Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики.
Введение
Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции
1.1 Каким должен быть бегун
1.2 Техника бега
1.3 Тактика бега
Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
2.1 Развитие выносливости
2.2 Развитие скоростных способностей
2.3 Развитие координационных способностей
Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции
Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
4.1 Начальная подготовка
4.2 Специальная подготовка
4.3 Спортивное совершенствование
4.4 Нагрузка юных бегунов
Вывод
Литература
В настоящее время новыми правилами запрещается подсказывать участникам время на отдельных отрезках дистанции в состязаниях. Поэтому большую актуальность приобрел вопрос развития "чувства времени". Совершенствовать это специфическое качество нужно в тренировках на различных беговых отрезках (бег на заданное время), сочетая определение времени спортсменом с контролем со стороны тренера. На состязаниях можно в какой-то степени ориентироваться по времени лидера, которое сообщается судьей-информатором.
Следует особо подчеркнуть важность создания у бегунов уверенности в своих силах, веры в реальность поставленных перед ними задач. Здесь большое значение имеют обстоятельные работы прошедших состязаний, прикидок и наиболее важных тренировок. Необходимо указать на важность сознательного и активного отношения спортсменов к вопросам тактической подготовки.
В процессе же самих состязаний тренеру не следует заниматься мелочной опекой бегуна, а только указать основные задачи и наметить пути для их выполнения, предоставив самому спортсмену свободу действий. Большое значение для тактической подготовки имеют личные состязания, где бегун может проверить ряд тактических вариантов.
Что касается раскладки времени на 800 м, то она относительно проста. Как правило, бегуны пробегают вторые 400 м в среднем на 3-4 сек, хуже первых. Так, если вы рассчитываете на результат 2.02,0 , то первые 400 м пробегаете за 59,0 и вторые за 63,0; при расчете на 1.56,0-56,4 и 59,6 и т.д. Однако такая раскладка не должна быть догмой. В отдельных случаях, в зависимости от сложившейся обстановки и подготовленности бегуна, могут применяться и иные варианты бега. Так, при установлении мирового рекорда на 880 ярдов 1.44,0 Д. Райан пробежал первые 440 ярдов за 53,0 и вторые за 51,2 сек.
Таблица 1. Примерные раскладки бега на 1500 м в пределах 3.55,0-4.10,0 .
1500 м |
1-е 400 м |
2-е 400 м |
3-е 400 м |
300 м |
3.55,0 |
61,0 |
62,5 |
64,0 |
47,5 |
3.57,0 |
61,5 |
63,0 |
64,5 |
48,0 |
3.59,0 |
62,0 |
62,0 |
65,0 |
48,5 |
4.00,0 |
62,5 |
62,5 |
65,0 |
48,5 |
4.02,0 |
63,0 |
64,5 |
65,5 |
49,0 |
4.04,0 |
63,5 |
65,0 |
66,0 |
49,0 |
4.06,0 |
64,0 |
65,5 |
67,0 |
49,5 |
4.08,0 |
64,5 |
66,0 |
67,5 |
50,0 |
4.10,0 |
65,0 |
66,5 |
68,0 |
50,5 |
Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Бег широко представлен
в комплексной программе
Учащиеся VIII – IX классов продолжают совершенствоваться в беге в равномерном темпе до 20 мин. (юноши) и до 15 мин. (девушки). Этот бег проводят обычно на школьном стадионе или во дворе школы.
Подходы к обучению технике длительного бега традиционны: сначала длина дистанции и скорость бега незначительны, затем постепенно возрастают, и время бега доводится до 15 – 20 мин. Учитель, в зависимости от подготовленности школьников, регулирует скорость бега, добивается, чтобы школьники выполняли бег в равномерном темпе.
Кроме бега в
равномерном темпе в VIII классе программой
рекомендовано обучать
Основы техники бега, заложенные в V – VII классах, на дистанции 1000 – 2000 м совершенствуются в VIII – IX классах. Школьники более основательно изучают технику старта и стартового разгона, бега по дистанции, соблюдения ритма бега и ритма дыхания. Особое внимание следует уделять работе с девушками, для них дистанция 2000 м – серьезное испытание. После достаточной подготовки проводят прием контрольных нормативов в беге на 2000 – 3000 м.
2.1 Развитие выносливости.
Выносливость развивают на протяжении всего школьного возраста. Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты и круговая тренировка, с которыми знакомятся школьники в V – VII классах, продолжают использовать и в VIII – IX классах.
Учитывая возросшие в этом возрасте функциональные возможности школьников, увеличивают продолжительность длительного бега с умеренной интенсивностью до 15-20 мин., усложняют бег с препятствиями, которые становятся более сложными, увеличивается их количество на дистанции, особенно при занятиях с юношами в VIII – IX классах. Для девушек не рекомендуется чрезмерно усложнять такие трассы. В тех школах, где это позволяют условия, целесообразно построить полосу препятствий.
Хорошим средством развития скоростной и общей выносливости являются круговые и обычные эстафеты. На уроках легкой атлетики в VIII – IX классах в состав обычных эстафет можно включать различные варианты бега на дистанции до 30 – 40 м.
Значительное время отводят кроссовой подготовке, особенно при занятиях с юношами. Дистанция кросса прокладывается по полям, лесам, проселочным дорогам, где могут быть естественные и искусственные препятствия: рвы, канавы, изгороди. Наличие дополнительных препятствий и различного рельефа местности требует от школьников внесения изменений в технику бега, которую они освоили при беге на стадионе. При подъеме в гору, например, увеличивается наклон туловища, делаются короче шаги, чаще работают руки. При беге с горы увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу или пятку с перекатом на носок. Длина дистанции кроссового бега в VIII классе может доходить у девушек до 1 – 1,5 км, у юношей – 1,5 – 2 км и 2 – 3 км соответственно. После завершения кроссовой дистанции важно приучать школьников не останавливаться, а походить до полного восстановления дыхания.
2.2 Развитие скоростных способностей.
Ведущий метод развития скоростных способностей школьников VIII – IX классов – повторный. Продолжительность выполнения упражнений на скорость не должна превышать в этом возрасте 6 – 8 сек. с интервалами отдыха между повторениями в пределах 1,5 – 2 мин. В качестве средства развития скоростных способностей используют повторный бег на 30 – 40 м в VIII классе, 50 – 60 м – в IX классе, различные ускорения на 20 – 30 и 30 – 40 м, старты из различных исходных положений, бег с ходу на 20 – 30 и 30 – 40 м, бег с максимальной скоростью на 50 – 60 и 60 – 80 м соответственно. Одним из эффективных средств развития скоростных способностей у школьников всех возрастов являются подвижные игры и эстафеты с бегом.
Развитию скоростных способностей способствуют изменения условий выполнения упражнений, которые облегчают (бег под уклон с ходу) или усложняют (бег по песку, в гору) задания.
Упражнения на развитие скоростных способностей применяют в начале основной части урока после специальной разминки, направленной на подготовку опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем к выполнению быстрых движений.
2.3 Развитие координационных способностей
В арсенал средств развития координационных способностей в VIII – IX классах включают различные варианты челночного бега (с касанием предметов, с переноской предметов, в парах, в тройках). В VIII классе для девушек используют челночный бег 3х10м, для юношей – 5х10м, в IX – 4х10 и 6х10 м соответственно. Возможны и другие варианты челночного бега.
Широко применяют бег с изменением направления (по сигналу, без сигнала), скорости (быстрее, медленнее), чередования быстрого бега на 10 – 20 м с бегом по инерции на 60 – 80 м в VIII классе и на 20 – 30 и 80 – 100 м – в IX классе, для девушек дистанция может быть уменьшена.
Способствует развитию координационных
способностей бег с преодолением
препятствий и на местности. В
качестве препятствий могут
При беге на местности школьников учат преодолевать естественные препятствия: подъемы и спуски, ручьи, пни, канавы. Длина дистанции у девушек VIII класса – 200 –400 м, юношей – 300-600, в IX классе – 300-500 и 400-700 м соответственно.
Глава 3 МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА ЮНЫХ БЕГУНОВ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Начинать занятия и проводить отбор к бегу на выносливость рекомендуется в возрасте 8-11 лет (но не позднее чем в 12 лет). Это обусловлено тем, что естественный интенсивный рост качества общей выносливости наблюдается у детей (особенно у мальчиков) уже с 8 лет, а возраст 11-15 лет наиболее чувствителен к воздействию тренировочных нагрузок.
Изучение опыта работы тренеров, биографий многих спортсменов, наши собственные исследования и наблюдения за юными бегунами позволяют сделать вывод: применительно к бегу на средние и длинные дистанции одноэтапный отбор, проводимый даже на довольно длительном (до полутора лет) отрезке времени, не всегда эффективен. Поэтому организация отбора в названных видах предусматривает его многоэтапность в соответствии с поставленными задачами.
В беге на средние и длинные
дистанции отбор следует
На первом этапе (10-12 лет и моложе) тренер осуществляет набор в группы начальной подготовки. Затем на основе многоборности проводится общая ориентация детей на занятия видами бега на выносливость. Оценка способностей занимающихся и дальнейший отбор осуществляется по результатам тестирования.
