Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:28, реферат
Дан сравнительный анализ техники бега на короткие, длинные и средние дистанции.
Введение: Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:
оздоровительное значение
воспитательное значение
прикладное значение
образовательное значение
По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.
Введение…………………………………………… ..3
Легкая атлетика в программе физвоспитания школьников .4
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции…5
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные
дистанции ………………………………………………………...12
Правила соревнований по бегу на средние и длинные дистанции ….15
Методика обучения технике бега на короткие дистанции ………..16
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие
дистанции……………………………………………………….23
Правила соревнований по бегу на короткие дистанции …………32
Отличия в технике бега на разные виды дистанций............................33
Заключение………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………37
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………… ..3
Легкая атлетика в программе физвоспитания школьников .4
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции…5
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные
дистанции ……………………………………………………
Правила соревнований по бегу
на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике
бега на короткие дистанции ………
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие
дистанции………………………………………………………
Правила соревнований по бегу на короткие дистанции …………32
Отличия в технике бега
на разные виды дистанций.....................
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
Из древней Эллады до нас дошли прекрасные слова, высеченные на камне: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай».
Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:
По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.
Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование техники в этих видах.
Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физических качеств школьников.
В 10-11 классах учебный процесс направлен на изучение техники эстафетного бега, на совершенствование техники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту и так далее. По сравнению с 5-9 классами увеличивается длина спринтерских дистанций (бег 100 м с низкого старта), вводится челночный бег 10 x 10 м, растет продолжительность бега в равномерном темпе (юноши до 25 мин, девушки до 20 мин). Увеличивается количество упражнений, оказывающих сопряженное воздействие на совершенствование техники и развитие физических качеств. Уроки в этих классах приобретают черты тренировки.
В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание движений бегуна, такие как умение, затрачивать минимум усилий на продвижение вперед, включать в работу только необходимые группы мышц.
Обучение технике
бега несколько отличается от обучения
другим видам легкой атлетики. Это
связано с тем, что все начинающие
в той или иной степени владеют
техникой бега. В связи с этим,
прежде чем приступить к обучению
технике бега, целесообразно на первых
занятиях ознакомиться с особенностями
каждого обучаемого и определить
их индивидуальные недостатки. Обучение
и совершенствование техники
бега сводится практически к
Например, особенностью
бега занимающегося является
упругое подпрыгивание вверх
в каждом шаге. В этом случае
нерациональны величины
Задачи и средства обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Средства |
Методические указания
|
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции. | |
1. Краткий рассказ о беге на средние и длинные дистанции. |
Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин. |
2. Демонстрация техники бега на средние и длинные дистанции. |
Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения. |
3. Опробование – предложение занимающимся пробежать 2-3 раза по 80-100 м. |
Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся. |
Задача 2. Обучить основным элементам техники бегового шага.
| |
1. Имитация положений ног, рук, туловища, головы, стоя у гимнастической стенки. |
Выполнять фронтальным способом, обращая внимание на моменты постановки ноги, вертикали, окончания отталкивания. |
2. Имитация движения рук, стоя на месте на носках (одна нога впереди, другая сзади), туловище вертикально. |
Сохранять вертикальное положение головы и туловища. Выполнять упражнение фронтальным способом. Сохранять ритмичный темп движений. |
3. Медленный бег на передней части стопы. |
Выполнять в колонне по одному. Не касаться пятками поверхности. |
4. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег. |
При выполнении упражнения сохранять вертикальное положение туловища, руки согнуты в локтях; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный. |
