Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики.
Введение
Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции
1.1 Каким должен быть бегун
1.2 Техника бега
1.3 Тактика бега
Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
2.1 Развитие выносливости
2.2 Развитие скоростных способностей
2.3 Развитие координационных способностей
Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции
Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
4.1 Начальная подготовка
4.2 Специальная подготовка
4.3 Спортивное совершенствование
4.4 Нагрузка юных бегунов
Вывод
Литература
Таблица 4. общий километраж и средняя скорость бега на 1000 м.
Месяц |
Юноши 15 – 16 лет |
Юноши 17 – 18 лет |
Юниоры и взрослые | |||
километраж |
скорость |
километраж |
скорость |
километраж |
скорость | |
Ноябрь |
100 |
5,00 |
120 |
5,00 |
140 |
4,50 |
Декабрь |
200 |
4,50 |
140 |
4,50-4,40 |
160 |
4,40-4,30 |
Январь |
160 |
4,40 |
180 |
4,40-4,30 |
200 |
4,30-4,20 |
Февраль |
200 |
4,30 |
220 |
4,30-4,20 |
240 |
4,20-4,00 |
Применение интервального бега повышает интенсивность отдельных тренировочных занятий и всей тренировки в целом, однако общий километраж бега у начинающих спортсменов остается без существенных изменений. Прикидки и соревнования (1-2 раза в месяц) проводятся на фоне большой по объему тренировочной работы с некоторым снижением ее в последние 2-3 дня. Характер тренировки в апреле остается таким же, как и в марте, только занятия по общей физической подготовке из зала выносятся на воздух. Интервальный бег дополняется пробежками на удлиненные отрезки.
Тренировка бегунов, занимающихся 2-3 года, может осуществляться на основе варианта, рекомендованного для начинающих, но с увеличением объема тренировочной работы и повышением ее интенсивности. В ноябре - феврале по вторникам и пятницам как минимум кроме беговой тренировки проводятся занятия по общей физической подготовке (в зале). В марте и апреле объем тренировочной работы по сравнению с февралем уменьшается на 20-30%, а скорость пробежек продолжает нарастать. К концу апреля, скорость по отрезкам у бегунов будет следующей (в расчете на 2.00,0 и 4.10,0);
На 800 м |
На 1500 м | |
100 м |
14,0 |
- |
200 м |
28,0 |
32,0-33,0 |
300 м |
43,0-45,0 |
48,0-50,0 |
400 м |
58,0-60,0 |
64,0-66,0 |
600 м |
- |
1.36,0-1.40,0 |
800 м |
- |
2.08,0-2.12,0 |
1000 м |
- |
2.52,0-3.00,0 |
Если в воскресенье проводятся соревнования, накануне тренировка облегчается или проводится только разминка.
Соревновательный период начинается в мае - июне и продолжается до сентября, а для сильнейших бегунов до октября включительно. Главная задача в мае-июне - синтез качеств, приобретенных в подготовительном периоде, закрепление спортивной формы, достижение высокого уровня тренированности, в последующие месяцы - оттачивание спортивной формы и достижение максимально высоких спортивных показателей. Основные средства - интервальный бег (повторный и переменный) в различных сочетаниях на дорожке и местности со скоростью, нужной для достижения запланированных результатов. Объем тренировочной работы у большинства бегунов продолжает снижаться и составляет 60-70% максимального объема, достигнутого ранее. Количество тренировочных занятий (включая дополнительные), уменьшается на одно-два.
Таблица 5. Длина, число и скорость пробежек в апреле.
Длина отрезков |
Юноши 15 – 16 лет |
Юноши 17 – 18 лет |
Юниоры и взрослые | |||
Число повторений |
скорость |
Число повторений |
скорость |
Число повторений |
скорость | |
100 м |
До 15 |
16,0 |
До 20 |
15,5 |
До 24 |
15,0 |
200 м |
« 8 |
32,0 |
« 10 |
31,0-32,0 |
« 12 |
30,0-31,0 |
300 м |
« 5-8 |
48,0 |
« 6-7 |
48,0 |
« 8 |
47,0-48,0 |
400 м |
« 4 |
64,0 |
« 5 |
64,0 |
« 6 |
63,0-64,0 |
600 м |
« 2 |
1.36,0-1.40,0 |
« 3 |
1.36,0-1.40,0 |
« 4 |
1.36,0-1.40,0 |
800 м |
« 1 |
2.12,0-2.15,0 |
« 2 |
2.12,0-2.15,0 |
« 3 |
2.15,0-2.20,0 |
1000 м |
« 1 |
2.55,0-3.00,0 |
« 2 |
2.55,0-3.05,0 |
« 2 |
2.50,0-3.00,3 |
1500 м |
- |
- |
1 |
4.30,0 |
1 |
4.25,0 |
2000 м |
- |
- |
1 |
6.10,0-6.20,0 |
1 |
6.05,0-6.15,0 |
В мае большая часть занятий проводится на дорожке стадиона или местности, позволяющей точно контролировать скорость бега. В последующие месяцы количество тренировочных занятий на местности увеличивается и составляет 40-50% у бегунов на 800 м и 60-80% - у остальных бегунов.
Если в подготовительном периоде все соревнования рассматривались как учебные, то в соревновательном периоде по меньшей мере 2-3 соревнования, а для сильнейших бегунов - 3-4, должны явиться смотром итогов проделанной работы за год. Этим наиболее ответственным соревнованиям предшествует серия из 3-5 еженедельных подводящих стартов и контрольных пробежек на различные дистанции. Чем ближе к ответственным соревнованиям, тем короче дистанции подводящих соревнований и контрольных пробежек, и наоборот. Каждое из подводящих соревнований должно служить решению определенной задачи - проверке тех или иных вариантов раскладки сил, тактических приемов, быстроты и длительности финишного броска и т.п.
Чтобы осуществить "настройку" к ответственным соревнованиям, большинству бегунов достаточно 10-14 дней. В эти дни, как правило, объем тренировочной работы значительно уменьшается, однако интенсивность ее остается на прежнем уровне и даже повышается. Последняя максимальная нагрузка должна быть по меньшей мере за пять дней до соревнований. На кануне для всех бегунов обязательна разминка, главная цель которой - снять излишнее нервное напряжение.
Объем общеразвивающих упражнений в этом периоде значительно уменьшается - до одного-двух раз в неделю, чтобы сохранить достигнутый уровень общей физической подготовленности. Примерный недельный цикл тренировки в соревновательном периоде (май-июнь):
Понедельник: Восстановительный (после соревнований) бег в легком переменном темпе на местности: 20-30 мин. Для бегунов на 800 м и 30-40 мин для бегунов на 1500 м.
Вторник: Интервальный (вначале переменный, а потом и повторный) бег на стадионе или ровной местности со скоростью равной соревновательной и выше, на ускоренных отрезках до утомления, с отдыхом между ускоренными пробежками в беге трусцой: 100-200 м за 15,5-14,0 и 28,0-30,0 (на 1500м).
Среда: Интервальный бег с соревновательной скоростью, но с предельной для каждого бегуна длиной отрезков, усиливая скорость бега почти до максимума, на отрезке от нескольких десятков метров до 100 м. Эта тренировка наиболее напряженная.
Четверг: Повторный бег на удлиненных отрезках со скоростью, равной соревновательной (если отрезки не превышают половины дистанции) и несколько ниже (если отрезки больше половины дистанции): 4-5х400 м за 58,0-60,0 м; 3-4х500 м за 1.19,0-1.22,0; 4-6х600 м за 1.34,0-1.36,0; 3-4х800 м за 2.15,0-2.18,8; 2-3х1200 м за 3.28,0-3.30,0.(на 1500 м).
Пятница: Отдых или облегченная тренировка на местности: кросс в переменном темпе с одной двумя ускоренными пробежками до 300 м для бегунов на 800 м и до 500 м для бегунов на 1500 м.
Суббота: Разминка.
Воскресенье: Участие в соревнованиях или контрольные пробежки на различные дистанции.
Заключительный период продолжается 2-4 недели. Начинается в октябре или ноябре, от того, когда кончаются соревнования в зависимости. Главная задача - восстановление сил бегуна после напряженных тренировки соревнований, ломка сложившихся ритмов деятельности организма и последующее создание новых ритмов на основе повышенных требований. Основные средства - кроссовый бег в умеренном, равномерном и переменном темпе и различные виды физической деятельности, не связанные с бегом. Количество тренировочных занятий - 3-4 дня для юношей и 4-5 для юниоров и взрослых.
4.4 Нагрузка юных бегунов.
Основой для
непрерывного роста работоспособности
юных бегунов (14-15 лет, спортивная классификация
-II-Ш разряд)на средние дистанции
является правильный выбор тренировочных
средств и дозировка объема и
интенсивности тренировочной
В результате проведенных исследований срочного тренировочного эффекта различных беговых упражнений все тренировочные нагрузки были разделены на следующие группы:
1. Нагрузки преимущественно аэробной направленности.
В среднем ЧСС при выполнении таких нагрузок находилась в границах 130-150 уд/мин, рН до 7,35 и ВЕ до 3. К такому виду нагрузок относили кроссовую подготовку и некоторые формы силовой работы - выпады, ходьба с высоким подниманием бедра (указанная силовая подготовка проводилась на отрезках от 100 до 600 м).
II. Нагрузки смешанного
аэробно-анаэробного
В эту группу входили в основном следующие упражнения: бег на отрезках от 200 до 400м и бег на отрезках от 600 до 3000м (выполнение повторным и переменным методом), а также темповой бег на отрезках до 5000м.
Работа в смешанной зоне является своего рода переходом от совершенствования аэробных механизмов энергообеспечения к анаэробным. Поэтому бег в данной зоне применялся начиная с сентября, а его объем постепенно возрастал до января и с февраля по апрель. В январе и с апреля по июнь объем нагрузки в этой зоне резко снижался, что вызывалось значительным увеличением объема бега в анаэробной зоне.
Ш. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия: ЧСС при такой работе составляла более 180 уд/мин; рН от 7,20 до 7,02 и ВЕ от 15до 27 мэкв/л. К ним относились бег на отрезках от 400 до 1000м (повторный и интервальный методы). Сюда относились также специальные беговые упражнения на отрезках от 100 до 600м.
1V. К нагрузкам анаэробно-алактатного воздействия мы относили упражнения скоростно-силового характера, выполняемые с максимальными усилиями (время выполнения 10-15 с). Бег в анаэробной зоне применялся на протяжении всего годичного цикла подготовки за исключением 1-го этапа подготовительного периода. Нагрузки анаэробного воздействия постепенно возрастают на протяжении всего годичного цикла, достигая своего пика.
Спортсменки и спортсмены регулярно тренировались в течение всего годичного цикла по 5 раз в неделю. Годичный цикл тренировок был разбит на периоды, которые, в свою очередь делились на этапы.
Подготовительный период: общеподготовительный этап (с августа по ноябрь - 13 недель) и специально-подготовительный этап (с ноября по февраль - 13 недель).
Соревновательный период: предсоревновательный этап (с февраля по апрель - 8 недель) и соревновательный этап (с апреля по июнь - 9 недель).
Переходный период - с июня по август- 9 недель.
Такая продолжительность
отдельных периодов и этапов была
обусловлена уровнем подготовле
Таблица 6. Распределение объемов беговой нагрузки различной направленности (в % от общего объема каждого этапа подготовки)
Направленность нагрузки |
Пол |
Подготовительный период |
Соревновательный период |
Переходный период | ||
I этап |
II этап |
I этап |
II этап | |||
Аэробная
Смешанная (аэробно-анаэр.) Анаэробно-гликолитическая Аэробно-алактатная |
Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. |
82 84 18 16 - - - - |
76 76 22 22 1,5 1,5 0,5 0,5 |
67 69 28 26 4,5 4,5 0,5 0,5 |
75 77 16 15 8 7 1 1 |
100 100 - - |
Общий объем
беговой нагрузки возрастал в
течение всего
Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменок и спортсменов (табл.7) говорит о том, что выбор средств тренировки и их распределение в годичном цикле обеспечили планомерный рост результатов.
Месяцы |
Пол |
800 м |
1500 м |
3000 м |
Август
Ноябрь
Январь
Апрель |
Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. |
2.37,0
2.26,0 2.08,0 2.22,0
2.21,0 2.04,0 |
6.00,0 5.00,0 5.18,0 4.19,0 4.58,0 4.18,0 4.58,0 4.15,0 |
10.48,0
9.41,0
9.30,0
9.15,0 |
ВЫВОД
Итак, система активного отбора включает следующие мероприятия.
1. Подготовительные мероприятия. Они состоят из плановой агитационно-пропагандистской работы (с целью способствовать формированию спортивных интересов школьников и привлечению их к систематическим физкультурно-спортивным занятиям); педагогического наблюдения за поведением детей (с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных с точки зрения предрасположенности к спортивной деятельности данных); опроса врачей, родителей, учителей и самих школьников (с целью выявления ряда медицинских, педагогических и социологических факторов, способствующих или препятствующих спортивным занятиям ребенка); педагогического тестирования (с целью классификации школьников, желающих заниматься спортом, в связи с уровнем физического развития и физической подготовленности и комплектования групп ОФП и школьных спортивных секций); педагогического процесса, направленного на воспитание двигательных способностей.
Информация о работе Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции