Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:31, контрольная работа
Процесс управления организацией невозможен без научного подхода. Сейчас имеется целый комплекс научных направлений и дисциплин, расширяющих представления о взаимосвязи организации и управления, различных модификациях их соотношения и использования. В области взаимодействия понятий организации формируется широкая совокупность сфер приложения теоретических и практических интересов общества. Анализ систем управления помогает раскрыть взаимосвязь наук в теории организации управления.
1 вариант
1 раздел
« Методологические основы теории организации»
1.1. Раскройте место и роль теории организации в системе научного знания. Опишите, с какими науками она «взаимодействует» непосредственно, а с какими опосредованно
Теория организации – это наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций как реально существующих объектов.
Процесс управления организацией невозможен без научного подхода. Сейчас имеется целый комплекс научных направлений и дисциплин, расширяющих представления о взаимосвязи организации и управления, различных модификациях их соотношения и использования. В области взаимодействия понятий организации формируется широкая совокупность сфер приложения теоретических и практических интересов общества. Анализ систем управления помогает раскрыть взаимосвязь наук в теории организации управления.
В теории и практике теории организации широко используются достижения социальных наук - социологии, политологии, психологии, философии - данные науки взаимодействуют непосредственно с теорией организации. Велик вклад социологии в теорию организации. Он обусловлен тем, что именно эта наука дает знание о поведении людей и функционировании общественных институтов, без которых невозможно эффективная организация. В развитие теории организации свой вклад вносят и родственные социологии науки - психология и политология. С психологией связано изучение индивидуального поведения людей, что очень важно в данном случае. Политология, с точки зрения проблем, решаемых на уровне муниципального управления, интересна, прежде всего, тем, что обеспечивает знаниями о политике и состоит из нескольких наук: истории, юриспруденции, социологии и философии.
1.2. Приведите примеры процессов структурного преобразования систем
Целью преобразований (децентрализаций) является адаптация производственно-
Примером процессов структурного преобразования может служить реформирование системы образования в современной России. Коренные изменения политической и социально-экономической российской, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных опор сохранения государственности.
В условиях дефицита бюджетных средств, изменения отношений собственности, искаженного рынка труда. Одним из направлений деятельности сферы образования является повышение эффективности использования государственных средств и привлечение в сферу образования дополнительных финансовых потоков. В связи с этим в системе образования в целом определилось понимание необходимости преобразований, в том числе и структурно-функциональных. Современная программа реформирования образовательной структуры является инструментом управленческой деятельности, направленной как на людей, так и на сами образовательные учреждения. Управляющие воздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы. Содержание программы преобразования образовательной сферы отражает необходимость как структурно-функциональных преобразований в самих образовательных учреждениях, так и структурно-функциональные преобразования в способах, методах, принципах управления сферой образования.
Основной целью структурно-функциональных преобразований в сфере образования является эффективное функционирование образовательных учреждений для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики. Помимо этого, существует и ряд других целей: повышение эффективности использования материально-технической базы; повышение эффективности использования научного и педагогического потенциала за счет интеграционных процессов разных форм и видов; привлечение дополнительных финансовых потоков в сферу образования; реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности; повышение компенсационных качеств сферы образования и способности противостоять имеющимся угрозам сфере образования; совершенствование содержания образования всех уровней путем рационального сочетания федерального, регионального, муниципального компонентов государственного образовательного стандарта.
2 раздел.
«Основные законы и принципы организации»
1.3. Охарактеризуйте основные этапы жизненного цикла организации
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на временные отрезки предусматривает следующие этапы:
- Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами
- Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.
- Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.
- Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
- Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями.
Жизненный цикл организации - совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования:
- Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность и способность рисковать характеризуют этот этап.
- Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации.
- Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня.
- Ранняя зрелость. Отличительные признаки - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация.
- Расцвет сил. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.
- Полная зрелость. Имея компетентное руководство, организация действует практически сама по себе. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления.
- Старение. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Организация начинает распадаться, вынуждена либо применять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура.
- Обновление. Организация в состоянии подняться вновь на должный уровень.
1.4. Рассмотрите на примере конкретной организации применение группы принципов взаимодействия
Рассмотрим применение группы принципов взаимодействия на примере ОАО «Хакасское Агентство Воздушных сообщений» - далее ОАО «ХАВС». Это организация по оказанию услуг, в частности пассажирские перевозки. На предприятии действуют принципы управленческого взаимодействия. Отношения между работниками сложившиеся, руководитель умеет добиваться успехов в организации производственных процессов.
На предприятии действует принцип делегирования полномочий. В структуре предприятия имеется не много подразделений, руководство которыми осуществляется начальниками отделов и подразделений. Кроме того, на предприятии действует принцип перспективной деятельности - персонал подбирается строго под цели предприятия. Основная часть сотрудников - специалисты с высшим профильным образованием. Также применяется принцип специализации управления - все действия в фирме распределяются между сотрудниками и не дублируются. Эти принципы позволяют достаточно эффективно функционировать. В основном, предприятие ОАО «ХАВС» удовлетворяет большинству требований современной организации. Фирма делится на подразделения, где работники обладают высоким квалификационным уровнем.
Коммуникативный метод построения - жесткий. Характеристики: управление путем передачи информации исключительно сверху; жесткая регламентация действий персонала; регулирование поведений; разделение персонала; развитие конкуренции; контроль.
На производственном предприятии ОАО «ХАВС» действуют следующие этапы динамики. Первый - «притирка». Здесь личные чувства, мнения скрыты. Нет творческой, коллективной деятельности. Следующий этап - образование групп по интересам, борьба за лидерство, уже на этом этапе обсуждаются способы взаимодействия. Далее - совершенствование. Коллектив и отдельные работники осознают себя, свою значимость. Появляется возможность делегирования полномочий, предоставление самостоятельности сотрудникам. Следующий этап - эффективность. На этом этапе приобретается опыт успешной групповой деятельности, работники гордятся своим коллективом. И последний этап зрелость - организация - это сплоченный коллектив. Во внимание принимаются только личностные достоинства и профессионализм. Отношения носят неформальный характер. Менеджер во всем советуется с работниками, развивает их идеи, формируются деловые партнерские отношения, единая команда. Вышестоящее руководство позволяет менеджерам низших звеньев наладить эффективное взаимодействие.
Основные закономерности групповой жизнедеятельности, действующие на предприятии ОАО «ХАВС»: социальная фасилитация - легкость, благополучные условия. Человека мотивируют действовать решительнее, активнее и качественнее возможная оценка со стороны окружающих его людей; социальная леность - что групповая ответственность за результат расслабляет работников, они прилагают меньше усилий; деиндивидуализация - влияние коллектива на действия личности, когда происходит утрата самосознания, нормативное сдерживание человека ослабевает; групповая поляризация - обсуждение актуальных проблем в группе; огрупнение мышления - прием группой не самых реалистических решений; влияние меньшинства - действия меньшей части группы, выражающие настойчивость, подталкивают большинство к пересмотру своей позиции.
3 раздел
«Основы управления организацией»
1.5. Охарактеризуйте методы организационного проектирования
Совершенное управление невозможно без проектирования структур управления. Однако, затруднения происходят в силу причин: в новых условиях зачастую нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений; комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем; создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование механизма управления должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При определении системности самого подхода к формированию организационной структуры требуется тщательная разработанная процедура проектирования структур. Этапы проектирования следующие:
Информация о работе Методологические основы теории организации