Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика развития скоростно-силовых способностей волейболиста.
1.1. Характеристика двигательной деятельности волейболиста........................6
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста................................................................10
1.3. Физиологическая характеристика развития скоростно-силовых
качеств волейболистов среднего школьного возраста.........................................13
1.4. Особенности развития волейболистов среднего возраста…………………20
1.5. Характеристика типов телосложения……………………………………….22
1.6. Характеристика тренировочных программ по увеличению уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов.........................................23
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно-силовых качеств учащихся школы среднего школьного возраста.
2.1. Организация и методика исследования.........................................................30
2.2. Методика развития скоростно-силовых качеств..........................................33
2.3. Результаты исследования и их анализ...........................................................37
Заключение..............................................................................................................41
Литература...............................................................................................................43
Приложения...............................................................................
Скорость спринтерского бега зависит от двух факторов: величины ускорения (скорость разбега) и максимальная скорости. Первый фактор определяет, как быстро спортсмен может увеличить скорость бега. Этот фактор наиболее важен для коротких отрезков дистанции (10 - 15м) в беге для игровых видов спорта, где требуется максимально быстрое перемещение тело из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Если спортсмен имеет высокий уровень обеих форм проявления скорости, это дает ему большое преимущество на спринтерских дистанциях. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи друг с другом. У одних спортсменов медленное ускорение, но они обладают большой максимальной скоростью, у других, наоборот, быстрое ускорение и относительно небольшая максимальная скорость.
Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы мышц.
Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон у выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта, (особенно у спринтеров) процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующих выносливость.
Внутри
икр мышечная координация также
способствует увеличению скорости движения
(мощности), так как при координированной
работе мышц их усилия кооперируются,
преодолевая внешнее
Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений. С энергетической точки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным. Предельная продолжительность их - менее 1-2 мин. Для энергетической характеристики этих упражнений используются 2 основных показателя: анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость (способность).
Максимальная анаэробная мощность - максимальная для данного человека мощность работы может поддерживаться лишь несколько секунд.
Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счет энергии анаэробного расщепления мышечных фосфагенов - АТФ и КрФ. Поэтому запасы этих веществ и особенно скорости их энергетической утилизации определяют максимальную анаэробную мощность. Короткий спринт и прыжки являются упражнениями, результаты которых зависят от максимальной анаэробной мощности.
Максимальная анаэробная емкость. Наиболее широко для оценки максимальной анаэробной емкости используется величина максимального кислородного долга - наибольшего кислородного долга, который выявляется после работы предельной продолжительности (от 1 до 3 м). Это объясняется тем, что наибольшая часть избыточного количества кислорода, потребляемого после работы, используется для восстановления запасов АТФ, КНФ и гликогена, которые расходовались в анаэробных процессах за время работы. Такие факторы, как уровень катехоламинов в крови, повышенная температура тела и увеличенное потребление кислорода, часть сокращающимся сердцем и дыхательными мышцами, также могут быть причиной повышенной скорости потребления кислорода во время восстановления после тяжелой работы. Поэтому имеется лишь умеренная связь между величиной максимального долга и максимальной анаэробной емкостью.
В среднем величины максимального кислородного долга у спортсменов выше, чем у не спортсменов, и составляют у мужчин 10,5 л. (140 мл/кг веса тела), а у женщин - 5,9 л. (95 мл/кг веса тела). У не спортсменов они равны (соответственно 5 л. (68 мл/кг веса тела) и 3,1 л. (50 мл/кг веса тела). У выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта максимальный кислородный долг может достичь 20 л. Величина кислородного долга очень вариативна и может быть использована для точного представления результата.
По величине алактацидной (быстрой) фракции кислородного долга можно судить о той части анаэробной (фосфагенной) емкости, которая обеспечивает очень кратковременные упражнения скоростно-силового характера. Типичная максимальная величина "фосфагенной фракции" кислородного долга - около 100 кал/кг веса тела, или 1,5-2л. кислорода. В результате тренировки скоростно-силового характера она может увеличиваться в 1,5-2 раза.
Наибольшая (медленная) фракция кислородного долга после работы предельной продолжительности в несколько десятков секунд связана с анаэробным гликолизом, т.е. с образованием в процессе выполнения скоростно-силового упражнения молочной кислоты, и поэтому как лактацидныи кислородный долг.
Эта часть кислородного долга используется для устранения молочной кислоты из организма путем ее окисления до С02 и Н20 и ресинтеза до гликогена.
Максимальная
емкость лактацидного компонента анаэробной
энергии у молодых
Такая высокая лактацидная емкость обусловлена рядом причин. Прежде всего, спортсмены способны развивать более высокую мощность работы и поддерживать ее более продолжительно, чем нетренированные люди. Это в частности, обеспечивает включением в работу большой мышечной массы, в том числе быстрых мышечных волокон, для которых характерна высокая гликолитическая способность. Повышенным содержанием таких волокон в мышцах спортсменов - представителей скоростно-силовых видов спорта - является одним из факторов, обеспечивающих высокую гликолитическую мощность и емкость. Кроме того, в процессе тренировочных занятий, особенно с применением повторно-интервальных упражнений анаэробной мощности, по-видимому, развиваются механизмы, которые позволяют спортсменам "переносить" более высокую концентрацию молочной кислоты (и соответственно более низкие значения рН) в крови и других жидкостях тела, поддерживая высокую спортивную работоспособность.
Силовые
и скоростно-силовые тренировки
вызывают определенные биохимические
изменения в тренируемых
1.4.
Особенности развития
волейболистов среднего
возраста
Перестройка в структуре скелетных мышц сказывается на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение физических возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода. Это связано в первую очередь с улучшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период очень эффективна, т.к. расширяется зона субмаксимальной и максимальной относительной мощности. При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные фазы развития того или иного физического качества (табл.1).
Завершается пубертатный
В подростковом возрасте всё более
отчетливо начинают проявляться черты
индивидуальных особенностей детей,
типы высшей нервной деятельности. Они
заметно влияют на быстроту и прочность
формирования двигательных навыков, на
уровень и устойчивость общей работоспособности,
быстроту появления утомления, на волевые
качества и другие черты характера школьников.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств (по Ю.Д. Железняку)
Морфофункциональные
показатели, физических качеств |
Возраст, лет | ||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | |
Длина тела | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Скоростно-силовые
Качества |
+ | + | + | ||||||||
Сила | + | + | + | ||||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
Анаэробные возможности | + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
Гибкость | + | + | + | + | |||||||
Координационные способности | + |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + |
Гипостенический тип конституции (телосложения) характеризуется относительно низким расположением диафрагмы, вытянутой сверху вниз грудной клеткой (и относительно уменьшенной окружностью), вытянутой шеей, узкими плечами, длинными и тонкими конечностями, обычно значительно выше среднего ростом. Мышечная масса слабо развита. Количество жировой ткани обычно ниже среднего - в том числе и у женщин. Особенности внутреннего строения - обусловлены вытянутой грудной клеткой - сердце обычно небольшое, форма сердца удлиненная, капельно-образная, легкие также удлиненные, всасывательная способность желудочно-кишечного тракта понижена.
Нормостенический тип телосложения характеризуется хорошим (значительно лучшим, чем у гипостенического типа телосложения) развитием мышечной массы, и как следствие прочным и развитым костным скелетом. Количество жировой ткани примерно соответствует средним показателям. Особенности внутреннего строения - грудная клетка выпуклая, плечи широкие, длина конечностей пропорциональная. Все характеристики соответствуют средним.
Гиперстенический тип телосложения характеризуется высоко расположенной диафрагмой, относительно большим по размерам сердцем, обычно ростом относительно веса ниже среднего, грудной клеткой округлой формы - сплющенной сверху вниз, обычно короткой шеей. Особенности внутреннего строения обусловлены округлой грудной клеткой. Количество жировой ткани обычно выше среднего. Кровь характеризуется высоким содержанием холестерина. Всасывательная способность желудочно-кишечного тракта высокая.
1.6.
Характеристика тренировочных
программ по развитию
скоростно-силовых качеств
волейболистов.
В поурочной учебной программе для ДЮСШ по волейболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных волейболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану предусмотрено 420 часов в год. Подготовка юных волейболистов делится на теоретическую часть (10 часов) и практическую часть (410 часов). В свою очередь практическая часть подразделяется на ряд разделов: общая физическая подготовка (88 ч.), специальная физическая подготовка (92 ч.), технико-тактическая подготовка (146 ч.), интегральная подготовка (62 ч.), инструкторская и судейская практика (14 ч.) и также время отведено для сдачи контрольных испытаний (8 ч.). Затем эти часы из каждого раздела подготовки распределяются на все месяцы работы (учебный год - 10 месяцев). К примеру, можно посмотреть ноябрь месяц: общая физическая - 7 ч., специальная физическая - 9 ч., технико-тактическая -15 ч., интегральная -7 ч., инструкторская и судейская практика -2ч., контрольные испытания -2 ч. Всем хорошо известно, что каждая из этих подготовок содержит в себе еще ряд компонентов. В данный момент нас интересует специальная физическая подготовка. Она может содержать следующие разделы - это: развитие скоростных, скоростно-силовых, специальных качеств, развитие общей выносливости и т. д. Потом тренеры сами составляют рабочий план-график, в котором отражены все виды подготовки и расписано по минутам время, уделенное каждому виду специальной физической подготовки. В среднем специальной физической подготовке на одной тренировке уделяется 25-35 минут. Во время моего педагогического эксперимента я изменил объем времени на развитие скоростно-силовых качеств, так как эксперимент я проводил в школе на уроках физической культуры, а не на тренировках.