Научная основа физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………..3

     1. Формы работы по физической  культуре………………………………….4

     2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и     совершенствования………………………………………………………………….7

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9

     Заключение……………………………………………………………………26

     Список  использованных источников………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с  предыдущими десятилетиями. Это, в  конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко  снижает работоспособность организма.

       Но  и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых случаях рассматриваться  с отрицательной стороны.

       Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и  организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

       В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и  при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

       Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт.

       Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему  вред.

       Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека. 

       1. Формы работы по  физической культуре.

       Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают,  во-первых,  состав его компонентов  (частей,  видов),  и,  во-вторых,  связи и отношения между этими компонентами,  их внутреннюю организацию, упорядоченность. Физическая культура,  являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру.

       Так, остановлюсь подробнее на компонентах физической культуры:

  • Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания,  т.к.  направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности,  необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

       Содержание  базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего  физического развития,   то есть является  «базой»  для избранной  деятельности  (профессиональной,  спортивной и др.)  и представляет собой базовое физическое воспитание.

       Базовыми,  непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности:  сила,  быстрота,  выносливость, ловкость, гибкость.

       Основным  видом базовой физической культуры является школьная физическая культура,  формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.

       В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться.  Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке.  Для базовой физической культуры характерно,  что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.

       В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта,  направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.

       Итак,  в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности)  физической культуры:   это «школьная физическая культура» и «базовый спорт».

  • Спорт как компонент физической культуры.  Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт».

       Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и около предельных человеческих возможностей.  Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Профессионально-прикладная физическая культура.  Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков,  которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. Видами этого направления являются: профессионально-прикладная физическая подготовка  (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную),  преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии  (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека). производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека.  Формами производственной физической культурымогут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

  • Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма,  нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

       Выделяют  следующие виды оздоровительно-реабилитационной физической культуры:  лечебная физическая культура и спортивно реабилитационная физическая культура.  Первая  (ЛФК)  включает обширный комплекс средств и методов  (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера нарушения функций,  заболеваний и травм.  Вторая  (спортивно-реабилитационная)  входит в систему подготовки спортсмена, где играет важную роль в восстановлении функциональных возможностей спортсмена после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок,  при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных травм.

       Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта,  не связанные со значительными нагрузками:  утренняя гимнастика,  прогулки и др.)  и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.). Как правило,  в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит.  Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жинедеятельности организма.

       Итак,  выше были рассмотрены наиболее крупные  компоненты (виды)   физической культуры.  Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют определенные различия по целям, функциям, специфике задач. [1] 

       2. Двигательные умения  и навыки, физиология  их формирования  и     совершенствования.

       Двигательное  умение — способность неавтоматизированно  управлять движениями. Умение выполнять  движения в результате повторения переходит  в навык. 
    Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх. 
    Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни. В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх). 
    По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются. 
    Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

       Быстрота  и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

         Приобретенные ранее навыки могут  облегчать или затруднять формирование  нового навыка. Положительное взаимодействие  навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда  в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках  с высоты, в высоту с места  и с разбега). «Отрицательный перенос»  может возникнуть при одновременном  разучивании движений, имеющих различные  конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению  после прыжков в длину и  в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. 
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. 
    Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях. [2] 

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии.
 

       По  структурности движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.

       1. Циклические упражнения (бег, ходьба, гребля, велоспорт, бег на коньках,  плавание) отличаются повторяемостью  фаз движений, лежащих в основе  каждого цикла, и тесной связанностью  каждого цикла с последующем  и предыдущим. В основе циклических  локомоций лежит ритмический  двигательный рефлекс, проявляющийся  автоматически. Таким образом,  общими признаками циклических  упражнений являются:

    • многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
    • все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
    • последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Информация о работе Научная основа физической культуры