Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств учащихся 12-13 лет.
Задачи исследования:
1. провести диагностику у учащихся с целью определения уровня физической подготовки.
2.
разработать комплексы
3.
апробировать эффективные
4. проанализировать результаты исследования и сделать необходимые выводы относительно возможностей практического применения спроектированной деятельности.
В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.
Анализ
литературных источников позволил составить
представление о состоянии
В качестве документального источника была использована программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
В качестве контрольных
испытаний был использован тест В.М. Абалакова
- высота подскока; второй тест — прыжок
в длину с места; третий тест - бег 20 метров
четвертый тест - бег за 40 сек.
эффективный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств
учащихся 12-13 лет, провести тестирование и сравнить результаты.
Общее
количество испытуемых 20 - по 10 человек
в каждой группе. При сравнении
эффективности программ по развитию
скоростно-силовых качеств учащихся, применяемых
в двух различных группах (контрольной
(8В) и экспериментальной (8Б)), использовался
подсчет среднего арифметического значения
в каждом из тестов в каждой группе.
2.2 Методика развития скоростно-силовых качеств.
Исследования проводились в течение одного месяца МОУ Бубчиковской СОШ.
В исследовании
принимали участие учащиеся 8-х
классов, из которых были составлены
контрольная группа-8В и
Описание тестов:
• В первом тесте используется приспособление конструкции В.М. Абалакова " экран прыгучести ", позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки. Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста.
Я использовал стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полуприседа с взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства - отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50x50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток - 3. Засчитывается лучший результат.
• Второй тест - это прыжок в длину с места. Описание теста.
Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
• Третий тест - это бег 20 метров. Описание теста.
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 20 метров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01 секунды. Выполняется одна попытка.
• Четвертый тест - бег в течение 40 секунд.
Описание теста.
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 18 метров (длина волейбольной площадки). Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит до противоположной линии, там разворачивается и бежит обратно, снова разворачивается и т. д. Он продолжает бег в течение 40 секунд. По команде "стоп" заканчивается бег. Подсчитывается общее количество метров. Выполняется одна попытка.
Исследование особенностей развития прыгучести учащихся в экспериментальной группе (8Б) и контрольной группе (8В) с применением различных программ по развитию скоростно-силовых качеств.
Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых.
Тестирование проводилось периодически через 2 недели. В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная - учащиеся 8Б класса; и контрольная - учащиеся 8В класса.
Группы детей, включены в эксперимент для того, чтобы можно было сопоставить и сравнить их результаты, и постараться рассмотреть тенденцию развития физических качеств. Однако урок физкультуры не дает такого эффекта в развитии скоростно-силовых качеств, как тренировочные занятия по волейболу, поэтому прирост физических качеств будет не таким большим и его будет сложно определить.
Сущность
эксперимента заключается в следующем:
выявить более эффективный
При сравнении эффективности комплексов упражнений по развитию скоростно-силовых качеств подростков, применяемых в двух различных группах, использовался подсчет среднего арифметического значения в каждом из тестов в каждом классе.
Характеристика комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе (8Б):
1.
Прыжки с разбега до
3. Прыжки на скакалке (на двух ногах - 150-200 раз, на одной - 50-80 раз).
4. Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (25 раз) и одной (18 раз) ногами. 3 серии, t отд. = 25-30 сек.
5.
Выпрыгивание из положения
толчком двух ног 3 серии по 10 повторений, t отд. = 30-35 сек.
6.
Беговые и прыжковые
7. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 4 серии по 8 прыжков, t отд. = 15-20 сек.
8.
Выполнение беговых и
9.И.П. - стоя на одной, другая - бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди 3 серии по 4 повтора, t отд. = 25-30 сек.
10.Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 2 серии по 5 повторений, t отд. = 25-30 сек.
11. Бег с сопротивлением ( резиновый жгут ) до максимального 5 повторов.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе (8В):
1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль
скамеек
толчком двух ног. 2 скамейки по 2 серии.
2.И. п. - скамейка между ног - запрыгивание на скамейку. 4 серии по 15
повторений.
=30-40 сек.
примерно
близкую к максимальной. 3 серии,
t отд. = 30-40 сек.
5.Прыжки со скакалкой на полу или на мате.
50 прыжков по 4 серии (высота подскока выше
среднего).
9.3апрыгивание на возвышенность толчком 2 ног 10 раз, 2 серии.
10. Беговые
упражнения с изменением
2.3
Результаты исследования
и их анализ.
1. Констатирующий этап.
Результаты подсчетов исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 3.(приложение 2)
Таблица 3. Среднеарифметические показатели исходного развития скоростно - силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной
групп.
Название теста Класс | Прыжок в
длину с места, см. |
Высота
подскока, см. |
Бег 20
метров, сек. |
Бег за 40
секунд, м. |
8Б | 190,1 | 36,9 | 4,19 | 158,5 |
8В | 185 | 37,8 | 4,04 | 146,8 |
2. Формирующий этап.
Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 4 . (приложение 3)
Таблица 4. Промежуточные среднеарифметические показатели скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
Название
теста Класс |
Прыжок в
длину с места, см. |
Высота
подскока, см. |
Бег 20
метров, сек. |
Бег за 40
секунд, м. |
8Б | 191,8 | 38,7 | 4,15 | 161,3 |
8В | 186 | 39,5 | 4,01 | 149 |