5. Семенящий бег с переходом на обычный бег. |
Выполнять в колонне по одному. Следить за упругим перекатом с носка на пятку и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра. |
Задача 3. Обучить технике бега с равномерной и переменной скоростью по прямой. | |
1. Ускорения на отрезках 60-80 м. |
Обращать внимание на постепенное наращивание скорости. |
2. Ускорение с удержанием скорости на отрезках 60-100 м. |
Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и плавное удерживание. |
3. Бег на 100-200 м с равномерной скоростью по заданию преподавателя. |
Сохранять среднюю скорость бега – 5 м/с, в случае отклонения от заданного времени более чем на 1 с пробегание повторять. |
4. Бег на 100-200 м с переменной скоростью по заданию преподавателя. |
Выполнять в группе в беге по кругу по свистку. Следить за плавностью наращивания и снижения скорости бега. |
5. Быстрый набор скорости и переход на свободный бег на 80-120 м. |
Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному. |
Задача 4. Обучить технике бега по повороту | |
1. Бег змейкой |
Выполнять в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту |
2. Бег по кругу диаметром 20-30 м |
Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук |
3. Выбегание с виража на прямую |
Обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища |
4. Вбегание с прямой в вираж |
Обращать внимание на увеличение частоты шагов и работы рук |
5. Повторный бег по виражу |
Следить за постановкой стоп и положением туловища |
Задача 5. Обучить технике высокого старта | |
1. Изучение стартовых
положений: «На старт!», «Марш! |
Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений |
2. Выполнение стартов по одному |
Выполнять не в полную силу |
3. Выполнение стартов в группе |
Выполнять с максимальной скоростью |
4. Выполнение стартов в группе с поворота |
Построить группу на дорожке уступом, бежать под общую команду |
5. Максимальное ускорение со старта на отрезке 30-50 м |
Выполнять максимально быстро с наклоном вперед |
Задача 6. Обучить умению бежать с равномерной скоростью на разных отрезках | |
1. Повторный бег на 200 м |
Пробежать группой за 40-45 с. При отклонении на 1 с от задания бег повторить |
2. Повторный бег на 400 м |
Показать одинаковое время на первой и второй половине дистанции. |
3. Повторный бег на 600 м |
Показать одинаковое время бега на каждом из отрезков 200 м |
4. Бег 4 x 200 м через 1 мин отдыха |
Показать одинаковое время бега на 200 м |
5. Бег 4 x 200 м через 1 мин отдыха |
Бегун сам сообщает время бега на отрезках, а преподаватель сравнивает его с реальным |
Задача 7. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции | |
1. Переменный бег от 200 до 2000 м |
Следить за стабильностью техники и совершенствованием умения увеличивать скорость |
2. Бег от 400 до 1200 м |
Добиваться умения удерживать нужную равномерную скорость движения и стараться не отклоняться от заданного результата |
3. Бег от 400 до 1200 м с ускорением на последних 100 м |
Добиваться умения удерживать равномерную скорость, стабильную технику и ритм дыхания |
4. Бег в затрудненных условиях (дождь, ветер, мягкий грунт и т.п.) |
Обращать внимание на вариативность техники в зависимости от условий |
5. Участие в соревнованиях |
Добиваться максимального результата |
Ошибки в технике высокого старта |
Исправление ошибок |
По команде «На старт!» | |
1. Очень близко от стартовой линии поставлена толчковая нога. |
Отставить ногу от линии старта. Меньше наклоняться вперед. |
2. Слишком большой наклон вперед, плечи уходят за стартовую линию. |
Выпрямиться, чуть выше поднять голову вверх. Не следует слишком переносить тело вперед. |
3. Ноги слишком согнуты в коленях. |
Чуть выпрямить ноги, поднять выше голову и руки. |
4. Бегун отклоняется назад. |
Плечи выдвинуть несколько вперед, подбородок опустить. |
По команде «Марш!» (или выстрелу стартера) | |
5. Нога в первом шаге слишком высоко поднимается вверх. |
Стопу посылать вперед параллельно грунту. Продвигаться стопой вперед, а не вверх. |
6. Голова слишком резко и быстро поднимается вверх. |
Опустить подбородок к груди.
|
7. Слишком высоко поднимаются руки, напряжены плечи. |
Расслабить плечи, опустить кисти рук ниже пояса. |
Старт в беге на средние
и длинные дистанции
Бег на короткие дистанции принято делить на фазы: старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Однако обучение технике бега следует проводить в другой последовательности: сначала нужно научить занимающихся быстро бегать, а затем старту и финишированию. При обучении технике бега следует помнить о том, что отдельные элементы занимающиеся не могут освоить из-за недостаточного уровня развития таких физических качеств, как сила, быстрота, координация движений. Поэтому важно в равной степени уделять внимание как обучению технике, так и развитию физических качеств.
Задачи и средства обучения технике бега на короткие дистанции
Средства |
Методические указания |
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на короткие дистанции. | |
1. Краткий рассказ о беге на короткие дистанции. |
Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин. |
2. Демонстрация техники бега на короткие дистанции. |
Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения. |
3. Опробование – пробегание 3-5 раз по 40-60 м. |
Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся. |
Задача 2. Обучить технике бега по прямой | |
1. Бег с ускорением 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной. |
Выполнять в колонне по два. Не касаться пятками поверхности. |
2. Бег с высоким
подниманием бедра, |
Выполнять в колонне по два; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный. |
3. Бег с захлестыванием голени, переходящий в обычный бег. |
Выполнять с максимальной частотой движений; переход к обычному бегу за счет увеличения длины шагов. |
4. Бег прыжками, переходящий в обычный бег. |
Выполнять максимально длинными шагами; переход к обычному бегу за счет увеличения частоты шагов. |
5. Ускорение с максимально быстрым набором скорости. |
Выполнять в колонне по
одному; следить за постановкой ноги
и постепенным увеличением |
Задача 3. Обучить технике бега по повороту. | |
1. Выполнение бега с низкого старта, с поворота. |
Построить группу на дорожку уступом, бежать под общую команду. |
2. Бег по кругу диаметром 20-30 м в 3/4 силы и в полную силу с постепенным увеличением скорости. |
Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук. |
3. Выбегание с виража 3-4-й дорожки на прямую в 3/4 силы и в полную силу. |
Обращать внимание
на увеличение длины шагов и выпрямление туло |
4. Вбегание с прямой в вираж на 3-4-ю дорожку в 3/4 силы и в полную силу |
Обращать внимание на увеличение частоты шагов и работы рук |
5. Повторный бег по виражу на 1-й дорожке в полную силу. |
Следить за постановкой стоп и положением туловища в беге. |
Задача 4. Обучить технике бега с максимальной скоростью. | |
1. Бег через отметки (мячи, покрышки, медболы, губки) 1,5 и 2 м. Не менее 20 отметок. |
Выполнять с разбега, бежать через отметки с максимальной частотой шагов. Изменять расположение отметок для изменения ритма бега. |
2. Семенящий бег с максимальной частотой, переходящий в бег с высоким подниманием бедра, с последующим переходом в бег с максимальной скоростью. |
Удерживать максимальную частоту движений на протяжении всей дистанции, постепенно увеличивать длину шагов, следить за плавностью изменения структуры бега и набора скорости. |
3. Бег с максимальной скоростью без перерыва (20 м с максимальной частотой шагов, 20 м с максимальной длиной шагов). |
Выполнять парами, начинать бег с виража или с горки. Следить за плавностью переключения и отсутствием снижения скорости во время переключений. |
4. Бег по наклонной дорожке (4-5%) или с горки. |
Следить за равновесием и постановкой ноги на отталкивание (со стопы). |
5. Удержание максимальной, скорости бега на отрезке 50-70 м после разгона с горки или с виража. |
Следить за свободой движений и отсутствием напряженности при беге с максимальной скоростью. |
Задача 5. Обучить технике низкого старта. | |
1. Выполнение стартов из различных положений: стоя; падая вперед, наклона вперед, руки на коленях; из упора присев; из упора лежа; упора лежа, толчковая согнута и др. |
Выполнять групповым методом по числу дорожек, старт из каждого положения по команде. Во всех забегах выявлять победителя. Делать забеги на 5, 10, 15 м и уравнивать силы участников гандикапами. |
2. Изучение расстановки
колодок и стартовых положений: |
Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений. |
3. Индивидуальное выполнение
стартов (можно без |
Обращать внимание на технику выполнения стартовых положений и начала бега со старта. |
4. Выполнение стартов на 15-30 м в забегах по 2-8 человек |
Выполнять выбегание с максимальной частотой. Определять победителя забега. |
5. Максимальное ускорение со старта на отрезке 30-50 м. |
Выполнять максимально быстро с наклоном вперед на время. Определять победителя. |
Задача 6. Обучить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции. | |
1. Бег по инерции после набора максимальной скорости с высокого старта на отрезке от 50 до 80 м. |
Обращать внимание на плавность перехода от бега с максимальной скоростью к бегу по инерции |
2. Ускорение с удержанием скорости на отрезках 60-100 м. |
Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и ее плавное удерживание. |
3. Бег по инерции после набора максимальной скорости с низкого старта на отрезке от 60 до 80 м. |
Обращать внимание на максимально быстрое наращивание скорости и плавность перехода к бегу по инерции. |
4. Бег с низкого старта
и удержание максимальной |
Выполнять в группе по 2-6 человек с определением победителя забега, уравнивать силы участников гандикапами. |
5. Переменный бег: с максимальной скоростью (30 м), бег по инерции (30 м), бег до полной остановки (30 м), медленный бег (30 м). |
Выполнять в группе по 2-3 человека. Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному, и наоборот. |
Задача 7. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. | |
1. Повторный бег на отрезках 120-150 м для воспитания скоростной выносливости. |
Следить за свободой движений, техникой бега и увеличением скорости на последних метрах. |
2. Использование тренажерных устройств в беге: тяговые, тормозящие, лидирующие и др. |
Добиваться умения повышать скорость бега и силу отталкивания сверх максимума при использовании специальных упражнений. |
3. Бег на время на отрезках 50-80 м с финишированием. |
Обращать внимание на увеличение скорости на финише и бросок грудью или плечом на финишную ленточку. Забеги по 2-6 человек. |
4. Бег на дистанции 100 м на время в полную силу. |
Формировать забеги по 2-3 человека с равными возможностями. |
5. Участие в соревнованиях. |
Добиваться максимального результата. |
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции.
Ошибки |
Исправление ошибок |
По команде «На старт!» | |
1. Большой прогиб спины.
|
Голову опустить вниз.
|
2. Руки слишком согнуты в локтевых суставах, широко расставлены.
|
Руки держать параллельно.
|
3. Слишком глубокий сед,
проекция плеч далеко от
|
Туловище наклонить вперед, голову опустить вниз, ось плеч находится над стартовой линией. |
4. Голова поднята высоко, большой прогиб спины, проекция плеч слишком далеко за стартовой линией. |
Туловище отклонить назад, голову опустить.
|
По команде «Внимание!» | |
1. Таз поднят слишком высоко, ноги прямые и напряжены.
|
Согнуть больше ноги, спину опустить почти параллельно земле.
|
2. Слишком большая нагрузка
на кисти рук, таз
|
Туловище отклонить назад, ось плеч должна находиться за стартовой линией (в сторону бега).
|
По команде «Марш!» (выстрелу) - стартовый разгон. | |
1. Рано подняты руки вверх.
|
Разогнуть руки в локтевом суставе. |
2. Слишком высоко поднято бедро в первом шаге. |
Стопу нести низко к земле.
|
3. Резко и рано поднята голова. |
Подбородок опустить к груди.
|
4. Обе руки одновременно |
Низко нести руки к земле (полу), подбородок опустить к груди.
|
5. Резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона. |
Пробегать под низкой палкой.
|
6. Туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег.
|
Больше согнуть руки в локтях. Поднять выше голову. Смотреть вперед на расстояние 10-15 м. Выше поднять бедро. |
7. Туловище назад отклонено, напряженный бег. |
Голову опустить, смотреть вперед, а не вверх. |
8. Во время бега руки напряжены .
|
Согнуть руки в локтях.
|
9. Недостаточно высоко поднято бедро.
|
Во время бега держать за концы небольшую круглую палочку длиной 30-40 см, что позволит увидеть правильную работу своего бедра. |
10. Слишком высоко поднято бедро, вследствие чего бегун топчется на месте и мало продвигается вперед. |
Опустить голову и руки немного вниз, смотреть вперед на расстояние 10-15 м. |
11. Стопы развернуты носками наружу.
|
Бежать по прямой линии, ставя носки чуть внутрь. Медленный бег по скамейке. |
Информация о работе Техника бега на короткие, длинные и средние дистанции.