Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Содержание

Введение……………………….……………………………………………..……3
Глава 1. Средства физического воспитания……………………………………4
Гигиенические факторы…………………………………...…………………5
Физические упражнения……………………………………………………..7
Оздоровительные силы природы…………………………………………..11
Глава 2. Методы физического воспитания……………………………………12
2.1. Методы строго регламентированного упражнения………………………13
2.2. Игровой метод………………………………………………………………13
2.3. Соревновательный метод…………………………………………………..15
2.4. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.15
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………...……………18

Работа содержит 1 файл

физ.культур.docx

— 53.53 Кб (Скачать)

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как  сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия,  в которых осуществляется процесс  физического воспитания. Они дополняют  эффект воздействия физических  упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема  способствуют активизации биологических  процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как  относительно самостоятельные средства  оздоровления и закаливания организма  (солнечные, воздушные ванны и  водные процедуры).

При оптимальном  воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию  оздоровительных сил природы  является системное и комплексное  применение их в сочетании с физическими  упражнениями.

 

 

Глава 2. Методы физического воспитания

 

Под методами физического воспитания (рис. 2.1.) понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные  только для процесса физического  воспитания) и общепедагогические (применяемые  во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим  методам физического воспитания относятся:

  1. методы строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью  этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике  выполнения физических упражнений и  воспитанием физических качеств.

Общепедагогические  методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

Рисунок 2.1. Методы физического воспитания

Ни одним  из методов нельзя ограничиваться в  методике физического воспитания как  наилучшим. Только оптимальное сочетание  названных методов в соответствии с методическими принципами может  обеспечить успешную реализацию комплекса  задач физического воспитания.

2.1 Методы строго  регламентированного упражнения

 

Основным  методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая  регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного  упражнения заключается в том, что  каждое упражнение выполняется в  строго заданной форме и с точно  обусловленной нагрузкой.

Методы  строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими  возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять  двигательную деятельность занимающихся  по твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам,  комбинациям, очередности выполнения  и т.д.);

2) строго  регламентировать нагрузку по  объему и интенсивности, а также  управлять ее динамикой в зависимости  психофизического состояния занимающихся  и решаемых задач; 

3) точно  дозировать интервалы отдыха  между частями нагрузки;

4) избирательно  воспитывать физические качества;

5) использовать  физические упражнения в занятиях  с любым возрастным контингентом;

6) эффективно  осваивать технику физических  упражнений и т.д.

2.2 Игровой метод

 

В системе  физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его  ограниченные возможности при разучивании  новых движений, а также при  дозировании нагрузки на организм.

 

 

2.3 Соревновательный  метод

 

Соревновательный  метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства повышения  уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного  метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в  которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод

  1. в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.
  2. как элемент организации урока, любого физкультуоно – спортивного
  3. занятия, включая и спортивную тренировку

Соревновательный  метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

2.4 Общепедагогические  методы, используемые в физическом  воспитании

 

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности  методы использования слова (словесные  методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение  общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально – технической базы, возможностей ее использования.

 

Заключение

упражнение адаптационный  педагог воспитанник

Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений. С помощью  этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике  выполнения физических упражнений и  воспитанием физических качеств.

Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод  самовоспитания отличаются один от другого  тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Опираясь на классификацию  методов, педагог не только ясно представляет себе их систему, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных  методов и модификаций.

Ни одним из методов  нельзя ограничиваться в методике физического  воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. –480с.
  2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. –264с.
  3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. – 240с.
  4. Книга тренера. Вайцеховский С.М. М., “Физкультура и спорт”, 1971
  5. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. –М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
  7. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд – во АСВ , 2000 . – 432 c.
  8. Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. редакция Матвеев П.П.) Фис, 1984г.
  9. Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. М.,Фис, 1976 г.т1).

 


Информация о работе Методы физического воспитания