Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание работы

В работе раскрыты методы и средства развития скоростно-силовых качеств, разработана экспериментальная методика и проведено исследование её эффективности. Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики для развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров 14-15 лет.Задачи исследования: Изучить состояние вопроса по исследуемой проблеме.
Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у спринтеров 14-15 лет.
Разработать и экспериментально апробировать методику развития скоростно-силовых способностей с использованием разработанной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Анализ литературных источников
1.1. Анатомо-физиологические и психологические
особенности подростков…………………………………...5
1.2. Физиологические аспекты
деятельности в легкоатлетических видах……………….13
1.3. Физическая подготовка бегунов-спринтеров……………...………25

Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Методы исследования……………………………………………….35
2.2. Организация исследования………………………………………….38

Глава III. Результаты исследования и обсуждение полученных данных…….40

Выводы…………………………………………………………………………...45

Список литературы………………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………...51

Работа содержит 6 файлов

Тема.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение .doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

1 Глава.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

2,3 Глава .doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Глава II. Методика и организация исследования

 

2.1. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ методической и специальной литературы.
  2. Педагогический эксперимент.
  3. Тестирование.
  4. Метод математической статистики.

1. Теоретический анализ методической и специальной литературы применялся с целью изучения исследуемой проблемы, ее разработанности и степени практического освоения. Это позволило получить комплекс аналитических результатов. В частности, обобщить накопленный практический опыт по исследуемой проблеме; уточнить перспективы разработок в рассматриваемой области; определить наиболее перспективные направления.

     2. Центральное место в исследовании занимал педагогический эксперимент, организованный с юными бегунами 14-15 лет в двух группах. Основная цель эксперимента заключалась в сравнении начальных и конечных результатов в уровне развития скоростных и скоростно-силовых качеств юных бегунов для определения эффективности экспериментального подхода по сравнению с общепринятой методикой развития данных качеств.

3.    Тестирование заключается в проведении тестов на силу и быстроту, так как скоростно-силовые качества составляют основу прыгучести [40, 59]. 

   Для определения уровня развития быстроты и скоростно-силовых качеств был выбраны следующие контрольные нормативы:

  1. бег 10м с низкого старта (скорость реакции),
  2. бег на 20 м с ходу (скоростные способности),
  3. прыжок в длину с места,

Бег 10м с низкого старта. Применяется для определения скорости реакции на сигнал. Бег выполняется по прямой. Стартуют одновременно два спортсмена. Испытуемые по команде «на старт!» подходят к линии старта, опирается стопами ног в колодки – толчковая нога впереди маховая сзади, руки прямые ставят к линии старта чуть шире плеч. Опускаются на колено сзади стоящей ноги.  По команде «внимание!» испытуемые отрывают колено от опоры, поднимая таз. Плечи выдвигаются несколько вперед, чуть за линию старта. По команде «марш!» мгновенно начинают движения вперед, сохраняя наклонное положение туловища. При пересечении финишной линии наклонить плечи вперед как можно резче. 

Бег 20м с ходу. Бег сходу применяется для определения скоростной подготовленности спринтеров. Бег выполняется по прямой. Испытуемые стартуют по одному без стартовых команд, но принимая положение высокого старта как при команде «внимание!». Разбег начинается за 10м до лини отсечки, на которой стоит помощник тренера. Он подает сигнал, поднятием руки вверх, при пересечении стартующим линии отсечки. С этого момента включается секундомер. Испытуемый добегает до линии финиша, пересекая её как можно быстрее.

Прыжки в  длину с места. Применяются для определения скоростно-силовой подготовленности опорно-двигательного аппарата. Техника выполнение прыжка: На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, ступни параллельно (на ширине одной ступни); подняться на носки, одновременно поднять руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги (до полуприседа), руки назад; затем с резким движением рук вниз-вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх; прыгать вдоль разметки. Замеряется результат по последнему касанию с точностью до 1см. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. В полете вынести ноги вперед и приземлиться на согнутые ноги, руки вперед. Перед толчком нельзя подпрыгивать и наступать на линию.

4. Методы математической статистики

Полученные показатели тестирования подвергались обработке  и анализу.  При этом вычислялись следующие статистические показатели:

- средняя арифметическая / /;

- среднеквадратичное отклонение / s /;

- ошибка средних величин / mх /;

- коэффициент вариации / V /;

- достоверность различий / t /.

Средняя арифметическая определялась путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):

.

   

Среднее квадратичное отклонение вычислялось по формуле:

.

 

Ошибка средней величины находилась по формуле:

.

 

Для сравнения изменчивости признаков и оценки однородности групп применяли коэффициент вариации, который вычислялся по формуле:

.

 

Достоверность различий показателей определялась по t-критерию Стьюдента  по формуле:

t =

,

где  D – разница = / x1 - x2 /,

md – ошибка разницы = .

Затем t полученное сравнивается с tst табличным. Если t > tst , то различия считались достоверными. При этом учитывалось, что в спортивной практике достаточным является 5 % уровень значимости (Ро = 0,05).

 

2.2. Организация  исследования

 

Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Тобольский профессионально-технический лицей №11» с сентября 2009 года по май 2010 года.

В исследовании принимали  участие юноши 14-15 лет, одинакового уровня подготовленности, занимающиеся в секции легкой атлетики бегом на короткие дистанции. Были организованы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, каждая по 8 человек.

При проведении педагогического эксперимента КГ занималась по общепринятой методике в соответствии с программой для учебно-тренировочных групп бегунов на короткие дистанции на базе ГОУ СПО «Тобольского Рыбопромышленного техникума», ЭГ - по разработанной нами методике, направленной на развитие скоростно-силовых качеств (приложение 2).

    Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследования (сентябрь 2009г.) формулировались основные направления работы, производился анализ и обобщение научно-методической литературы, разрабатывалась методика тренировок с юными легкоатлетами 14-15 лет. В сентябре проводилось тестирование юных легкоатлетов для определения исходного уровня скоростных качеств.       

    Второй этап исследования (май 2010г) включал в себя: обработку экспериментальных данных, обоснование выводов исследования и оформление выпускной квалификационной работы.

     Далее результаты тестирования подверглись обработке   и анализу при помощи методов математической статистики, по среднему показателю в каждом виде,  и были занесены в таблицу (приложение 1, табл. 1-4).

Исследования проводились с  учетом требований, предъявляемых к  тестированию:

      1. Режим дня, предшествующего тестированию, строился по одинаковой схеме, исключая большие нагрузки.
      2. Перед тестированием применялась одинаковая разминка.
      3. Тестирование проводили одни и те же люди и условия проведения тестов были одинаковыми.
      4. Участники тестирования стремились показать высокий результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результаты исследования и обсуждение полученных            данных

 

Приведенные данные отражают общую картину развития скоростно-силовых качеств при увеличении объема двигательной деятельности спринтеров и разностороннее построение программы учебно-тренировочных занятий.

    На начальном этапе уровень физического развития контрольной группы в некоторых тестах не на много, но превышает уровень развития экспериментальной (Табл. 1).  Так, в тесте «Бег 10м с низкого старта» экспериментальная группа на 0,05с превышает результаты контрольной; «в прыжках в длину» - на 2,1см. В тесте «Бег 20м с ходу» – контрольная группа показала результат на 0,11с выше экспериментальной. Достоверности различий по всем тестам не наблюдается (P>0,05). Коэффициент вариации (V) в тестах «Бег 10м с низкого старта» и «Бег 20м с хода» в КГ и ЭГ близок по значению и не превышает 20%. В тестах на выявления уровня скоростно-силовой подготовленности величина коэффициента вариации не превышает 5%. Что свидетельствует об однородности групп и примерно одинаковом уровне развития данных физических качеств.

 Таблица 1.

Результаты  исходного тестирования

Контрольные упражнения

Группы

Статистические показатели

Достоверность различий

x

d

m

V

t

P

10м с низкого старта

(с)

КГ

1,9

0,36

0,12

18,9

0,34

> 0,05

ЭГ

1,85

0,24

0,08

13,18

20м с ходу

(с)

КГ

2,58

0,4

0,14

15,5

0,61

> 0,05

ЭГ

2,69

0,32

0,11

11,89

Прыжок в длину с места

(см)

КГ

226

8,53

3,02

3,77

0,53

> 0,05

ЭГ

228

7,36

2,6

3,22


 

Динамика  темпа прироста скоростно-силовых и скоростных способностей за период исследования имела следующий характер: как в КГ, так и в ЭГ прирост показателей скоростно-силовых качеств увеличился, однако темпы прироста были неравномерными. Так, в контрольной группе показатели в тесте прыжок в длину с места увеличился на 7см, в экспериментальной группе - на 17см.

    Подобная тенденция наблюдалась и при исследовании скоростных способностей: в беге на 10м с низкого старта результат в контрольной группе улучшился на 0,32с, в экспериментальной группе – на 0,5с; в беге на  20м с ходу - на  0,11с в контрольной группе, на 0,49с - в экспериментальной.

Как видно  из табл.2 во всех тестах результаты контрольной группе и экспериментальной группе имеют достоверность различий P<0,05.

Таблица 2.

 

Результаты итогового тестирования

Контрольные упражнения

Группы

Статистические показатели

Достоверность различий

x

d

m

V

t

P

10м с низкого старта

(с)

КГ

1,58

0,26

0,09

16,45

2,42

< 0,05

ЭГ

1,35

0,12

0,04

8,9

20 м с ходу

(с)

КГ

2,47

0,32

0,11

12,9

2,45

< 0,05

ЭГ

2,20

0,09

0,02

2,73

Прыжок в длину с места

(см)

КГ

233

7,94

2,8

3,4

3,75

< 0,01

ЭГ

245

4,47

1,59

1,82


 

 

    При сравнении результатов констатирующего и  итогового этапов тестирования заметна положительная динамика, как в экспериментальной, так и контрольной группах. Однако более значительный прирост наблюдается в юношей экспериментальной группы.

Рис. 1. Динамика результатов тестирования в беге 10м с низкого старта бегунов экспериментальной и контрольной групп

 

Из рисунка 1 видно, что в тесте «Бег 10м с низкого старта» на начальном этапе тестирования, показатели экспериментальной группы превышали аналогичные показатели контрольной группы на 0,05с.

На этапе итогового  тестирования показатели выросли в  обеих группах: в контрольной  группе прирост составил 0,32с, в экспериментальной  группе исследуемый показатель вырос на 0,5с, что в процентном соотношении выглядит следующим образом: в экспериментальной группе прирост составил 27%, в контрольной – 16,8%.

Приложения.doc

— 160.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет