Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
В работе раскрыты методы и средства развития скоростно-силовых качеств, разработана экспериментальная методика и проведено исследование её эффективности. Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики для развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров 14-15 лет.Задачи исследования: Изучить состояние вопроса по исследуемой проблеме.
Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у спринтеров 14-15 лет.
Разработать и экспериментально апробировать методику развития скоростно-силовых способностей с использованием разработанной методики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Анализ литературных источников
1.1. Анатомо-физиологические и психологические
особенности подростков…………………………………...5
1.2. Физиологические аспекты
деятельности в легкоатлетических видах……………….13
1.3. Физическая подготовка бегунов-спринтеров……………...………25
Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Методы исследования……………………………………………….35
2.2. Организация исследования………………………………………….38
Глава III. Результаты исследования и обсуждение полученных данных…….40
Выводы…………………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложения……………………………………………………………………...51
Тренировочный
процесс представляет собой сложную
структуру взаимосвязанных
Одной из важных
(в подавляющем большинстве
На начальных этапах спортивной подготовки сила и скорость развиваются одновременно, что в дальнейшем, при чрезмерном развитии этих качеств, они подавляют друг друга, поэтому их проявление идет одинаково. Данное явление связано с различными физиологическими механизмами, обуславливающими это проявление.
Современная система спортивной тренировки, направленная на достижение высоких результатов, предполагает применение разнообразных упражнений, выполняемых в различных режимах, сочетаниях, количествах. Это создает наиболее благоприятные условия для лучшего использования потенциальных возможностей спортсменов, содействует разностороннему развитию, обеспечивает, в конечном счете, успех в конкретном виде двигательной деятельности. Специальная научно-методическая литература, глубоко раскрывая причины и возможности такого подхода, вместе с тем подчеркивает необходимость более тщательного учета влияния тренировочных режимов на формирование эффективной технической структуры движения.
Детальное исследование возможностей улучшения техники движений, как одного из факторов роста спортивного результата, наглядно свидетельствует, что обязательным требованием в достижении более высоких показателей является повышение уровня развития необходимых физических качеств. Глубокая взаимосвязь этих сторон двигательной деятельности заключается в том, что каждая из них, имея свои отличительные способности, в то же время является функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата. Она обуславливается также общностью условно-рефлекторных механизмов, лежащих в основе образования двигательных навыков и развития физических качеств.
Наличие таких двух сторон двигательной функции спортсменов, как навыки и физические качества - определяют в процессе тренировки и два основных, неразрывно связанных друг с другом направления: формирование спортивных движений (техническая подготовка) и воспитание физических качеств (физическая подготовка). Определение этих сторон (физической и технической подготовки) в настоящее время составляет большую трудность, так как, исследуя одно из слагаемых, мы не можем избавиться от влияния другого.
Определенному
уровню физического состояния
Недостаточно
высокий уровень развития специальных
физических качеств приводит к различным
ошибкам при образовании
С другой стороны, считается, что совершенствовать двигательные навыки и овладевать новыми, следует по мере развития физических качеств.
Процесс воспитания физических качеств в спорте в целом является ведущим, так как физические качества способствуют наиболее эффективному овладению техникой движений и быстрому росту спортивных результатов. Нарушение рациональной структуры движений и техническая нестабильность являются следствием недостаточного развития физических качеств. Высказывается мнение, что низкий уровень развития физических качеств является не только главной причиной большинства технических ошибок в спортивных упражнениях, но и приводит к регрессу техники, что в конечном итоге сказывается и на уровне спортивного результата. Наряду с этим, существует мнение, что появление тех или иных ошибок у высококвалифицированных спортсменов в основном определяется причинами управленческого характера.
Б.И.Бутенко подчеркивает, что в принципе неправомочно говорить о двигательных навыках и физических качествах как отдельно (хотя и тесно связанных) существующих явлениях. Закрепленные уровни проявления физических качеств (силы, скорости, выносливости) составляют часть двигательных навыков наряду с закрепленными соответствующими последовательностью, длительностью, пространственными характеристиками. Таким образом, физические качества наряду с техникой рассматриваются как компоненты двигательных навыков. Другие авторы указывают, что качественная сторона движений закрепляется так же, как и соответствующие пространственные и временные характеристики.
Было установлено,
что недостаточный уровень
Силовая подготовка
занимает исключительно важное место
в тренировочном процессе бегунов
на короткие дистанции [15,68,72].
Вопросы воспитания мышечной силы, как
одного из ведущих физических качеств
человека, получили достаточное освещение в теоретической
и экспериментальных исследованиях [32,33,38
и др].
Во многих работах
показана эффективность использования
прыжковых
упражнений в системе силовой подготовки
спринтеров [8,20,23,112,144,146].
Авторы отмечают, что они в значительной степени соответствуют
характеру
работы мышц в беге, создают высокую эмоциональность
занятий, приводят
к высокому уровню скоростно-силовой подготовленности.
В ряде методических пособий [84] признается необходимым включать в состав средств силовой подготовки спринтеров упражнения с гантелями, набивными мечами, резиновыми амортизаторами и др., а также выполнение специальных беговых упражнений в затрудненных условиях с отягощениями в виде пояса, манжет (1-10 кг). Отмечается, что применения указанных выше упражнений приводят к прогрессивным изменениями в системе движений во время скоростного бега: концентрации мышечных усилий при отталкивании, 4 увеличении темпа и длины бегового шага. Основным критерием при выборе веса отягощения или величины сопротивления должно быть отсутствие значительных искажений в технике [145].
