Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-1....doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Величина  тренировочной нагрузки отражает степень  воздействия тех  или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения волейболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении верхних передач ЧСС составляет в среднем 128 уд/мин, уровень потребления кислорода - 30% от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд/мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд/мин, величина кислородного долга 5-7 л/мин.

За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энергозатраты  у спортсменов разного пола и  квалификации различны.

Сущность  игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной  системы игроков и необходимости  морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Характеристика проявлений  скоростно-силовых  качеств в спортивной деятельности волейболиста.

По  характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая "взрывная" сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним  из главных двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Скорость  и сила- основа прыжка.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее  сопротивление (напряжение, вес и  инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина, достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей 

человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться  существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно  тяжело: но задача повышения силовых  возможностей разрешима. Поэтому для  повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию волейбола).

Как уже  было сказано, показатель прыгучести очень  важен для игры в волейбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Например, при блоке мяча возле сетки. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у сетки во время борьбы, то можно сказать с уверенностью, что он сделает блок.

Также прыгучесть необходима при выполнении нападающего удара, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой волейболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть - это важное качество для игры в волейбол. Как сказал    А.Я.    Гомельский:    "Игрок,    умеющий    своевременно    и    быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже". 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3     Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых качеств волейболистов подросткового возраста.

В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный  прирост физических качеств. Кроме  того установлено, что в отдельные  возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются "сенситивными" периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название "критических". По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

1    координационные способности - наибольший  прирост с 5 до 10 лет;

2    быстрота - развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 12-15 лет;

3    сила - развитие происходит с  12 до  18 лет, наибольшие темпы  прироста в 12-17 лет;

4    скоростно-силовые качества - развитие  происходит с 9 до 18 лет,

наибольшие  темпы прироста в 12-16 лет;

5гибкость - развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9-10 лет, 11 -12 лет, 14 -17лет (девочки);

6 выносливость - развитие происходит от дошкольного  возраста до 30 лет, а к нагрузкам  умеренной интенсивности - и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.

  В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.

Особую  роль в технической подготовке имеют  врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание "левши" на противоположную ведущую нецелесообразно.

Максимальная  мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется силой и скоростью приложенного воздействия.

Мощность  может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.

Силовой компонент мощности (динамическая сила). Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц (концентрического   или   эксцентрического   сокращения),   обозначается   как динамическая сила. Она определяется по ускорению (а), сообщаемому массе (т), при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению (ускорению с обратным знаком) движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определение основано на физическом законе, согласно которому F = тх-а.

  При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы.

К одной  из разновидностей мышечной силы относится  так называемая взрывная сила, которая  характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент) либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.

Показатели  взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно  изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторов   важную   роль   в   проявлении   взрывной   силы  играет   характер импульсации мотонейронов активных мышц - частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.

  В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе значительно большую площадь) по сравнению с представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.

Скоростной  компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие (сила), приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста