Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:06, реферат
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Формы работы по физической культуре………………………………….4
2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7
Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1. Формы работы по физической культуре………………………………….4
2.
Двигательные умения и навыки,
физиология их формирования и
Заключение………………………………………
Список
использованных источников………………………………………27
Введение
В
условиях современного мира с появлением
устройств, облегчающих трудовую деятельность
(компьютер, техническое оборудование)
резко сократилась двигательная
активность людей по сравнению с
предыдущими десятилетиями. Это, в
конечном итоге, приводит к снижению
функциональных возможностей человека,
а также к различного рода заболеваниям.
Сегодня чисто физический труд не
играет существенной роли, его заменяет
умственный. Интеллектуальный труд резко
снижает работоспособность
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.
Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким
образом, физическая культура, первостепенной
задачей которой является сохранение
и укрепление здоровья, должна быть
неотъемлемой частью жизни каждого
человека.
1. Формы работы по физической культуре.
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, связи и отношения между этими компонентами, их внутреннюю организацию, упорядоченность. Физическая культура, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру.
Так, остановлюсь подробнее на компонентах физической культуры:
Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание.
Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Основным видом базовой физической культуры является школьная физическая культура, формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.
В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.
В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.
Итак, в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности) физической культуры: это «школьная физическая культура» и «базовый спорт».
Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и около предельных человеческих возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. Видами этого направления являются: профессионально-прикладная физическая подготовка (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека). производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культурымогут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.
Выделяют
следующие виды оздоровительно-
Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.). Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жинедеятельности организма.
Итак,
выше были рассмотрены наиболее крупные
компоненты (виды) физической культуры.
Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны,
но отчасти совпадают. В то же время они
имеют определенные различия по целям,
функциям, специфике задач. [1]
2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования.
Двигательное
умение — способность
Двигательный навык — автоматизированный
способ управления движениями. Движение
при повторении в одних и тех же условиях
постепенно становится привычным: все
меньше приходится думать над тем, как
выполнить тот или иной его элемент. Со
временем движение автоматизируется.
Контроль сознания на стадии навыка не
исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется
внимания условиям и ситуации, в которых
выполняется движение, а также творческому
решению двигательных задач. Особенно
ярко это выражается в подвижных играх.
Автоматизация движений придает навыку
высокую устойчивость и стабильность:
возможность многократно повторять заученное
движение, не снижая качества исполнения
даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных
факторах психологического порядка (сильные
эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со
стабилизацией связана возможность длительного
сохранения навыка без упражнения: навыки
езды на велосипеде, плавания, передвижения
на лыжах, на коньках сохраняются в основных
чертах на протяжении всей жизни. В процессе
становления навыка появляются легкость,
ритмичность движений, возникают специализированные
восприятия («чувство воды» в плавании,
«чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство
ребра» в фигурном катании, «чувство мяча»
в играх).
По мере упрочения навыка повышается
роль двигательного анализатора, «мышечного
чувства», зрительный контроль переключается
на условия выполнения движения и появляется
возможность варьировать технику в зависимости
от рельефа местности, сопротивления внешних
сил, ограничения пространства и т п. Вариативность
двигательного навыка связана с возникновением
нового умения — применять приобретенный
навык в сложных меняющихся условиях,
в целостной деятельности. Такие умения
всегда осознаются.
Понятие «навык» не обязательно означает
владение техникой движения в совершенстве.
Может быть сформирован навык неправильного
выполнения упражнения. Это происходит
тогда, когда несовершенное движение повторяется
многократно. Поэтому надо детей сначала
научить правильно выполнять упражнения
и только после этого переходить к закреплению
навыка.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки
Формирование двигательных навыков происходит
в единстве с развитием физических качеств.
Например, с развитием силы, быстроты в
прыжках, метании улучшается техника их
выполнения и повышаются количественные
показатели.
Продолжительность формирования двигательного
навыка зависит от сложности упражнения,
например скоростно-силовые ациклические
движения (прыжки, метание), связанные
с точностью распределения мышечных усилий
в пространстве и во времени, требуют длительного
срока. Формирование двигательного навыка
зависит от правильного подбора методов
и приемов обучения. На скорость образования
двигательных навыков влияет психологическая
установка (осознание поставленных задач,
мотивов деятельности), а также положительные
эмоции на занятиях. [2]
По структурности движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.
1.
Циклические упражнения (бег, ходьба,
гребля, велоспорт, бег на коньках,
плавание) отличаются повторяемостью
фаз движений, лежащих в основе
каждого цикла, и тесной