Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:52, лекция
1.Общая характеристика методологии и методов познания. Диалектико-материалистический метод в теории и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории.
2.Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.
3.Методы построения теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логические методы).
К помощи метода моделирования прибегают в ситуациях, когда:
1)отсутствует теория исследуемого объекта, ограничен современный уровень знаний и практики;
2)возникает
необходимость предсказания
Принципы моделирования свидетельствуют об универсальности этого метода научного познания, т.к. можно:
1)изучать любой объект, даже реально не существующий;
2)использовать
модели на любых этапах
Моделирование как метод исследования обычно связан с теми задачами, которые не могут быть решены в условиях реальных экспериментов. Это придает методу моделирования серьезное самостоятельное значение и определяет его преимущества. Эти преимущества выступают особенно рельефно на фоне постоянного возрастания сложности объектов и процессов современного спорта, расширения его экспериментальной базы, усложнения взаимосвязей между эмпирическим и теоретическим знанием. В частности, в моделях могут быть рельефно выявлены наиболее существенные стороны объектов или процессов и одновременно не учитываться несущественные составляющие. Моделирование позволяет многократно использовать один и тот же массив экспериментальных данных для разработки нескольких моделей с целью наиболее объективного и разностороннего представления рассматриваемого явления. При моделировании создаются также возможности для последовательного изучения сложных явлений в виде последовательной разработки ряда соревновательной деятельности - при построении тренировочного процесса.
На теоретическом уровне исследования моделирование предусматривает использование различного рода знаковых и абстрактных моделей. Они могут носить описательный или мысленный характер, схематическое, математическое или графическое выражение. На экспериментально-эмпирическом уровне исследований модели носят предметный, вещественный характер.
Моделирование используется при выявлении оптимальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, установлении оптимальных соотношений в тренировочном процессе различных по величине и преимущественной направленности нагрузок, разработке эффективной методики построения структурных образований тренировочного процесса - занятий, микроциклов, периодов, этапов и т.д. Моделирование на упрощенных объектах позволяет познать существенные признаки, закономерности связи и отношения, присущие объектам, труднодоступным для изучения в реальных условиях. Результатом применения данного метода при разработке проблем теории и методики спорта являются многочисленные словесные и схематические модели тактических действий, математические и графические модели, отражающие оптимальную структуру физической подготовленности спортсменов, обеспечивающие прогноз роста спортивных достижений в различных видах спорта, позволяющие выявить и оценить функциональные резервы отдельных спортсменов и др.
Проблема
моделирования сегодня является одной
из наиболее актуальных в теории спорта.
Буквально по всем ее разделам, отбор одаренных
спортсменов, многолетняя их тренировка,
прогнозирование соревновательной деятельности,
целевое обучение двигательным действиям,
подготовка тренерских кадров, управление
социально-экономическим развитием отрасли
и т.д. - интенсивно разрабатываются вопросы
построения и функционирования различных
типов моделей.
3.
Методы построения теоретического
знания
Мысленный эксперимент — метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которой невозможна. Мысленный эксперимент рассматривается как специфическая форма умственной деятельности человека, когда проявляются возможности его мышления. Мысленный эксперимент позволяет:
Идеализация — метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования.
Формализация — метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.
Математическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.
Восхождение от абстрактного к конкретному — метод исследования, основанный на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта.
Метод единства исторического и логического — метод исследования, в основе которого лежит общая установка на взаимосвязанное изучение исторической эволюции объекта и построение логически обоснованной системы понятий, которая направляет исторический анализ и в свою очередь корректируется его данными.
Исторический метод – изучение объекта в развитии.
Логический метод – изучение объекта в отдельный момент времени.
Информация о работе Методологические основы теории физической культуры