Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3
Методические принципы физического воспитания_____________ 4

принцип сознательности и активности____________________ 4
принцип наглядности____________________________________6
Принцип доступности и индивидуализации_________________ 7
Принцип систематичности______________________________ 9
Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов)____________________________________________ 10

Методы физического воспитания____________________________ 12

Методы регламентированного упражнения_______________ 12
Игровой метод________________________________________ 13
Соревновательный метод_______________________________ 14
Использование словесных и сенсорных методов_____________16

Литература: ___________________________________________________ 20

Работа содержит 1 файл

Повышение уровня физической подготовки учащихся путем реализации методических принципов и методов физического воспитания.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Методические  принципы и методы физического воспитания 
 

Введение _______________________________________________________ 3 

  1. Методические  принципы физического  воспитания_____________ 4
 
    1. принцип сознательности и  активности____________________ 4
    2. принцип наглядности____________________________________6
    3. Принцип доступности и индивидуализации_________________ 7
    4. Принцип систематичности______________________________ 9
    5. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов)____________________________________________ 10
 
  1. Методы  физического воспитания____________________________ 12
 
    1. Методы  регламентированного  упражнения_______________ 12
    2. Игровой метод________________________________________ 13
    3. Соревновательный метод_______________________________ 14
    4. Использование словесных и сенсорных методов_____________16

    

Литература: ___________________________________________________ 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура».

         Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса либо осуществляется в процессе самовоспитания. Отличительные же черты физического воспитания определяются, прежде всего тем, что это процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качества человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

         В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

         Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека, в прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.) в единстве с другими видами воспитания может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

         Физическое воспитание – общественное явление. Оно возникает вместе с обществом  и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.

          Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

         В данной работе освещаются  вопросы общей спортивной и физической подготовки в системе физического воспитания. 

  1. Методические  принципы физического  воспитания
 

         Известно, что «принципами» в науке о воспитании называют особенно важные теоретико - практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и служат в силу этого главными ориентирами на пути к цели. Принципы имеют в качестве своей основы объективные, не зависящие от желания человека закономерности.

         Закономерности физического воспитания  получили свое отражение в ряде принципов, имеющих более или менее широкую сферу применения. Одни из них, наиболее  общие, относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию, оставаясь справедливыми независимо от ее частных задач, конкретных форм и условий. Другие отражают преимущественно методические закономерности (принципы методики физического воспитания) или специфические закономерности отдельных направлений и форм физического воспитания. 
     

    1. Принципы  сознательности и  активности
 

         Не требует доказательств, что  результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитуемые. Понимание существа заданий, как и активное заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат прежде всего в основе  принципа сознательности и активности.

         Выдающуюся роль в научной разработке данного принципа сыграл П.Ф. Лесгафт. Показав всю несостоятельность упрощенных воззрений на физические упражнения лишь как на игру «физических лиц», он создал целостное учение о физическом образовании.

         Принцип сознательности и активности  раскрывается в следующих требованиях:

         Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.

         Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней ни развлекательный характер занятий, ни другие факторы, не вытекающие из сущности физического воспитания, не могут служить полноценным стимулом, мобилизующим на систематическим занятий физическими упражнениями. Реализация принципа сознательности и активности будет состоять, следовательно, прежде всего в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.

         Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления действий не достигается.

         В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а, наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью. Но это справедливо если автоматизация достигается не механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий.

         Большое значение имеют также  идеомоторные методы, включающие  мысленное воспроизведение движений  с установкой исправить или  усовершенствовать те или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены. Интересно, что по некоторым экспериментальным данным такая воображаемая практика дает в определенных случаях не меньший эффект, чем фактическое выполнение упражнений.

         Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

         Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. 
     

    1. Принцип наглядности
 

         Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

         В процессе физического воспитания  наглядность играет особенно  важную роль, поскольку деятельность  занимающихся носит в основном  практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

         Наглядность – необходимая предпосылка  освоения движений. Создавая чувственные  предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известную  методическую трудность. А именно: чтобы по – настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности, демонстрации изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом. Идеомоторным упражнениям, а также имитационными и другими подводящими упражнениями.

         Наглядность – неотъемлемое условие  совершенствования двигательной  деятельности ни совершенствование  двигательных навыков, ни развитие  физических способностей вообще  немыслимы без постоянной опоры  на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

         По мере освоения двигательных  актов различные органы чувств  функционируют во все более  тесном взаимодействии, образуя,  по выражению А.Н. Крестовникова,  единый «комплексный анализатор».  Это способствует наиболее тонким  и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

         В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, в начале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.

         Наглядность важна не только  сама по себе, но и как общее  условие реализации принципов  обучения и воспитания. Широкое  использование различных форм  наглядности повышает интерес  к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков. 
     

    1. Принцип доступности и  индивидуализации
 

         Принцип доступности и индивидуализации  называют также принципом учета  особенностей воспитуемых и посильности  предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

         Особое значение этого принципа  в области физического воспитания  обусловлено тем, что здесь  подвергаются интенсивным воздействиям  жизненно важные функции организма.  Стоит превысить посильную меру  физических нагрузок, как возникает угроза для здоровья занимающихся и физические упражнения вместо оздоровительных могут дать противоположный эффект. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является, поэтому залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

Информация о работе Методы физического воспитания