Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:09, доклад

Описание работы

Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.

Работа содержит 1 файл

61Методы физ воспитания.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.

Методический приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Разновидность метода, их много больше чем методов.

Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся: 
1) методы строго регламентированного упражнения; 
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме); 
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью  этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя: 
1) словесные методы; 
2) методы наглядного воздействия.

Ни одним  из методов нельзя ограничиваться в  методике физического воспитания как  наилучшим. Только оптимальное сочетание  названных методов в соответствии с методическими принципами может  обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Требования к методам обучения

  1. Научная обоснованность (с точки зрения познания).
  2. Соответствие поставленной задачи обучения.
  3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.
  4. Соответствие методов всей системе принципов обучения.
  5. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
  6. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.
  7. Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.
  8. Соответствие условиям занятий.
  9. Разнообразие методов.

Игровой метод

Игровой метод характеризуется  такими особенностями, как:

1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. 
Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например: трудовые, бытовые действия, имитация охоты и т. д.), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих – это особенно характерно для современных спортивных игр.

2) Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.

3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий, например «фортлек» («беговая игра») – своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.

4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.

Соревновательный  метод

Главная черта соревновательного  метода – сопоставление сил в  условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. 
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен. 
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. д.). Но она всегда присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. 
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

1.      Метод регламентированного упражнения предусматривает:

·        твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный

состав движений, порядок повторений);

·        по возможности точное дозирование  нагрузки и управление ее динамикой

по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов

отдыха;

·        создание или использование внешних  условий, которые облегчали бы

управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов,

тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1 вариантов при

общем, едином, целевом  назначении: обеспечить оптимальные  условия для

усвоения новых  двигательных умений, навыков или  направленное воздействие на

развитие определенных физических качеств, способностей.

2.      Игровой метод может быть применен  на основе любых физических

упражнений и  не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и

т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится  «сюжетная» организация

игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение

определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован  из реальной жизни

(имитация охоты,  трудовых, бытовых действий). Но игровой  сюжет может

создаваться и  специально, исходя из потребностей физического воспитания или

конкретных задач» того или другого занятия, или  как условная схема

взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод  используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную

деятельность в  усложненных или облегченных условиях, развивать такие

качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость,

самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве  этот метод можно

применять для  воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других

нравственных психических  качеств.

3.      Соревновательный метод используется  как в относительно элементарных

формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при

выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в  самостоятельном виде в

качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований.

Основная черта  соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в

условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный  метод применяется при решении разнообразных педагогических

задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных

условиях для  воспитания физических, морально-волевых  качеств. Фактор

соперничества в  процессе состязаний создает особый эмоциональный и

физиологический фон, который значительно усиливает  воздействие физических

упражнений и  способствует максимальному проявлению функциональных

возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной

предварительной подготовки.

4.      Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование

слова и чувственной  информации.

Благодаря слову  можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить

восприятие, поставить  задание и сформулировать отношение  к нему учащихся,

можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать

результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях слово  может быть использовано

и выражено в форме:

·        дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

·        инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

·        сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

·        указаний и команд (как правило, в  повелительном наклонении);

·        оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

·        словесного отчета и взаиморазъяснения;

·        самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи

(например, «сильнее»,  «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных  методов обеспечивается наглядность, которая в

физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное

восприятие, но и  слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные

методы могут  реализоваться в форме:

·        показа самих упражнений;

·        демонстрации наглядных пособий;

·        предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-

моделей человеческого  тела, макетов игровых площадок с  фигурками игроков);

Информация о работе Методы физического воспитания