Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-1....doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.

1.1.  Характеристика  двигательной деятельности волейболиста........................6

1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в

спортивной деятельности волейболиста................................................................10

1.3.   Физиологическая  характеристика развития скоростно-силовых

качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13

1.4. Особенности  развития волейболистов среднего  возраста…………………20

1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22

1.6.   Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня

развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23

Глава 2. Экспериментальное  обоснование методики развития скоростно-силовых  качеств учащихся школы среднего школьного возраста.

2.1. Организация  и методика исследования.........................................................30

2.2. Методика  развития скоростно-силовых качеств..........................................33

2.3. Результаты  исследования и их анализ...........................................................37

Заключение..............................................................................................................41

Литература...............................................................................................................43

Приложения.............................................................................................................44 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение.

       В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

       Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

       Спортивные игры включены в учебные программы, широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, в подготовке спортсменов.

       Спортивная игра «волейбол» входит в цикл физкультурно-спортивных базовых дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой.

       Современный волейбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Волейбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

       В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников волейбол является одним из средств физического воспитания.               Техника игры в волейбол разнообразна. От скоростно-силовых способностей, зависит успех в игре (передвижение по площадке).

     Значимость  данной работы заключается в том, что знание физиологических возрастных особенностей и динамики становления скоростно-силовых способностей позволит учителям, тренерам подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.

     Выше  сказанное позволяет не только обозначить направление исследования, но и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Возрастные и индивидуальные особенности, как определяющий фактор развития скоростно-силовых качеств волейболиста».

     Актуальность      темы   обусловлена   наличием   потребности   в более широкой практике обучения на уроках физической культуры волейболу для развития скоростно-силовых качеств учащихся подросткового возраста.

     Объектом    исследования    является    учебный    процесс    развития    и формирования скоростно-силовых  качеств.

     Предмет   исследования   -   влияние   физиологических   особенностей подростка на развитие скоростно-силовых качеств в волейболе.

     Целью курсовой работы является разработка методики и оценка эффективности развития скоростно-силовых качеств волейболиста в подростковом возрасте с учетом его физиологических особенностей.

     Для   реализации   поставленной   цели,   сформулированы   следующие задачи:

  1. Определить психофизиологические возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств подростков.
  2. Изучить литературу по организации наиболее эффективных методов и средств по развитию скоростно-силовых качеств подростков.
  3. Подобрать тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств.
  4. Выявить физическую подготовленность учащихся школы среднего школьного возраста.
  5. Разработать комплексы упражнений, влияющие на повышение уровня физической подготовки подростков.

         Гипотеза  исследования. Решение поставленных задач позволит:

  1. Эффективно влиять на воспитание физических качеств волейболистов среднего возраста, как важной составляющей игры в волейбол.
  2. Выявив благоприятный тип телосложения детей, можно более эффективно делать отбор в секцию волейбола.

     Практическая  значимость заключается в том, что данные экспериментального исследования позволят более целесообразно использовать применяемые в наших школах средства и методы развития скоростно-силовых качеств.

     Дипломная работа состоит из: введения, теоретической и практической части, заключения, приложений и списка литературы.

     В теоретической части рассматривается: характеристика двигательной деятельности волейболиста; характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста; физиологическая характеристика развития скоростно-силовых качеств волейболистов среднего школьного возраста; особенности развития волейболистов среднего возраста; характеристика типов телосложения; характеристика тренировочных программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств волейболистов.

     В практической части: организация и методика исследования; методика развития скоростно-силовых качеств; результаты исследования и их анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста. 

1.1 Характеристика двигательной  деятельности волейболиста.

Волейбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Волейбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой волейболистов различают по амплуа:

•   нападающий первого темпа - должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

•   нападающий второго темпа - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

•   связующий должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Результативность  игровых действий тесно связана  с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является "чувство времени", которое можно рассматривать как компонент  специальных  способностей  волейболистов.   В основе  развития

"чувства  времени" лежит деятельность  комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Волейболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забить мяч, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность  волейболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый  игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое поле. Чтобы перехватить инициативу у соперника или не дать ему возможности, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

Участвуя  в соревнованиях, волейболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Исследования показали, что волейболист , участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

За последнее  время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении  маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке  площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение  игровой деятельности носит смешанный  характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода  (МПК) у волейболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры волейболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

Важный  показатель функционального состояния  организма - сердечнососудистая    система.    Частота    сердечных    сокращений    (ЧСС)    является кардиологическим     критерием,     отражающим     степень     физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у волейболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста