Средства и методы физического воспитания

Автор: v**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностью исключена.

Работа содержит 1 файл

Средства и методы физического воспитания.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

    Введение

      
Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В  настоящее время резко уменьшилась  распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как  чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностью исключена.

     Вместе  с тем сегодня все большее  распространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, как сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания, В их профилактике важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре.

     В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического  воспитания детей.

     Физическое  воспитание  - это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

     Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

     В последнее время отмечается прогрессирующая  гиподинамия у молодежи, что обусловлено  большим объемом учебных занятий  не только в аудиториях, но и дома. В результате среди школьников и  студентов велик процент с  неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями  осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями.

     Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего  организма и является патогенетическим фактором в возникновении и развитии ряда заболеваний.

     Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целях естественным факторам природы (солнечной радиации, водной и воздушной средам) и оптимальным гигиеническим условиям. 
 

Средства  физического воспитания. 
 

 

    В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными  силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего  морфофункционального совершенствования  организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс  призвано управлять физическим развитием  и физическим образованием людей.

    Одно  и то же физическое упражнение может  привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения вызвать  одинаковый результат. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность  воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом.

Гигиенические факторы.

    Гигиенические факторы являются решающими в  реализации принципа оздоровительной  направленности системы физического  воспитания. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. 

    С другой стороны, эффективность самих  физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.

    Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно  разделяемых на две группы:

    1. Средства, которые обеспечивают  жизнедеятельность человека вне  процесса физического воспитания: нормы личной и общественной  гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что  обеспечивает предпосылки для  полноценных занятий физическими  упражнениями.

    2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).

    Для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния  здоровья, физического развития, повышения  общей и спортивной работоспособности  лиц, занимающихся физической культурой и спортом применяют основные гигиенические средства:

    - оптимизация условий, режимов  и содержания, форм и средств,  применяемых в процессе занятий  физическими упражнениями;

    - рациональное питание;

    - оптимизация физических нагрузок  в процессе занятий физическими  упражнениями;

    - закаливание.

    Можно сказать более подромно о некоторых из них.

    Питание — один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара. Питание служит одним из средств активного целенаправленного воздействия на организм, сохранения, формирования и укрепления здоровья человека.Полноценность пищевого рациона во многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влияние на рост и физическое развитие, трудоспособность, адаптационные возможности, заболеваемость и продолжительность жизни. Термин «рациональное питание» означает питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.

    Из  оздоровительных средств эффективно закаливание в сочетании с  аэроионизацией воздуха, ультрафиолетовым облучением, а также с баней, массажем.

    Закаливание — обязательный элемент физического воспитания, имеющий большое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности.

    Сущность  закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций организма к  повреждающему действию тех или  иных факторов окружающей среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным  воздействиям погодных факторов. При закаливании используют природные факторы: воздух, воду и солнце. Эффективность закаливания зависит от правильности методики его применения. 

     Природные факторы(Оздоровительные силы природы). 

    Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

    В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

    1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

    2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные  ванны и водные процедуры).

    При оптимальном воздействии они  становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

    Одним из главных требований к использованию  оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Физические  упражнения

    Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

    Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

    Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

    Эффект  физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

    Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

    Оздоровительное значениеВыполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

    Под воздействием физических упражнений можно  существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

    С помощью физических упражнений можно  целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

    Образовательная рольЧерез физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

    Влияние на личностьФизические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Информация о работе Средства и методы физического воспитания