Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
В работе раскрыты методы и средства развития скоростно-силовых качеств, разработана экспериментальная методика и проведено исследование её эффективности. Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики для развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров 14-15 лет.Задачи исследования: Изучить состояние вопроса по исследуемой проблеме.
Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у спринтеров 14-15 лет.
Разработать и экспериментально апробировать методику развития скоростно-силовых способностей с использованием разработанной методики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Анализ литературных источников
1.1. Анатомо-физиологические и психологические
особенности подростков…………………………………...5
1.2. Физиологические аспекты
деятельности в легкоатлетических видах……………….13
1.3. Физическая подготовка бегунов-спринтеров……………...………25
Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Методы исследования……………………………………………….35
2.2. Организация исследования………………………………………….38
Глава III. Результаты исследования и обсуждение полученных данных…….40
Выводы…………………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложения……………………………………………………………………...51
Таким образом, при длительных или многократных (повторных) усилиях силовые возможности спортсмена зависят среди прочих факторов и от количества энергоматериалов, содержащихся в быстросокращающихся мышечных волокнах. В частности, важную роль, для замедления продукции лактата, играет кислород гемоглобина и миоглобина, повышение содержания которых характерно для развития силовых способностей [7, 47].
Мышечная сила
связана с содержанием
Повышение силовых способностей связано и с возможностью быстрой мобилизации химической энергии содержащихся в мышце богатых энергией фосфорных соединений и превращения ее в энергию механическую. Интенсивная динамическая и изометрическая тренировка в повторном режиме увеличивает активность таких ферментов, как креатинфосфокиназа, миокиназа, лактатдегидрогеназа. По мнению ряда авторов [43, 48, 50, 56], длительность каждого максимального усилия является более важным стимулом для увеличения ферментативной активности мышц, чем количество выполненной работы.
Большое значение,
в энергообеспечении
Приведенные выше сведения свидетельствуют об избирательном (специфическом) характере приспособительных реакций организма в зависимости от режима силовой работы [47].
Основные факторы, определяющие увеличение проявления мышечной силы у спортсменов:
а) механические факторы;
б) механическое преимущество рычага;
в) зависимость «сила - масса»;
г) зависимость «сила - скорость»;
д) зависимость «сила - режим работы мышц»;
е) зависимость «сила - техника движений»;
ё) взаимосвязь динамической и статической сил у спортсменов;
ж) гипоксические факторы;
з) некоторые психологические факторы.
Силовые способности зависят от физиологического поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон различных видов, количества включаемых в работу двигательных единиц, синергизации деятельности мышц - синергистов, своевременного выключения из работы мышц-онтаганистов. В конкретных двигательных действиях силовые способности прямо обусловлены биомеханической структурой движения: возможностью увлечения в работу крупных мышечных групп, длиной плечевых рычагов. Причинными факторами в их формировании и развитии является, главным образом, режим работы мышц и присущие, прежде всего, приспособительные перестройки в ЦНС и их следствие — весь комплекс и направление морфофункциональных изменений в организме [10, 58].
Следует подчеркнуть, что рассматриваемая функция управления движениями зависит от различных внешних влияний на спортсмена. Поэтому одной из самых важных интеллектуальных и психологических задач перед спортсменом становится следующая: овладеть умением управлять своим состоянием готовности, что означает не что иное, как владеть умением проявлять по всем необходимым параметрам свои силовые возможности [19].
На рабочий момент движения оказывают значительное влияние внешние условия, сопутствующие деятельности человека, а также физиологические и психологические факторы. Рабочий момент спортивного движения во многом определяется состоянием мышц. Напряжение мышц является не таким уж вредным фактором, наоборот, при оптимальной величине оно повышает рабочий эффект движения. Поэтому предварительное расслабление следует понимать относительно, т.е. с учетом специфики движения. Расслабление в смысле исключения примерного напряжения мышц, не имеющих непосредственного отношения к движению, а также рабочих мышц, проходящих пассивную фазу в локомоциях циклического характера (например, движения по инерции), безусловно, важный показатель во многих видах спорта [47].
В однократных
движениях предварительное
По мнению В.Н. Дубровского, В.Н. Фёдорова [10] в биомеханике известно, что наибольшая механическая мощность при мышечных сокращениях достигается, если скорость сокращений и величина преодолеваемых отягощений составляет примерно 1/3 от предельных. Однако многие двигательные действия, по условиям их эффективного использования в физическом воспитании и в жизни, необходимо выполнять с большой скоростью и с различными отягощениями. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной тактику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуального максимального. Исключения составляют случаи при специализации в тяжелой атлетике [9, 29].
Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении). Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это помогает восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения [27]. Скоростная сила проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы перечисленных тренировочных средств.
Исходя из характера проявляемого усилия и режима работы мышц важно выделить следующие наиболее специфические формы силовых способностей, наиболее типичные для условий спортивной деятельности: медленная сила, максимальная сила, силовая выносливость, взрывная сила реактивная способность нервно-мышечного аппарата [3].
Максимальная динамическая сила мышцы является функцией ее длины в момент напряжения, скорости сокращения и времени, необходимого для достижения максимального напряжения. При проявлении динамической силы в ходе спортивной деятельности характер однократных динамических усилий может быть различным — медленным, взрывным и быстрым. Медленная сила проявляется при преодолении субпредельных или предельных отягощений. В этом случае ускорение отсутствует, (оно имеется только в начале движения) и скорость перемещения сопротивления (в большей части движения) постоянная. Взрывная сила проявляется при преодолении отягощений, не достигающих предельных величин, но с максимальным ускорением. Быстрая сила характерна для преодоления отягощений, не достигающих предельных величин, с ускорением ниже максимального. Скоростная сила проявляется в условиях скоростных движений против относительно небольшого внешнего сопротивления и обеспечивается иными свойствами, которые определяют стартовую и ускоряющую силу мышц [17].
Реактивная способность является специфическим свойством, выражающимся в проявлении мощного двигательного усилия сразу же после интенсивного механического растягивания мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки [51].
При проявлении максимальной статической силы мышцы скорость сокращения мышцы равна нулю, времени же, необходимого для достижения максимального напряжения, достаточно. При проявлении статической силы характерно наличие «активного» или «пассивного» напряжения. По своему физиологическому механизму проявление в максимальной статической силы является тетанусом, который образуется в результате сложения элементарных волн напряжения, возникающих на каждый нервный импульс. Нервно-мышечная регуляция при выполнении статических напряжений во многом отличается от регуляции при динамических напряжениях. Проявление статической силы имеет и специфические биохимические особенности. К наиболее значительному увеличению содержания структурных белков в напрягаемых мышцах проводят статические нагрузки. Основные же источники ресинтеза АТФ и запаса глюкозы в мышцах возрастают в сравнительно меньшей степени. Максимальные статические напряжения длятся не более нескольких сотых секунд. Источником ресинтеза АТФ в первую очередь является креатинфосфокиназная реакция, а затем и все другие возможные механизмы поставки энергии при условии, если статическое усилие продолжительно, и не достигает максимального напряжения [38].
Проявление взрывного усилия мышц определяется величиной внешнего сопротивления. Проявление взрывного усилия во времени зависит в целом от внешних условий, максимум - от уровня абсолютной силы мышц, охарактеризованной как стартовая сила мышц. Рабочий эффект спортивного движения определяют четыре качественно специфические силовые способности: абсолютная сила, стартовая сила, сохраняющая сила мышц и абсолютная быстрота их сокращения [27].
Физиологические сдвиги при занятиях лёгкой атлетикой должны рассматриваться с двух сторон: функциональные сдвиги, которые наблюдаются в организме спортсмена непосредственно под влиянием нагрузки-тренировки или квалифицированного экзамена в форме соревнования, и сдвиги, которые происходят под влиянием продолжительной (многолетней) систематической тренировки [13].
1.3. Физическая подготовка бегунов-спринтеров
Многие исследования показали, что тренировка в младшем школьном возрасте - важнейший этап в многолетней подготовке спринтеров. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, хорошие возможности развития быстроты, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, создают благоприятные предпосылки для развития этих двигательных способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются.
В научной и методической литературе отмечается, что начальная подготовка бегунов на короткие дистанции осуществляется с 9-12 до 11-12 лет. Она призвана обеспечивать всестороннюю физическую и техническую подготовленность занимающихся.
В процессе физической
подготовки юных бегунов на короткие
дистанции применяются три
Основными средствами развития быстроты считаются упражнения с предельной и околопредельной скоростью. Для бегунов на короткие дистанции это повторное выполнение бега на коротких отрезках (до 6 секунд), бег со старта, с хода, эстафетный бег и т.д.
Однако, многие специалисты считают, что применять такие средства в подготовке юных спринтеров можно очень ограниченно, так как они по затратам физической и нервной энергии, являются тяжелыми упражнениями, сопряжены с возможностью возникновения нарушений нервномышечной координации и требуют хорошего владения спринтерским бегом. Для развития скоростных способностей можно также использовать общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения.
Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешных результатов в работе с детьми над качеством быстроты можно достигнуть, сочетая специальную скоростную работу с работой над скоростной силой. Известно, что во многом движения в спринте определяются высоким уровнем развития силы. При этом сила должна проявляться в минимальный промежуток времени, тем самым обеспечивая возможность выполнения движений.
В подготовке юных спринтеров для развития общей силы применяются упражнения, разнообразные по координации и усилиям (в основном общеразвивающие). Для развития специальной силы - упражнения, отвечающие специфике спринтерского бега. При этом особое внимание уделяется подготовке тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку в скоростном беге: сгибатели и разгибатели бедра, сгибатели голени и подошвенные сгибатели стопы. Важно в процессе тренировки обеспечить оптимальное развитие силы различных мышечных групп, так как каждая из принимающих участие в беге мышечных групп при недостаточной функциональной подготовке может стать лимитирующим фактором, сдерживающим рост спортивных результатов.
В Г.Алабин считает, что упражнения локального характера на тренажерах близки по структуре к спринтерскому бегу и рекомендует их использовать для развития силы.
Для повышения скоростно-силовых способностей в тренировке юных спортсменов широко используют упражнения, в которых наряду с силой требуется высокая скорость движений. Большинство специалистов считает, что эффективным средством скоростно-силовой подготовки являются различные прыжковые упражнения, а также прыжки в глубину. Данные методических и физиологических исследований показали, что сочетание бега с прыжковыми упражнениями способствуют хорошей адаптации к скоростному бегу.
Информация о работе Методика развития скоростно-силовых качеств юношей спринтеров 14-15 лет