Методологические основы теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:52, лекция

Описание работы

1.Общая характеристика методологии и методов познания. Диалектико-материалистический метод в теории и практике физического воспитания: теоретические положения, законы и категории.
2.Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.
3.Методы построения теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация и идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, исторический и логические методы).

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 Методы исследования в теории физической культуры.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     В чем же суть системного подхода, чем  обусловлена его эффективность  как метода? «Опыт современного познания, — пишет российский философ и  системолог В. Н. Сагатовский, — показывает, что наиболее емкое и экономичное  описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система». Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая, во-вторых, — информация, достаточная для решения поставленной задачи. Данная особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в котором объект выступает как система. Системные знания — это результат познания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта.

     В последнее время представители  гуманитарных областей знания стали  обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э. Г. Юдин).

     Говоря  о соотношении системного и деятельностного  подходов, следует сразу отметить, что последний по сфере использования  уже: его применение ограничено рамками  науки о социуме, ибо «деятельность  есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой — целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Э. Г. Юдин). Вместе с тем идея деятельности и идея системности тесно связаны, тяготеют друг к другу. В соединении с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается. Причем их связь наиболее интересна не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, «когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности», то есть когда «системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения» (Э. Г. Юдин).

     Различие  системного и деятельностного подходов как методов, объяснительных принципов состоит в том, что системный подход применяется, когда по цели как основному системообразующему фактору через функцию необходимо прийти к знанию структуры и состава системы. Деятельностный же подход применяется, когда возникает потребность в объяснении закономерностей развития системы через объективированный в определенной форме результат ее действия. Деятельностный подход позволяет на основании знания законов развития и функционирования деятельности совершить операцию распредмечивания и декомпозиции продукта деятельности, чтобы выяснить факторы, сохраняющие и развивающие данный объект.

     Системный подход в исследовании проблем теории и методики спорта предполагает применение соответствующего понятийного аппарата. Для характеристики строения объектов используются такие понятия, как множество, элемент, часть, целое, отношение, свойство, связь, взаимодействие, система, подсистема, структура, организация; оценки их специфических системных свойств - целостность, стабильность, обратная связь, управление; особенностей поведения - целенаправленность, функционирование, процесс, состояние, изменение.

     Прикладная сторона системного подхода представлена в исследовании таких явлений, как система спортивной подготовки и система спортивных соревнований, структура соревновательной деятельности и структуры подготовленности, взаимосвязь различных сторон подготовленности, двигательных и вегетативных функций и др.

     Система — объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

     Элемент — внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. «Элементарность» элемента состоит в том, что он есть предел членения данной системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнорируется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют как простое. Хотя в иерархических системах элемент тоже может быть рассмотрен как система. А от части элемент отличает то, что слово «часть» указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а «элемент» всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент — часть, но не всякая часть — элемент.

     Состав — полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов.

     Структура — отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели.

     В основе системного подхода лежит факт различия между исследованием системного объекта и системным исследованием объекта. Исследование системных объектов основываются на аналитическом подходе, в то время как системный подход на первый план выдвигает синтез, но синтез, не завершающий анализ, а выступающий в качестве исходного принципа исследования. Следовательно, исходным пунктом системного исследования является ориентация на целостное и в то же время всестороннее исследование объекта, компоненты которого изучаются не изолированно, а во взаимосвязи, диалектически.

     В настоящее время выделяются следующие  особенности системного подхода: описание части с учетом ее места в целом, проявление частями различных свойств  и характеристик в зависимости  от уровня расположения части в целом; зависимость элемента от среды; взаимозависимость и взаимосвязь части и целого (часть обуславливает целое и наоборот); в объекте действует не только механическая причинность (как односторонняя прямая), но и система причинных связей, выступающая как целесообразность; источник преобразования целого (системы) находится внутри него. 

     2. Общелогические методы  познания

      Методы  научного познания в теории физической культуры состоят из методов построения общелогического знания и методов научного познания.

    Методы  построения общелогического  знания:

  1. Анализ и синтез;
  2. Индукция и дедукция;
  3. Обобщение;
  4. Абстрагирование;
  5. Аналогия;
  6. Моделирование.

      Методы  научного познания  подразделяются на методы построения экспериментально-эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

     Методы  построения экспериментально-эмпирического  знания:

  1. Наблюдение;
  2. Измерение;
  3. Эксперимент;
  4. Описание.

      Методы  построения теоретического знания:

  1. Мысленный эксперимент;
  2. Формализация, идеализация;
  3. Аксиоматический метод;
  4. Восхождение от абстрактного к конкретному (гипотетико-дедуктивный метод);

5) Метод математической гипотезы;

    6) Исторический  и логический методы.

      Частные методы познания:

  1. Анализ и изучение литературы;
  2. Опрос;
  3. Анкетирование;
  4. Интервьюирование;
  5. Беседа;
  6. Педагогическое наблюдение;
  7. Тестирование;
  8. Хронометрия;
  9. Динамометрия;
  10. Педагогический эксперимент;
  11. Контекст-анализ;
  12. Метод экспертных оценок;
  13. Методы смежных наук.
 

     К общенаучным методам данного  уровня познания относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогия, моделирование, системный подход.

     Использование этих методов, как правило, связано  с различными этапами исследования. Анализ и абстрагирование в основном применяются в начальной стадии исследования, синтез - в его завершающей  фазе, системный подход и обобщение могут применяться в различных стадиях исследования и т.д.

     Анализ  и синтез

     Анализ - процедура расчленения предмета, явления, процесса, свойства на части с целью его детального изучения. Анализ - составная часть всякого научного исследования, особенно на его первой стадии, когда изучаются состав предмета или явления, их свойств, признаки и т.д.

     Синтез представляет собой соединение в единое целое элементов целостного предмета, явления или процесса.

     Анализ  и синтез - это фундаментальные приемы, к которым, в конечном счете, сводятся все виды умственной деятельности в процессе научных исследований. Результатом синтеза может являться нечто качественно совсем иное, чем сумма составляющих элементов, синтез часто завершается формированием законов, выявлением закономерностей, принципиально новых идей и др.

     Индукция  и дедукция

     Индукция - выведение от единичного к целому, способ логического рассуждения, связанный с переносом знания, полученного на некоторой совокупности предметов или явлений, на их более широкий круг. Например, знаний, полученных на материале фехтования, - на все виды единоборств; положений, характерных для совершенствования отдельных технических приемов, - на процесс технического совершенствования вообще. Основанием для получения общих выводов с помощью индукции служит повторяемость событий, благодаря которой по части фактов можно сформулировать закономерность, относящуюся ко всей группе родственных фактов. Исходным материалом здесь служат факты, опирающиеся на наблюдение и эксперимент.

     Дедукция - выведение из общих положений, справедливость которых доказана, частных следствий - утверждений, относимых к исследуемым случаям и позволяющих объяснить (истолковать) их; Дедукцию часто применяют для проверки каких-либо суждений на практике, при раскрытии содержания тех или иных законов, понятий.

     Обобщение и абстрагирование  - логические   операции,  в  ходе которых исследователь, анализируя фактические материалы, отвлекается от всего несущественного и мысленно выделяет нечто общее, существенное, объединяющее различные явления, выражая это в обобщающих понятиях (что тесно связано с анализом и синтезом);

     Обобщение следует рассматривать как одно из важнейших средств научного познания, связанное с переходом от отдельных фактов, ситуаций, событий и т.д. на более высокий уровень абстракции на основе выявления общих для данной группы явлений признаков - свойств, отношений, тенденций развития. Обобщение может осуществляться на эмпирическом уровне материала, что обычно связано с формулировкой понятий, выявлением закономерностей, относящихся к определенной группе фактов, или на теоретическом уровне, что связано с расширением предметной области, использованием групп понятий и явлений и формированием, в конечном счете, принципов, теорий или их существенных компонентов.

     Абстрагирование состоит в отвлечении, мысленном отбрасывании тех предметов, свойств и связей, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом виде», необходимом на первичных этапах изучения. Так, например, при изучении простейших вариантов спортивной тактики - рациональных схем прохождений в циклических видах, тактических действий при стандартных вариантах, характерных для единоборств или спортивных игр, исследователь отбрасывает анализ сложных явлений, связанных с изучением функциональных возможностей отдельных спортсменов, с вопросами взаимодействия соревнующихся с учетом их индивидуальных возможностей, избранных схем технико-тактических действий в соревновательной борьбе и т.п.

     Аналогия  - эффективный способ научного познания, при котором знание, полученное при изучении какого-либо объекта, переносится на объект менее изученный, сходный с ним по существенным свойствам и качествам. Таким образом, закономерности, выявленные для одного из видов спора, относящихся к той или иной группе, переносятся на все родственные виды спорта, положения, обоснованные для определенного контингента спортсменов, используются для других контингентов и т.п. Умозаключения по аналогии являются одним из важных источников научных гипотез.

     Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, использования моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Здесь выражены 2 стороны использования моделей - теоретический и прикладной смысл моделирования, во-первых, модель как изучение уже имеющихся систем с целью их познания, и, во-вторых, модель как полигон для создания новых систем.

Информация о работе Методологические основы теории физической культуры