Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание работы

В работе раскрыты методы и средства развития скоростно-силовых качеств, разработана экспериментальная методика и проведено исследование её эффективности. Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики для развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров 14-15 лет.Задачи исследования: Изучить состояние вопроса по исследуемой проблеме.
Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у спринтеров 14-15 лет.
Разработать и экспериментально апробировать методику развития скоростно-силовых способностей с использованием разработанной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Анализ литературных источников
1.1. Анатомо-физиологические и психологические
особенности подростков…………………………………...5
1.2. Физиологические аспекты
деятельности в легкоатлетических видах……………….13
1.3. Физическая подготовка бегунов-спринтеров……………...………25

Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Методы исследования……………………………………………….35
2.2. Организация исследования………………………………………….38

Глава III. Результаты исследования и обсуждение полученных данных…….40

Выводы…………………………………………………………………………...45

Список литературы………………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………...51

Работа содержит 6 файлов

Тема.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение .doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

1 Глава.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Глава I. Анализ литературных источников

 

1.1. Анатомо-физиологические  и психологические особенности  подростков 

      

Двигательные  возможности подростков очень тесно  связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для  каждой возрастной группы. Развитие организма подростков происходит непрерывно, но не равномерно. Отдельные периоды сравнительно бурного развития сменяются периодами замедленного развития. Кроме того, на отдельных этапах возможны явления, когда интенсивное развитие сопровождается разным отставанием в росте важнейших вегетативных органов [13].

Регулярные  физические упражнения, особенно такие  разнообразные и естественные, как  бег, прыжки и метания, безусловно, будет  активно и положительно воздействовать на качественные и количественные изменения в организме детей, подростков и юношей, но при условии, если они строятся с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников [14].

Подростковый  возраст (11-14 лет) характеризуется существенными  морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т.е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интенсивный прирост мышечной массы и, следовательно, вес тела. Характерно, что девочки – подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, как правило, опережают мальчиков по показателю длины и веса [15].

В этом возрасте существенное изменение претерпевают не только объём мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 12-14 лет увеличивается  гораздо быстрее, чем у девочек, при чём если у мальчиков одновременно увеличиваются показатели абсолютной и относительной (в пересчете на 1 кг. веса) силы, то у девочек к 12-13 годам прирост общего веса тела опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. Именно этим можно объяснить тот факт, что девочки трудно выполняют упражнения, связанные с перемещением и удержанием веса собственного тела (висы, лазанья, прыжки).

В подростковом возрасте активно продолжается формирование скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще и поэтому времени достаточно сильной мускулатурой. Поэтому подросткам противопоказаны такие упражнения, как тройной прыжок с  разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см. и с приземлением на жесткую опору, приседания с тяжестями, превышающим собственный вес, и другие подобные упражнения [14].

Однообразные  длинные физические упражнения могут  привести к одностороннему (ассиметричному) развитию мускулатуры и, как следствие  этого, к искривлению позвоночного столба и нарушение осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц – сгибателей превалирует над тонусом мышц – разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения, нужно особенно следить за тем, чтобы достаточную нагрузку получали мышцы спины и шеи, препятствующие возникновению «круглой» спины и сутулости. Очень важно с первых занятий следить за правильной осанкой во время прыжковых упражнений и бега [1].

Вегетативные  органы и системы, а также регуляция  их функций в этот период продолжают развиваться и совершенствоваться. Важная функциональная особенность ЦНС подростков, заключающаяся в большей  по сравнению с взрослыми возбудимости и подвижности первых процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем  организма также обеспечивают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Но, несмотря на это, подростки быстрее, чем взрослые, устают от однообразных нагрузок, так как сердце подростка справляется с работой главным образом за счет увеличения частоты сокращения и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объёма[15].    

Однообразная работа быстрее утомляет подростка, поэтому в ходе занятий необходимо регулярно изменять характер упражнений. Подростки быстрее взрослых  восстанавливают силы после нагрузок [21].

Это нужно учитывать  при дозировке пауз отдыха. Важно  помнить, что в подростковом возрасте  охранительное торможение не способно преодолеть влияние возбуждения, поэтому учащиеся (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности.  

На нагрузки различного характера организм подростка  реагирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового характера перенося ими легче, чем нагрузки, связанные с проявлением выносливости и силы. Исследованиями установлено, что подростковый возраст является особенно благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств [36]. 

ЦНС и ее функции  в подростковом возрасте продолжают совершенствоваться. В это время  уже возможен успешный контроль над  инстинктивными и эмоциональными реакциями, но устойчивость процессов возбуждения  и торможения по-прежнему не велика, причём чаще всего преобладают процессы возбуждения, что в свою очередь приводит к быстрой нервной и физической утомляемости. В связи с этим следует несколько снизить нагрузку для подростков в активный период полового созревания, следить за тем, чтобы на тренировках преобладала спокойная обстановка [38].

Реакции ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной  систем на нагрузки могут быть хуже, чем у детей 9-10 лет, а нередко  могут быть чрезмерно усиленными и выходить за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем подростка к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья учащихся [59].

Это свидетельствует  о необходимости особо тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля над здоровьем школьников на этом этапе развития. Особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания [56].

В условиях относительного покоя подростку требуется кислорода  на 1кг массы тела 5-6 мл, а взрослому-4-4,5 мл, значит кислородтранспортная система (дыхание, кровообращение, кровь) работает более напряженно. Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2,3—2,6 л воздуха, поступающего в легкие, а подросток - из 3 л [35].

