процесса изучения контролировать одновременно больше 3 элементов изучаемого действия. Поэтому в тех случаях, когда количество объектов одновременного контроля превышает возможности обучаемого, двигательное действие изучают по частям, соединяя изученные операции но мере их освоения. Если же доступность лимитируется недостатком времени на контроль качества исполнения (при изучении быстрых действий), то действие изучается в замедленном темпе, а когда замедление невозможно, например.в безопорных фазах прыжков, вращений и т.п., поменяют специальные тренажеры, позволяющие замедлять и даче останавливать движение в нужные моменты[1].

2.2 Принцип систематичности обучения 

       Суть  этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий  и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха. Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

       Функциональные  и структурные изменения, происходящие в организме во время и в  результате занятий физическими  упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения  занятий.

       Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, наслаиваться определенным образом на следы предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется - возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков. В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки [2].

       Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

       Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также в определенных чертах и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса. Повторяемость только одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противоположная черта - вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.

       Последовательность  занятий и взаимосвязь между  различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обусловливает последовательность[1].

       При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются  правилами от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Вместе с тем эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.

       Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к закономерностям возрастного развития.

       Вполне  логичен переход от широкого общего физического образования к специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования.

       Последовательность  материала на каждом данном этапе  физического воспитания зависит  от многих конкретных условий, но более  всего от объективно существующих связей между намеченными видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого переноса двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Рис. 2.1 Соотношение вариативности  и стабильности навыков в подготовительной и основной частях приш (по А.А.Новикову)[1] 

       Строя систему занятий физическими  упражнениями, необходимо максимально  использовать положительный перенос  навыков и качеств и по возможности  исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект отрицательного переноса. Содержание физического воспитания определяется, в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и добиваться общего прогресса. В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего действия отрицательного переноса и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражнений, которые с самого начала сопровождаются положительным переносом, то их целесообразно концентрировать во времени. Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений. Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом [8].

Информация о работе Общеметодические принципы физического воспитания