Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование применение наглядного метода обучения на уроках физического воспитания и здоровья
Задачи исследования: анализ литературы по теме исследования, определение методов и методик исследования, проведение экспериментального исследования.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………............3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Методы обучения
1.1.Общая характеристика методов обучения………………………………….5
Глава 2. Методы физического воспитания.
2.1.Понятие о методах физического воспитания и их классификация…………………………………………………………………..10
2.2. Методы обеспечения наглядности……………………………………….11
2.3. Требования к методам наглядного обучения……………………………..14
2.4. Зрительные и слуховые ориентиры……………………………………..15
Глава 3.Педагогический эксперимент
3.1 Применение компьютерного пособия на уроке физкультуры……………17
3.2 Эффективность наглядного обучения……………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)


25

 

 


Содержание:

 

Реферат……………………………………………………………………............3

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Методы обучения

1.1.Общая характеристика методов обучения………………………………….5

Глава 2. Методы физического воспитания.

2.1.Понятие о методах физического воспитания и их классификация…………………………………………………………………..10

2.2. Методы обеспечения наглядности……………………………………….11

2.3. Требования к методам наглядного обучения……………………………..14

2.4. Зрительные и слуховые ориентиры……………………………………..15

Глава 3.Педагогический эксперимент

3.1 Применение компьютерного пособия на уроке физкультуры……………17

3.2 Эффективность наглядного обучения……………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………...25

 

 

 


Реферат

Тема: Методы наглядного воспитания на уроках физического воспитания и здоровья

Общий объем работы: 24

Количество таблиц: 3

Количество использованных источников:14

Ключевые слова: методы обучения, наглядные методы обучения, слуховая наглядность, зрительная наглядность, эффективность метода, демонстрация, показ.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование применение наглядного метода обучения на уроках физического воспитания и здоровья

Задачи исследования: анализ литературы по теме исследования, определение методов и методик исследования, проведение экспериментального исследования.

Объект исследования: процесс обучения студентов и школьников в учебных заведениях.

Предмет исследования: дидактические возможности наглядных средств обучения в образовательном процессе учебных заведений.

Методы исследования: наблюдение, анализ и обобщение научно-методической литературы.


Введение:

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Глава 1. Методы обучения.

1.1.Общая характеристика методов обучения.

 

Метод обучения - это способ  совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач).

Основные группы методов.

Из них следует выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

 

Словесные

 

Индуктивные

Репродуктивные

 

Под руководством преподавателя

 

Наглядные

Дедуктивные

Проблемно-поисковые

 

Самостоятельная работа обучаемых

 

Практические

 

 

 

 

 

 

2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учению

 

Методы стимулирования ответственности и долга

 

Познавательных игр

 

Убеждения в значимости учения

 

Учебных дискуссий

 

Предъявления требований

 

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

 

 

Поощрения и наказания

 

Организационно-деятельностные игры

 

 

 

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроля             

             

 

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы практического контроля и самоконтроля

 

Индивидуальный опрос             

 

Письменные контрольные работы

Машинный контроль

 

Фронтальный опрос             

 

Письменные зачеты             

 

Контрольно-лабораторный контроль

 

Устные зачеты             

 

Письменные экзамены

 

Устные экзамены             

 

Письменные работы

 

 

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.[7]

Перейдем к более подробному описанию словесных, наглядных и практических  методов обучения в образовании:

Словесные методы обучения.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

рассказ (устное повествовательное изложение содержания учебного материала; рассказ должен: содержать только достоверные факты, включать достаточное количество ярких, и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений);

объяснение (монологическая форма изложения; требует: точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров, безукоризненной логики изложения).

беседа (диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного) беседы бывают: вводные (вступительные, организующие); беседы-сообщения (выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические)); синтезирующие, систематизирующие (закрепляющие); также индивидуальные или фронтальные (с классом); собеседование.

учебная дискуссия (для нее необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном так и в формальном плане, и наличие как минимум двух разных точек зрения).

лекция (монологический способ изложения, используется чаще в старших классах и занимает весь урок).

работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста,  цитирование, аннотирование (изложение), рецензирование (отзыв), составление справки, составление тематического тезауруса (упорядочение базового комплекса понятий по разделу, теме).[5]

Наглядные методы:

метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей).

метод демонстрации (демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов)

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.[5]

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.[7]

Информация о работе Методы физического воспитания