Общие энергозатраты  всего организма с возрастом увеличиваются, так как они связаны с увеличением массы тела (мышечной ткани) и уровнем двигательной активности (в возрасте 11-14 лет суточные энергозатраты возрастают до 2450 ккал). У подростков кислородные режимы организма при физических нагрузках остаются еще значительно менее экономичными, чем у взрослых. Хотя, по сравнению с младшими школьниками, у них увеличивается процент потребления кислорода и утилизации его тканями [58].

Сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объем  на 30-35%, а в процессе полового созревания объем сердца увеличивается на 60-70%. Особенностью сердечно-сосудистой системы является выраженное увеличение емкостей сердечных полостей по сравнению с увеличением просвета сосудов. Более быстрое увеличение объема сердца по сравнению с ростом емкости сосудистой сети может обусловить повышение сосудистого тонуса [56].

Повышение сосудистого  тонуса создает предпосылку повышения  у подростков артериального давления. Функциональные отклонения часто не являются признаком неполноценности деятельности сердца подростков. В подростковом возрасте происходит, тем не менее, значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к нагрузкам. Изменение соотношения парасимпатических и симпатических влияний в процессе развития обеспечивает более экономичную деятельность сердца, расширяется резерв работоспособности системы кровообращения и повышает его устойчивость. При рациональном построении тренировочного цикла, с учетом анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста, многие спортсмены добиваются в этом возрасте выдающихся результатов [56].

Возрастные  изменения системы кровообращения характеризуются более

медленными  темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов и равномерностью. Относительно больше, чем у взрослых, просветы прекапиллярной и капиллярной сетей, что является одной из причин относительно низкого артериального давления [57].

Увеличение  объема сердца в период полового созревания идет параллельно с нарастанием массы тела, но не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Артерии у подростков относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Отношение объема сердца к массе тела в пубертатный период меньше, чем в других возрастах [59] .

На фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, продолжающегося развития ЦНС заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих функции сердца и сосудов. Адаптационные возможности системы кровообращения при мышечной деятельности меньше, чем у юношей. Система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам [32].

Нередко в период полового созревания происходит нарушение в гармонии роста тотальных размеров тела и увеличении размеров сердца, намного чаще у подростков с акселерированным типом развития или с резко замедленным половым созреванием, что может привести к снижению функциональных возможностей растущего организма [57].

Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями  иннер-вационных влияний на сердце. Постепенно усиливается воздействие  на сердце блуждающего нерва. С возникновением вагусной иннервации и дальнейшим увеличением  степени ее выраженности в процессе онтогенетического развития деятельность  сердца становится  более  экономной,  повышается резерв  его работоспособности и устойчивости [20].

На величину артериального  давления (АД) оказывают влияние  следующие  факторы: величина просвета сосудов; количество циркулирующей крови и ее вязкость; сила сердечного сокращения; рост уровня АД в период интенсивной нейроэндокринной перестройки, обусловленной половым созреванием, условия жизни, климатогеографические особенности местности [59].

Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характеризующими функциональное состояние сердца, являются систолический объем, или выброс крови (т. е. тот ее объем, который выбрасывает сердце за одно сокращение), а также объем крови за 1 мин. (минутный объем крови) [56].

Минутный объем крови  у подростков увеличивается в  условиях максимального потребления кислорода по сравнению с величиной покоя в 4-5 раз, достигая 15-20 л/мин. Повышается экономизация сердечной деятельности в покое, расширяются функциональные возможности системы кровообращения при физической работе в подростковом возрасте [58].

Частота дыхания с возрастом  снижается до 12-16 вдохов в 1 мин., ритм дыхания становится более стабильным. Фаза вдоха укорачивается, а выдох  и дыхательная пауза удлиняются. Дыхательный объем и скорость воздушного потока на вдохе увеличиваются. Максимальная вентиляция легких с возрастом увеличивается, возрастает резерв дыхания, разница между минутным объемом дыхания в покое и максимальной вентиляцией легких. У подростков резерв дыхания и максимальная вентиляция легких больше, чем у не спортсменов. Причем разница находится в прямой зависимости от длительности занятий спортом [56].

Исследование индивидуального  развития (онтогенез) человека привело  к выявлению ряда возрастных периодов с характерными функциональными изменениями в организме. Оказалось, что органы и системы формируются и созревают не вполне синхронно и равномерно. Эта закономерность нашла свое отражение в понятии гетерохронности и гетеродинамичности различных сторон индивидуального развития.

Установлено, что в отдельные  возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но уровень их может даже снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Возрастные границы, при которых организм подростка наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются сенситивными периодами [2].

Периоды стабилизации или  снижения уровня физических качеств  получили название критических [33].

А.А. Гужаловский выделил  четыре сенситивных периода развития двигательной функции подростков: период максимальных темпов прогресса; период субмаксимальных темпов прогресса; период умеренно высоких темпов прогресса; период замедленного развития [11].

По данным его исследований, в тех случаях, когда избирательно направленные воздействия на те или иные двигательные способности школьников совпадают с периодами повышенных темпов развития, они достигают более высоких показателей и долго сохраняют достигнутые преимущества. Когда аналогичные воздействия на двигательные способности осуществляются в периоды их замедленного развития, то в этом случае существенного прироста показателей не наблюдается. Это дает основание учитывать эти периоды при построении учебно-тренировочного процесса спортсменов [1].

2,3 Глава .doc

— 187.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложения.doc

— 160.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет