Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:09, доклад
Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.
Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.
Методический приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Разновидность метода, их много больше чем методов.
Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим
методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного
упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений
в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование
упражнений в соревновательной форме).
С помощью
этих методов решаются конкретные задачи,
связанные с обучением технике
Общепедагогические
методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Ни одним
из методов нельзя ограничиваться в
методике физического воспитания как
наилучшим. Только оптимальное сочетание
названных методов в
Требования к методам обучения
Игровой метод характеризуется такими особенностями, как:
1) «сюжетная» организация,
где деятельность играющих организуется
в соответствии с образным или условным
сюжетом (замыслом, планом игры), в котором
предусматривается достижение определенной
цели в условиях постоянного и в значительной
мере случайного изменения ситуации.
Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется
из окружающей действительности с образным
отражением тех или иных прикладных действий
и жизненных отношений (например: трудовые,
бытовые действия, имитация охоты и т. д.),
либо специально создается, исходя из
потребностей физического воспитания,
как условная схема взаимодействия играющих
– это особенно характерно для современных
спортивных игр.
2) Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.
3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий, например «фортлек» («беговая игра») – своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
Главная черта соревновательного
метода – сопоставление сил в
условиях упорядоченного соперничества,
борьбы за первенство или возможно
высокое достижение.
Соревнование (или состязание), подобно
игре, относится к числу наиболее широко
распространенных общественных явлений.
Оно имеет значение как способ организации
и стимулирования деятельности в самых
различных сферах жизни – в производственной
деятельности, в искусстве (художественные
конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно,
что конкретный смысл соревнований при
этом различен.
Соревновательный метод характеризуется
также унификацией (приведением к некоторому
единообразию) предмета состязания, порядка
борьбы за победу и способов оценки достижения.
Вполне понятно, что невозможно сравнивать
силы, если нет общего эталона для сравнения
и не упорядочен сам процесс сопоставления.
В отдельных случаях унификация может
иметь силу лишь в пределах данного коллектива
соревнующихся (группы, класса и т. д.). Но
она всегда присутствует при использовании
соревновательного метода. В спорте же
унификация закрепляется едиными правилами
соревнований, которые во многих случаях
приобрели уже значение международных
норм. Вместе с тем унификация в соревновательном
методе не регламентирует соревнующихся
во всех деталях. Характер этой деятельности
определяется в решающей мере логикой
борьбы за первенство, победу или возможно
высокое достижение.
Основу соревновательного метода составляет
рационально организованный процесс состязания,
причем спортсмен может соревноваться
не только с другими, но и с самим собой,
стремясь превысить свой спортивный результат
или показатели в подготовительных упражнениях.
1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:
· твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный
состав движений, порядок повторений);
· по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой
по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов
отдыха;
· создание или использование внешних условий, которые облегчали бы
управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов,
тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1 вариантов при
общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для
усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на
развитие определенных физических качеств, способностей.
2.
Игровой метод может быть
упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и
т.д.
К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» организация
игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение
определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни
(имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может
создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или
конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема
взаимодействия играющих (современные спортивные игры).
Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную
деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие
качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость,
самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно
применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других
нравственных психических качеств.
3.
Соревновательный метод
формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при
выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в
качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований.
Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в
условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических
задач. Это прежде
всего совершенствование
условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор
соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и
физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических
упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных
возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной
предварительной подготовки.
4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование
слова и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить
восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся,
можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать
результаты, корректировать поведение занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано
и выражено в форме:
· дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
· инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
· сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
· указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
· оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
· словесного отчета и взаиморазъяснения;
· самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи
(например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в
физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное
восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные
методы могут реализоваться в форме:
· показа самих упражнений;
· демонстрации наглядных пособий;
· предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-
моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);