Методика обучения передвижению на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 09:56, реферат

Описание работы

Взаимодействие навыков и последовательность обучения отдельным способам передвижения на лыжах: поворотам на месте, ходам, подъемам, спускам, торможениям, поворотам в движении. Задачи, принципы, методы обучения.

Методика обучения отдельным способам передвижения на лыжах. Типичные ошибки и пути их исправления.

Травматизм, его причины и пути предупреждения.

Работа содержит 1 файл

Методика обучения передвижению на лыжах.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Методика обучения передвижению на лыжах

 
План: 

  1.  
    Взаимодействие навыков и последовательность обучения отдельным способам передвижения на лыжах: поворотам на месте, ходам, подъемам, спускам, торможениям, поворотам в движении. Задачи, принципы, методы обучения.
  2.  
    Методика обучения отдельным способам передвижения на лыжах. Типичные ошибки и пути их исправления.
  3.  
    Травматизм, его причины и пути предупреждения.

 
 
Овладение техникой передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка  умения использовать ее в различных условиях прохождения лыжных трасс и приобретение специальных знаний – основные задачи лыжника. 
 
Задачи обучения: 

    •  
      установить целесообразную последовательность изучения материала;
    •  
      выработать умения, навыки;
    •  
      найти кратчайшие пути овладения отдельными элементами техники.

 
Методика обучения – система  методов, методических приемов, форм организации  занятий при изучении конкретного  способа передвижения на лыжах. 
 
Методика обучения технике передвижения на лыжах основана на важнейших дидактических принципах педагогики: сознательности и активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности. 
 
Принципы обучения – основа правильного формирования навыка. Они определяют ход преподавания и учения в соответствии с целями воспитания и образования, а также закономерностями усвоения знаний, выработки умения, навыков у занимающихся. 
 
Принцип сознательности и активности. Каждый обучающийся должен знать, что ему нужно делать, какие требования предъявляются к выполнению того или другого элемента техники (почему надо выполнять так, а не иначе), что дают те или иные упражнения, каков основной механизм выполнения и тактического применения их. Приобретение знаний, а не слепое копирование техники – вот предпосылка формирования умения и навыков передвижения на лыжах. 
 
Принцип наглядности. Создать у занимающихся "образ" изучаемого движения и представление о нем посредством показа, образного объяснения и применения наглядных учебных пособий (кинограмм, плакатов, видео и др.). Наглядность является начальным звеном обучения. Образное объяснение становится средством наглядности, когда оно находит опору в жизненном опыте занимающегося. 
 
Принцип систематичности. Этот принцип требует логической связи между частями учебного материала, такого расположения его, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего, а ранее полученные знания закреплялись при изучении нового материала. Основное условие соблюдения этой последовательности – постепенное усложнение заданий, определенная система в разучивании способов передвижения на лыжах. Соблюдение правил перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. 
 
Принцип доступности. Учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности занимающихся. Необходимо строго дозировать учебную нагрузку с учетом физической, технической подготовленности, пола, возраста занимающихся, а также условий погоды, качества спортивного инвентаря и других факторов. 
 
Принцип прочности предполагает такую организацию обучения, при которой занимающиеся получают достаточно глубокие знания, вырабатывают умение, навыки. 
 
Важнейшее средство осуществления принципа прочности – систематическое осмысленное повторение. Правила: не нужно разучивать много способов передвижения на лыжах на одном занятии и приступать к изучению нового, пока занимающиеся не готовы к этому; обучать способу передвижения надо в облегченных условиях, а закреплять и совершенствовать навык – в различных условиях (рельеф местности, скорость передвижения и состояние снежного покрова); прочность усвоения изученных элементов техники лыжного спорта должна сочетаться с умением варьировать применение их с учетом обстановки; на каждом занятии повторять пройденное и изучать что-либо новое, совершенствовать изученное в комбинациях; не следует допускать длительные перерывы в занятиях; необходимо систематически вести учет осваиваемых приемов и оценивать их выполнение. 
 
Основное педагогическое требование при организации обучения технике передвижения на лыжах – неразрывность обучения и воспитания, реализация принципа воспитывающего обучения. 
 
Методы обучения: рассказ, показ, упражнение. 
 
Словесная передача знаний – это объяснение, разбор, указание, команда и оценка техники в ходе практических занятий и после них, а также лекция и беседа на теоретических занятиях. 
 
Показывать упражнения надо в первый раз в соревновательном темпе, затем более медленно, выделяя основные фазы. 
 
При обучении детей способам передвижения на лыжах показ важнее, чем объяснение, так как дети больше склонны к подражанию, чем к теоретическому анализу. 
 
Сочетание объяснения и средств наглядности позволяет преподавателю создать у занимающихся представление об изучаемом движении. Формированию и совершенствованию умения, двигательных навыков, а также развитию физических качеств способствуют практические упражнения. 
 
Выполнение упражнений предполагает организованное повторение определенных действий. Повторение должно быть направлено на устранение ошибок. Чтобы устранить ошибки, обучающий должен знать, как он выполнил то или иное движение. Преподаватель должен научить занимающихся видеть их ошибки. 
 
^ Методические приемы – это способы воздействия на учеников, применяемые педагогом. Они используются для решения частных задач обучения. При обучении передвижению на лыжах, используется система методических приемов. Способы передвижения на лыжах в зависимости от сложности разучиваются целиком или по частям. 

Подводящие упражнения – это облегченные упражнения, имеющие существенное сходство с основным действием или отдельными частями его (ходьба без палок, бесшажный ход с попеременным отталкиванием руками, спуски с выполнением различных заданий и т.д.).

Двигательные умения и навыки. Объединяет их то, что они предусматривают  освоение способов передвижения на лыжах  на основе приобретенных знаний. Различия умения и навыков заключаются в способах управления движениями.

 
Способность правильно управлять  действиями, сосредоточив внимание на способах выполнения его, называется двигательным умением. 
 
Двигательным навыком называется умение выполнять двигательные действия автоматически, не сосредотачивая на них внимание. 
 
Приобретенные навыки должны быть подвижными, гибкими, чтобы их можно было при необходимости частичн6о перестроить. 
 
^ Положительный и отрицательный перенос навыка и учет его при организации обучения. Перенос навыка будет положительным, если упражнения, применяемые для выработки одного навыка, сходны по форме и содержанию с упражнениями, с помощью которых формируется другой навык. (Имитация отдельных упражнений, одновременный бесшажный ход и т.д.). 
 
Отрицательный перенос навыка проявляется в том случае, если подготовительные упражнения внешне сходны, но, в сущности, различны. (Отталкивание ногой в попеременном двухшажном ходе отличается от отталкивания ногой в скользящем и беговом шаге (на переднюю часть стопы). 
 
^ Этапы обучения отдельному способу передвижения на лыжах. Рекомендуется наиболее сложные элементы техники лыжного спорта изучать в три этапа: первоначального изучения, углубленного разучивания, закрепления и совершенствования навыков. 
 
^ На этапе первоначального изучения разучивают элементы техники, затем осваивают способ передвижения в целом. Особенности этой стадии изучения следующие: недостаточная точность движений в пространстве и во времени, наличие излишних движений, отсутствие слитности фаз сложного движения. 
 
Задачи первоначального обучения лыжным ходам, переходам, поворотам, прыжкам: 

  •  
    формировать целостное представление об изучаемом способе передвижения на лыжах и сообщать занимающимся информацию о нем;
  •  
    пополнять запас двигательных навыков занимающихся теми элементами, которые нужны для освоения нового хода и т.д.;
  •  
    добиваться целостного выполнения хода, поворота и т.д.;
  •  
    устранять ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

 
Начальный момент изучения способа  передвижения на лыжах – предварительное ознакомление с ним. После того как создано целостное представление, при изучении сложных способов передвижения на лыжах целесообразно следующее: 
 
объяснить и показать, что главное, основное в изучаемом способе передвижения; 
 
выполнить основное движение по элементам в облегченных условиях; 
 
использовать серию подводящих упражнений; 
 
выполнить основные элементы изучаемого способа в целом. 
 
Основная цель этапа углубленного разучивания – довести первоначальное умение до точного, отработанного в деталях. 
 
Задачи: 

  •  
    углубить понимание закономерностей изучаемых движений;
  •  
    добиться освоения и уточнения деталей техники изучаемого способа передвижения;
  •  
    добиться четкого, свободного и слитного выполнения способа передвижения в целом.

 
^ Этап закрепления и совершенствования. Цель этапа – обратить умение в навык и выработать умение применять освоенный способ передвижения на лыжах в различных условиях и в сочетании с другими способами. 
 
Задачи: 

  •  
    закрепить освоенную технику способа передвижения на лыжах, продолжая уточнение деталей;
  •  
    научить целесообразно выполнять освоенное действие в различных условиях, в том числе в соревновательных, и в сочетании с другими действиями;
  •  
    обогащать технику новыми деталями в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и с учетом улучшения физической подготовленности их.

 
^ Предупреждение и исправление ошибок. Полноценная методика обучения технике предполагает, во-первых, правильное построение процесса обучения и, во-вторых, своевременное исправление ошибок, допускаемых обучающимися. 
 
Ошибки делятся на основные и частные. 
 
Основные ошибки нарушают основу движений. 
 
Частные ошибки (индивидуальные отклонения в технике) снижают эффективность, но не искажают основу движений. 
 
Ошибки могут быть общие, характерные для всей группы, и индивидуальные, присущие отдельным лыжникам. 
 
Общие ошибки чаще всего следствие неправильной организации занятий, следует пересмотреть организацию занятий. 
 
Прежде чем выявлять ошибки в передвижении на лыжах, необходимо выяснить, правильна ли общая схема движения. Для этого необходимо следить за занимающимися с расстояния 10-15м. 
 
Часто обучаемый плохо понимает свою ошибку и причины ее. Первая задача педагога – выявить причину ошибки. Он должен хорошо объяснить и показать ошибку ученику. Кроме того, если характер упражнения допускает, нужно все упражнение или отдельные элементы его выполнить на месте или вначале по частям (на счет), а затем слитно в медленном темпе и в облегченных условиях. Для исправления ошибок в отдельных способах передвижения на лыжах следует использовать различные подводящие упражнения. 
 
В некоторых случаях причиной ошибок может быть недостаточная физическая подготовленность занимающихся. Поэтому прежде чем устранять ошибку, необходимо предложить им выполнять упражнения из "школы лыжника", чтобы улучшить физическую подготовленность. 
 
Травматизм.  
 
Наиболее часто встречаются ушибы, повреждения суставов и связок конечностей, значительно реже – переломы, вывихи и ранения. 
 
В связи с тем, что занятия проходят в условиях низких температур, встречаются различного рода обморожения (чаще всего конечностей и лица). 
 
Наибольшее количество травм связано с недочетами и ошибками в методике проведения занятий (выполнение непосильных упражнений, быстрым переходом от простых и легких упражнений к сложным: спуски, повороты, торможения). Чтобы избежать этой ошибки, учитель должен тщательно изучить занимающихся. Недостаточная разминка, неправильный показ или объяснение способа спуска, поворота, выход на тренировку после утомительной работы, приема пищи, плохая видимость. 
 
Для предупреждения травматизма необходимо при составлении рабочего плана и выборе методики учесть физическое состояние, подготовленность и тренированность занимающихся, определить методическую последовательность в распределении учебного материала, обеспечить правильное проведение вводной части занятия и разминки, выдерживать необходимые интервалы отдыха при повторениях, исключить перегрузки в уроке, обеспечить индивидуализацию в подборе и дозировке упражнений на занятиях с отстающими и при начале занятий после перерыва в тренировке. 
 
Причиной травм может стать и недостаточная подготовка к занятиям лыжного инвентаря. Состояние занимающихся влияет на возможность возникновения травм. Недопустимо выполнение сложных упражнений в состоянии значительного утомления, при переохлаждении, стартовой "лихорадке", апатии. Причиной травм могут стать скрытые заболевания (грипп, ангина и т.п.). 
 
Для предупреждения обморожений необходимо предусмотреть правильный выбор одежды, мест занятий (в закрытом от ветра месте), соблюдение температурных норм: учащиеся I-III классов при температуре не ниже – 15º, IV-X – не ниже –20º, при слабом ветре (до 2 м/с). 

 

  1.  
    ^ Организация, проведение и правила соревнований. Классификация соревнований. Календарь и положение о соревновании. Документация (заявки, протоколы, карточки участников, отчёт о соревновании). Организация и проведение соревнований в школе, лагерях отдыха. Обязанности главной судейской коллегии (главного судьи, главного секретаря их помощников и заместителей). Требования к местам проведения соревнований. Судейство.

Информация о работе Методика обучения передвижению на лыжах