На втором этапе
(13-16 лет) юные бегуны пробуют свои силы
на различных дистанциях. Однако при
этом желательно избегать узкой направленности
в нагрузках и узкой
Третий этап отбора – наиболее ответственный. Он совпадает с возрастом 17-19 лет, когда выявляется склонность спортсменов к одной – двум дистанциям. На этом этапе необходимо практиковать старты не только на избранных, но и на смежных дистанциях.
Четвертый этап связан с непосредственным отбором в сборные команды различного масштаба.
Прежде, чем перейти
непосредственно к практическим
рекомендациям по отбору бегунов, укажем
основные показатели, характеризующие
различные стороны
К таким показателям (по степени их важности) относятся:
1. Уровень развития важнейших физических качеств и темпы их прироста под воздействием тренировки.
2. Состояние
функциональных систем
3. Антропометрические особенности спортсмена.
Кроме того, следует учитывать и другие показатели (которые подробно не рассматриваются в статье), а именно: свойства высшей нервной деятельности, психические особенности спортсменов и их способность к адаптации к возрастающим нагрузкам.
Помимо этих показателей при отборе нужно принимать во внимание: а) модельные характеристики сильнейших спортсменов; б) индивидуальные особенности биологического возраста детей и подростков; в) критические и чувствительные периоды развития двигательных функций; г) средства и методы начальной спортивной специализации; д) состояние здоровья.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (10 – 12 лет).
На этом этапе тренеры просматривают сотни ( а порой и тысячи) школьников на уроках физкультуры, на различных массовых детских соревнованиях. Эффективность этой работы во многом повышается, если у тренера ДЮСШ налажены контакты с учителями физкультуры общеобразовательных школ (особенно тех, где имеются специальные спортивные классы). Учитель, который на протяжении длительного времени наблюдает ребят на уроках физкультуры, может с довольно большой степенью точности указать детей, склонных к бегу.
Так происходит предварительная или поисковая часть отбора, когда оцениваются в основном внешние признаки новичков: рост, вест, двигательная активность на уроке, желание тренироваться, склонность к бегу и т. п.
Первое, с чем сталкивается тренер при отборе, это внешние данные (антропометрические показатели) спортсменов.
В течение ряда лет проводились специальные исследования, которые позволили выделить анатомо-морфологические критерии, наиболее характерные для бегунов на средние дистанции различного возраста (табл.2), которые можно применить при отборе.
Возраст (лет) |
Рост (см) |
Вес (кг) |
ОКГ (см) |
ЖЕЛ (см3) |
10-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21 и старше |
144±6 158±7 170±7 175±5 177±5 178±4 |
37±7 47±8 59±8 65±6 67±5 68±4 |
69±3 76±2 86±3 91±3 92±3 94±2 |
2260±140 2780±120 4000±170 4740±150 4970±120 5090±120 |
Как видно, пределы этих критериев довольно широки. Однако нужно учитывать, что с возрастом и повышением спортивной квалификации диапазон разброса антропометрических показателей несколько сужается. Здесь сказываются влияние многолетних специфических нагрузок на организм спортсменов, более тщательный отбор перспективных бегунов и отсев менее приспособленных к бегу на средние дистанции. Еще раз напомним: роль антропометрических особенностей при отборе к бегу может быть только вспомогательной и наибольшую значимость им следует придавать только на первых этапах.
Далее для детей, выбранных на основе наблюдений, проводится тестирование по специальному комплексу (табл. 3).
На первом этапе комплекс включает лишь 5 упражнений-тестов: бег на 60, 300, 600 и 2000 м и тройной прыжок с места. Новички, результаты которых по большинству упражнений не уступают нижней границе табличных тестов, могут быть зачислены в группу. Например, в беге на 300 м результат не должен быть хуже 1.06,7 (1.01,5 + 5,2). Как уже отмечалось выше, в таблице дается средний уровень результатов для каждой возрастной группы, позволяющий в будущем добиться успеха в беге на средние дистанции.
Следует отметить, что в возрасте 10-12 лет еще не сказывается влияние полового развития на проявление физических качеств и поэтому по результатам тестов в какой-то мере уже можно оценить потенциальные возможности юных бегунов.
В конце первого этапа тестирование проводится вновь, и по его результатам производится отбор. Как правило, дети, склонные к бегу на средние дистанции, в это время показывают результаты, соответствующие верхней границе для своего возраста или даже близкие (а иногда и превышающие) к нижней границе результатов для следующей группы (13-14 лет).
Информация о работе Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции