Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-1....doc

— 246.50 Кб (Скачать)

3. Завершающий  этап.

Результаты  подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 5.(приложение 4)

Таблица   5.   Итоговые   среднеарифметические   показатели   скоростно-силовых   качеств   испытуемых   контрольной   и   экспериментальной   групп

( 16.03.2006).

Название

теста           Класс  

Прыжок в

длину с

места,

см.

Высота

подскока,

см.

Бег 20 метров,

сек.

Бег за 40

секунд, м.

194,4 40,4 4 Д 163,8
188,5 41Д 3,99 150,2
 

На основе всех полученных данных можно наглядно рассмотреть динамику развития скоростно-силовых  качеств подростков по каждому тесту (приложение 5-6)

Из всего  этого было установлено, что разработанный  комплекс упражнений для развития скоростно-силовых  качеств у подростков является достаточно эффективным. Это подтверждается следующими фактами. Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) прирост показателей у занимающихся в экспериментальной группе (8Б), спустя месяц применения комплекса, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе (8В), где применялся другой комплекс (приложение 7). При этом нельзя утверждать, что комплекс, применяемый в работе в контрольной группе плохой и его нельзя использовать в учебном процессе при занятиях волейболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах.

Во- вторых, оба комплекса по развитию прыгучести немного отличаются. В частности, в экспериментальной группе дозировка  в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений). Например, в прыжках через гимнастическую скамейку -количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой -, пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе учащиеся   выполняли   беговые   и   прыжковые   упражнения   в  затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить учащихся применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда подросток после таких занятий в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.

Также можно увидеть различия в упражнениях  по их направленности. Если у контрольной  группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку учащийся во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от учащегося требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В этом упражнении как раз подросток сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, учащийся снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой подросток старается дотянуться выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.

  В   выше   приведенном   тексте   было   обосновано   то,   что   комплекс упражнений  по развитию скоростно-силовых качеств у подростков,

применяемый в экспериментальной группе (8Б), является эффективным и его можно использовать не только на уроках по волейболу, но и в тренировочном процессе при занятиях волейболом. Конечно, нельзя сказать то, что комплекс упражнений, применяемый в контрольной группе (8В), совсем не эффективен, и его вообще нельзя использовать с подростками на уроках по волейболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, этот комплекс можно использовать на практике.

Результаты  проведенного мной исследования позволяют рекомендовать экспериментальный комплекс упражнений по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) подростков для широкого использования преподавателям физической культуры на уроках по волейболу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В результате проведенной работы были решены поставленные ранее задачи:

  1. Были определены психофизиологические возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств подростков.
  2. Изучена литература по заявленной теме.
  3. Отобраны наиболее эффективные методы и средства по развитию скоростно-силовых качеств подростков.
  4. Подобраны тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств.
  5. Исследована физическая подготовленность учащихся Бубчиковской школы подросткового возраста.
  6. Разработаны комплексы упражнений, влияющие на повышение уровня физической подготовки подростков

В ходе исследования было доказано, что, подростковый возраст является наиболее оптимальным для развития скоростно-силовых качеств в спортивной игре «волейбол», что характерными особенностями проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста являются: многократные беговые ускорения (в количестве 120 - 150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000 - 7000 метров); значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх (до 130 - 140 за игру).

В ходе работы, на основе подобранных четырёх  тестов, был выявлен уровень развития скоростно - силовых качеств, которые помогли определить уровень физической подготовки учащихся.

В решении  поставленных задач были разработаны комплексы упражнений, влияющие на повышение уровня физической подготовки подростков, и было выявлено, что комплекс методик, который использовался в экспериментальной группе, оказался эффективней. Выполнение всех задач помогло достичь цели проблемы исследования. Также был создан проект педагогической      деятельности по использованию комплексов упражнений для повышения физического развития у учащихся на занятиях волейболом на уроках физической культуры.

Предполагается, что целенаправленное применение данного комплекса способствует повышению развития скоростно-силовых качеств.

Следует признать, что невозможно изменить уровень развития скоростно-силовых  качеств за один месяц, но постоянное использование этого комплекса  на занятиях способствует развитию (повышению) общей и специальной физической подготовки подростка.

В ходе выполнения исследовательской  работы было доказано, что изменение скоростно-силовых способностей подростков, которые отслежены в экспериментальной части, является показателем положительного влияния разработанного комплекса упражнений для повышения физического развития у учащихся на занятиях  волейболом на уроках физической культуры.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что данный комплекс способствует повышению скоростно-силовых способностей учащихся подросткового возраста в игре «волейбол» на уроках физической культуры.

Был выявлен  благоприятный тип телосложения детей среднего возраста – это  нормостеники (средний рост, высокая  работоспособность, хорошо развитая мышечная масса, что влияет на скоростно-силовые качества детей). Но перспектива все-таки за астениками, у которых мышечная масса, а следовательно и скоростно-силовые качества возрастают в старших классах. Рост астеников дает преимущество над нормастениками, так как волейбольная сеть в старшем школьном возрасте поднимается на высоту мужской сети.  
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Башакин С.Г. Уроки по волейболу. - М., 1996

2.  Гомельский  А.Я.Волейбол: секреты мастерства:  1000 волейбольных упражнений. - М, 1997

3.   Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин. // Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4,1995.

4.   Журнал Физкультура и спорт.  О. В. Жбанков. // Развитие прыгучести у юных волейболистов, № 3,1995.

5.   Залетаев И.П. Организация и  руководство физическим воспитанием, массовой физкультурой и спортивной работой в учебном заведении. - М.,1986

6.  Комплексная  программа для 1—11 классов общеобразовательных  школ с направленным развитием  двигательных качеств. - М.,1993.

7.   Методика физического воспитания  школьников. / Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - М.,1989

8.   Спортивные игры: техника, тактика,  методика обучения. / Под ред. Ю.Д.  Железняка, Ю.М. Портного. - М.,2004

9.   Станкин М.И. Принципы обучения  двигательным действиям на занятиях  по физической культуре. - М.,1985

10. Степаненкова  Э.Я. Теория и методика физического  воспитания и развития ребенка. - М.,2001 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста