Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа
Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.
Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59
В конце октября в обеих группах происходит спад нагрузок. Спортсмены проходят диспансеризацию.
С выпадением снега начинается период «вкатывания». Главные задачи снежного периода подготовки - совершенствование техники способов передвижения на лыжах; поддержание специальной выносливости на достигнутом уровне; повышение теоретического уровня в вопросах техники и смазки лыж. В это время обычно применяют 4-дневный цикл тренировки. С третьей недели переходного периода данного мезоцикла в план тренировок экспериментальной группы были включены дистанционные, переменные тренировки (с ЧСС до 190 уд\мин.). Общий объем передвижения на лыжах в данный мезоцикл для контрольной группы — 600-700 км, для экспериментальной группы-550-650 км.
Основной задачей 6 мезоцикла (предсоревновательный период) является развитие общей и специальной физической работоспособности. В обеих группах два раза в неделю планировались развивающие работы (интервальные, темповые, дистанционные тренировки). Участие в соревнованиях лыжников носило развивающий характер. Обе группы приняли участие в шести стартах. Общая сумма пройденных километров в ноябре в контрольной -группе - 400-500 км (скоростная работа - 30-40 км), в экспериментальной группе - 400-500 км (скоростная работа - 40-45 км)
Задачи 7 мезоцикла сводятся к выполнению намеченного весной плана:
Нагрузка в последние 4-5 дней микроцикла в данный период снижается на 50%.
Итак, из вышеизложенного видно, что развитию специальной выносливости внимание уделяется почти во всех мезоциклах как в контрольной, так и в экспериментальной группах, хотя и в разной мере. В экспериментальной
группе большая часть упражнений носит чисто специализированный характер.
Глава 3. Результаты исследования и их обсузвдение
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
По итогам предварительного тестирования для разделения спортсменов на группы (табл. 3, 4) был построен график исследования физических качеств (рис. 1).
• - экспериментальная группа
♦ - контрольная группа
Рис. 1. Результаты исследования физических качеств
Исходя из полученных данных, лыжники-гонщики были разделены на две группы. К экспериментальной группе были отнесены спортсмены из верхней части графика 16-17 лет, все остальные - к контрольной группе (табл. 3, 4).
Средние показатели в упражнениях были примерно одинаковые.
3.2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Для изучения взаимосвязей показателей подготовленности лыжников-гонщиков использовался статистический анализ по методу малых выборок Фишера-Стьюдента. В процессе математической обработки результатов при сравнении уровня специальной подготовленности лыжников-гонщиков кон-
трольной и экспериментальной групп до эксперимента достоверной разницы в показателях не обнаружено.
При повторном тестировании обнаружены достоверные различия (р<0.05) между группами по всем тестам кроме PWC-170.
Как в контрольной, так и в экспериментальной группах имеются достоверные различия (р<0.05) по всем тестам между первым и вторым тестированием (табл. 7).
По результатам исследования динамики уровня развития лыжников-гонщиков (табл. 5,6) были выявлены следующие темпы прироста в контрольной и экспериментальной группах соответственно:
1 контрольная группа
тесты экспериментальная группа
Рис. 2. Динамика уровня развития специальной подготовленности лыжников-гонщиков
В результате эксперимента повысился уровень специальной подготовленности в обеих группах, однако, рост результатов в экспериментальной группе в 1,5 раза выше, чем в контрольной. Например, разница результатов в беге на 5км классическим стилем в контрольной группе составляет 34", а в экспериментальной 57", что составляет соответственно 2% и 3,5% (табл. 7).
Данный результат объясняется тем, что в экспериментальной группе в большей мере уделялось внимание развитию специальной выносливости, чем в контрольной. В экспериментальной группе большая часть упражнений носила чисто специализированный характер, больший объем работ проходил в зоне повышенной интенсивности, в развитии общей выносливости использовались специальные средства тренировки.
Выводы
1. Обобщение теоретического
и практического опыта
позволило
установить степень значения
специальной выносливости у лыжников-
гонщиков старших разрядов
на результаты соревнований,
а также
дальнейший рост мастерсва.
В ходе работы были рассмотрены
пути повышения специальной вынослив
Как в контрольной, так и в экспериментальной группах имеются достоверные различия (р<0.05) по всем тестам между первым и вторым тестированием.
По результатам исследования физическая подготовленность лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальной групп повысилась соответственно: