Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-1....doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Для    написания   этой   работы   необходимо   сравнить   нормативные  требования  в общеобразовательной  школе и ДЮСШ в скоростно-силовых

упражнениях в возрасте 12-13 лет (мальчики). В данном случае примером послужит тест прыжок в длину с места (таблица 2).

Таблица 2    Характеристика   общей   физической   подготовленности учащихся общеобразовательных школ и ДЮСШ в возрасте 12-13 лет.                          

Возраст Прыжок  в длину с места, см
 
Учащиеся

общеобразовательной

Школы

Учащиеся  ДЮСШ
 
Удовлетворит.
Хорошо Отлично Удовлетворит. Хорошо Отлично
12 лет 160 175 195 190-194 196-201 206
13 лет 170 185 200 193-197 198-208 215
 

Из таблицы 1 видно, что к учащимся в ДЮСШ предъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести), нежели на уроках физической культуры, это связано с тем, что на спортивные игры отводится гораздо меньше времени. И перед учащимися не ставятся конкретные цели, нежели спортсменам ДЮСШ.

Какими  бы мы не обладали природными задатками, высокого уровня развития прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно  продуманной и систематической  тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

  Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального навыка. Основными    методами    воспитания    прыгучести    повторного    выполнения упражнения,    характеризующийся   упражнения    (определенное    количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя  физиологическими процессами:

1.  Изменение  возбудимости центральной нервной  системы

2.   восстановление показателей вегетативной  системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны  достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы  не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30%.

1.   Интервальный метод. Этот метод  внешне сходен с повторным  методом. Но если, при повторном  методе характер воздействия  нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха

2.  Игровой  метод воспитания прыгучести. Однако  этот метод обладает

существенным  недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь

получается,   что   спортсмен   больше   применяет   это    качество,   чем    его

воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и  игрок ее получает, если он

активно борется возле сетки, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который

отскочил   после нападающего удара. И   если волейболист чаще выполняет нападающий удар в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена - насколько он активен в игре.

В последнее  время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоты 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста.

Также   для   развития   скоростно-силовых   способностей   используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с

внешним отягощением (например, метание набивного  мяча).

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно  можно разделить на два типа:

1. Упражнения  преимущественно скоростного характера.

2. Упражнения  преимущественно силового характера.

Упражнения  с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного  суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллового сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективные упражнения.

  Сначала необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плечах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать

интенсивность прыжковых упражнений.

При   составлении  комплексов  упражнений   для   развития   скоростно-

силовых качеств учащихся 12-13 лет было просмотрено  и изучено несколько

программ  различных авторов. В каждой из этих программ можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например, такие авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко в большей степени на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения с отягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют штанги, гири, гантели и т. п. В их программе присутствуют такие упражнения, как приседания со штангой на плечах и др. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для того чтобы на тренировках   по волейболу   использовать   штанги,   гири   для   этого   нужен специальный зал, специальное оборудование. Также требуется время на то, чтобы с детьми посещать тренажерный зал, в котором нужна повышенная техника безопасности.  Плюс  у детей  в  этом  возрасте  еще  полностью  не

сформировалась  костная система, т. е. в таких  упражнениях большая нагрузка идет на позвоночник,  следовательно, это травмоопасно.  Мне кажется, что упражнения такого характера можно использовать в практике лишь с 15 – 16 лет. Рассматривая программу О.В. Жбанкова, я увидел несколько упражнений, негативно  влияющих  на  здоровье  молодого  волейболиста.   Одно  из  них: прыжки с ноги на ногу. Это задание требует от коленного сустава больших напряжений. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся

нагрузка  идет на коленный сустав, а связочный  аппарат суставной сумки в 12 - 13 лет еще довольно слаб, поэтому могут происходить микротравмы, которые, в последствии,  перейдут в серьезную травму.  Это  отрицательный  момент программы.   В   этой   программе   были   описаны   стандартные   упражнения, применяемые в тренировочном процессе многими тренерами: прыжки через скамейку,  прыжки  на  скакалке,  прыжковые  упражнения  и  т.  д.   одно  из эффективных упражнений у Жбанкова является запрыгивание на опору. Это задание     способствует     развитию    прыгучести, т.к. оно     является соревновательным, т. е. применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать "зависание" игрока в воздухе при выполнении нападающего удара. А.И. Пьязин предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что не мало важно в волейболе). И так, просмотрев многие методики различных авторов по развитию прыгучести у волейболистов 12-13 лет, я отобрал из всех предлагаемых упражнений наиболее, на мой взгляд, эффективные и благоприятно влияющие на здоровье занимающихся, которые я применил на практике в МОУ Бубчиковской СОШ  с учащимися 8-х классов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное  обоснование методики развития скоростно-силовых качеств подростков. 

2.1 Организация и  методика исследования.

Под скоростными  способностями понимают возможности  человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальной  для данных условий промежуток времени. Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигаются не только воздействием на собственные силовые способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствования техники движений и др., то есть посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

Сила  — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которой лежит понятие сила.

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, видов силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Скоростно-силовые  способности характеризуются непредельными  напряжениями мышц, проявляемыми с  необходимой, часто максимальной мощностью  в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуются и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места   и   с   разбега,   финальное   усилие   при   метании,   бросках,   толкании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь) тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

В моей работе я попытался выявить характерные  особенности проявления скоростно-силовых  качеств спортивной деятельности учащихся 12-13 лет.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста