Методологические основы теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:52, лекция

Описание работы

1.Общая характеристика методологии и методов познания. Диалектико-материалистический метод в теории и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории.
2.Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.
3.Методы построения теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логические методы).

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 Методы исследования в теории физической культуры.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     К помощи метода моделирования прибегают в ситуациях, когда:

     1)отсутствует  теория исследуемого объекта,  ограничен современный уровень  знаний и практики;

     2)возникает  необходимость предсказания поведения  объекта   при   недостаточности теоретических знаний о нем;

  1. имеется некая количественная теория, но отсутствует качественный анализ объекта или наоборот;
  2. имеется достаточно развитая теория, но исследуемый объект настолько сложен, что анализ его нередко является весьма трудоемким делом.

     Принципы  моделирования свидетельствуют  об универсальности этого метода научного познания, т.к. можно:

     1)изучать  любой объект, даже реально не  существующий;

     2)использовать  модели на любых этапах исследования: от выбора объекта до оценки полученных результатов;

  1. одновременно решать задачи практики, теории и обучения;
  2. применять широкий круг абстрактно-логических процедур, доступных для исследователей разного профиля и разного уровня профессиональной подготовленности.

     Моделирование как метод исследования обычно связан с теми задачами, которые не могут  быть решены в условиях реальных экспериментов. Это придает методу моделирования серьезное самостоятельное значение и определяет его преимущества. Эти преимущества выступают особенно рельефно на фоне постоянного возрастания сложности объектов и процессов современного спорта, расширения его экспериментальной базы, усложнения взаимосвязей между эмпирическим и теоретическим знанием. В частности, в моделях могут быть рельефно выявлены наиболее существенные стороны объектов или процессов и одновременно не учитываться несущественные составляющие. Моделирование позволяет многократно использовать один и тот же массив экспериментальных данных для разработки нескольких моделей с целью наиболее объективного и разностороннего представления рассматриваемого явления. При моделировании создаются также возможности для последовательного изучения сложных явлений в виде последовательной разработки ряда соревновательной деятельности - при построении тренировочного процесса.

     На  теоретическом уровне исследования моделирование предусматривает  использование различного рода знаковых и абстрактных моделей. Они могут носить описательный или мысленный характер, схематическое, математическое или графическое выражение. На экспериментально-эмпирическом уровне исследований модели носят предметный, вещественный характер.

     Моделирование используется при выявлении оптимальной  структуры соревновательной деятельности и подготовленности, установлении оптимальных  соотношений в тренировочном  процессе различных по величине и  преимущественной направленности  нагрузок, разработке  эффективной  методики  построения   структурных образований тренировочного процесса - занятий, микроциклов, периодов, этапов и т.д. Моделирование на упрощенных объектах позволяет познать существенные признаки, закономерности связи и отношения, присущие объектам, труднодоступным для изучения в реальных условиях. Результатом применения данного метода при разработке проблем теории и методики спорта являются многочисленные словесные и схематические модели тактических действий, математические и графические модели, отражающие оптимальную структуру физической подготовленности спортсменов, обеспечивающие прогноз роста спортивных достижений в различных видах спорта, позволяющие выявить и оценить функциональные резервы отдельных спортсменов и др.

     Проблема  моделирования сегодня является одной из наиболее актуальных в теории спорта. Буквально по всем ее разделам, отбор одаренных спортсменов, многолетняя их тренировка, прогнозирование соревновательной деятельности, целевое обучение двигательным действиям, подготовка тренерских кадров, управление социально-экономическим развитием отрасли и т.д. - интенсивно разрабатываются вопросы построения и функционирования различных типов моделей. 

     3. Методы построения теоретического знания  

     Мысленный эксперимент — метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которой невозможна. Мысленный эксперимент рассматривается как специфическая форма умственной деятельности человека, когда проявляются возможности его мышления. Мысленный эксперимент позволяет:

  • представить ситуации, осуществление которых пока невозможно из-за ограниченности знаний в области теории и методики или из-за низкого уровня подготовленности спортсмена;
  • создать условия для теоретической подготовки экспериментов, моделей;
  • применить абстракции, не имеющие аналогий.

     Идеализация — метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования.

     Формализация  — метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

     Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

     Математическая  гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

     Восхождение от абстрактного к  конкретному — метод исследования, основанный на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта.

     Метод единства исторического  и логического — метод исследования, в основе которого лежит общая установка на взаимосвязанное изучение исторической эволюции объекта и построение логически обоснованной системы понятий, которая направляет исторический анализ и в свою очередь корректируется его данными.

     Исторический  метод – изучение объекта в развитии.

     Логический  метод – изучение объекта в отдельный момент времени.

Информация о работе Методологические основы теории физической культуры