Рассматривая
вопросы специальной силовой
подготовки бегунов, большинство авторов
признали необходимость воспитания
силовых и скоростно-силовых
стопы, голени. Однако большая часть рекомендаций
относится к спринтерам-мужчинам.
В разные годы все чаще встречаются указания в методических рекомендациях на целесообразность применения тренажеров [46]. Однако в широкой практике тренажерные комплексы по существу не используются, по ряду объективных причин (из-за высокой цены, сложности в управлении и т.д.).
Наиболее эффективными упражнениями, которые по своим технико-динамическим параметрам приближены к спринтерскому бегу, В.А.Попов (1988) называет: выпрыгивания из полприседа, выпрыгивание на упор со сменой ног, ходьба с глубокими выпадами, прыжок со сменой ног "разножка", выпрыгивания из глубокого приседа, прыжки на прямых ногах, бег с высоким поднятием бедра. Оптимальная величина отягощения для спортсменов П-Ш разрядов находятся в диапазоне 30-35 кг для спортсменов более высокой квалификации - 45-50 кг.
По мнению многих авторов, методы развития силы с помощью отягощений целесообразно рассматривать по тому специфическому характеру силы, которую они развивают, и выделять группы методов направленных на развитие абсолютной силы, взрывной силы, быстрой силы, силовой выносливости мышц [33,72]. Перечисленные методы достаточно полно освещены в специальной литературе, поэтому сегодня придается большое значение развитию быстрой силы мышц, играющей наиболее важную роль в условиях дефицита времени на мышечное сокращение в спринтерском беге [24,32].
Современная методика развития быстрой силы мышц предполагает выполнение упражнений с небольшим отягощением (около 20% от максимальной силы) выполняемые максимально быстро. Движения следуют выполнять с предельным усилием, стараясь как можно быстрее выполнить ускорение. С целью направленного воздействия на механизм включения мышц в деятельное состояние следует сочетать упражнения с легким грузом с более тяжелым (до 40% от максимального) весом в соотношении 5:1. Режим работы должен соответствовать специализируемому упражнению и учитывать начальные условия развития усилия [84].
В ряде работ показана высокая эффективность применения упражнений с отягощениями в скоростно-силовой подготовке спринтеров. Так, в исследовании П.И.Черкашина [145] отмечается целесообразность применения небольших отягощении спринтерами при выполнении бега прыжками и бега с высоким поднятием бедра.
В ряде работ [33,73] показано, что в подготовке бегунов на короткие дистанции в подготовительном периоде на общеподготовительном этапе концентрируется большой объем силовой нагрузки (свыше 15% в месяц от годовой нагрузки), при этом происходит снижение показателей скоростно-силовой подготовленности. После снижения объема силовой нагрузки (примерно в 2 раза) наблюдается интенсивный прирост показателей скоростно-силовой подготовленности - долговременный оставленный тренировочный эффект-ДОТЭ.
По мнению Ю.В.Верхошанского
[33] в настоящее время в скоростно-
Следует учитывать
также данные о преимуществе скачкообразного
изменения параметров нагрузки, что
исключает возможность
Проведенный анализ положительных примеров в организации тренировочной нагрузки бегунов на короткие дистанции выявил следующее:
- основной объем
средств специальной
- беговая нагрузка
для повышения скоростных
- основной объем
смешанной аэробно-анаробной
Современная практика
подготовки бегунов на короткие дистанции
предусматривает выполнение беговых упражнений
в стандартных (обычных), облегченных и
затрудненных условиях [8,12,69]. Беговая
специальная
спринтерская нагрузка в обычных условиях
предусматривает бег на дистанциях до
100 м. со скоростью 95-100% от максимальной,
которая направлена на повышение эффективности
стартового разгона и повышения максимальной
скорости бега спортсменов [14].
На основе многочисленных исследований была сформулирована концепция многолетней тренировки: всю многолетнюю подготовку, имеющую собственные пути развития, от новичка до чемпиона или рекордсмена, целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, и как сложную специфическую систему.
Система планирования
объемов тренировочных средств
в беге на короткие дистанции постоянно
совершенствуется. Если раньше считалось,
что арифметическое увеличение объема
тренировочной работы по всем ее параметрам
является самым надежным способом повышения
результата, то сейчас, когда объемы нагрузок
достигли значительных величин, дальнейшее
их увеличение для спортсменов является
далеко не самым лучшим путем повышения
спортивного результата. В беге на короткие
дистанции такой путь, наоборот, часто
приводит к ухудшению достигнутых результатов.
Поэтому планирование тренировочных нагрузок
должно складываться таким образом, чтобы,
решая задачу дальнейшего повышения спортивных
результатов, с одной стороны, обеспечить
достаточный уровень развития всех необходимых
физических качеств без отрицательного
их влияния друг на друга, а, с другой стороны,
почти полностью исключить упражнения,
не связанные с решением поставленной
задачи.
Следовательно, тренировка бегуна-спринтера должна включать в себя возможно большее количество специфических упражнений, которые близки к его соревновательной деятельности по кинематическим, динамическим и энергетическим характеристикам. Такие упражнения обладают наибольшим тренирующим воздействием, обеспечивая совершенствование основных физических качеств и техники спортсменов.
Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет