Лыжные гонки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

физра - подготовка спортсменов.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. Обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития 
    специальной выносливости у лыжников-гонщиков;
  2. На основе последних публикаций и собственных исследований, выбрать 
    оптимальную методику развития специальной выносливости;
  3. Изучить влияние выбранной методики на физическую подготовленность 
    лыжников-гонщиков;
  4. Оценить эффективность выбранной методики.

2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с вышепоставленной целью и задачами работы, в ходе исследования использовались следующие  методы:

  1. Анализ научно-методической литературы;
  2. Педагогическое наблюдение;
  3. Педагогический эксперимент;
  4. Анализ протоколов соревнований;
  5. Метод математической статистики.

Анализ специальной  литературы и обобщение практического опыта специалистов, позволили установить степень значения специальной выносливости у лыжников-гонщиков старших разрядов на результаты соревнований, а также на дальнейший рост мастерства. В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов в течение годичного цикла, в частности о развитии специальной выносливости, а также роста тренированности спортсмена в течение годичного цикла.

Педагогическое  наблюдение систематически велось в период тренировочных занятий и соревнований, а также в ходе педагогического эксперимента над лыжниками-гонщиками 16-18 лет в лабораторных и естественных условиях в течение двух лет (2006-20079г.г.). Посредством наблюдений, учитывался объем применяемых средств и методов для развития и поддержания уровня специальной выносливости в годичном цикле, устанавливалось влияние физической нагрузки различного характера на организм лыжника-гонщика, определялся рост спортивных результатов в лыжных гонках и контрольных тестах.

В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Прохождение 5-километровой дистанции на лыжероллерах

(август);

  1. Кросс с прыжковой имитацией в подъемы - 6 км (сентябрь);
  2. Прохождение   5-километровой   дистанции   классическим   стилем 
    (чемпионат г.Белебея по лыжным гонкам, декабрь);
  3. Прохождение 10-километровой дистанции коньковым ходом (лыж 
    ный марафон «Лыжня здоровья», апрель);
  4. Определение физической работоспособности (PWC-170);

Метод математической статистики.

Первичная обработка  полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Материалы эксперимента были подвергнуты статистическому анализу по методу малых выборок Фишера-Стьюдента. В процессе математической обработки результатов определялись: среднее арифметическое значение (М), показатели среднего арифметического отклонения (б), ошибка средней (т) и достоверность разности средних значений (t) по критерию Стьюдента.

2.2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Определение физической работоспособности спортсменов  при выполнении стандартной работы осуществлялось по методике PWC-170 (Physical Working Capaliti), общей работоспособности по формуле В.Л. Карпмана и др. (1974).

Описание теста:

 

Испытуемый выполняет 2 стандартные нагрузки - восхождение  на ступеньку (Ъ=40см для мужчин и  Ь=30см для женщин) в темпе 20 циклов в минуту (метроном 80 уд) в течение 3-х минут, и в темпе 30 циклов в  минуту (метроном 120 уд) в течение 2-х минут. Обе нагрузки выполняются без перерыва. Мощность нагрузки рассчитывается по формуле:

где    п=высота ступеньки;

п=количество восхождений  в 1 минуту;

1.5 - коэффициент  учета преодолевающей и уступающей  работы. Легче выполнить расчеты мощности работы по формуле

где К - интегральный коэффициент = h x n * 1.5 (заранее расчитанный для первой Ni и второй № для нагрузок). К составляет 12 при расчете Ni и 18 при расчете Ыг.

Расчет показателей  общей работоспособности (ОР) выполняется  по формуле Карпмана:

Перерасчет показателя ОР в нормализованные единицы от ОД до 1,0 (ОРн) производится по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование  проводилось в течение двух годичных циклов ( с мая 2005г. по май 2007г.) в г. Белебей. В эксперименте принимали участие лыжники-гонщики первого и второго спортивных разрядов, юноши 16-18 лет, студенты Белебеевского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, бывшие учащиеся детской спортивной школы города, из которых было скомплектовано две группы по 8 человек в каждой. Спортивные результаты лыжников в обеих группах в предыдущем сезоне были примерно одинаковые. По физическому развитию спортсмены так же примерно находились на одном уровне.

В начале эксперимента (Июнь 2006 г, начало подготовительного периода) провели тесты: подтягивание на перекладине и кросс 1000м (табл. 3,4).

Средние показатели в  упражнениях примерно были одинаковыми. После этого были скомплектованы 2 группы и построены планы тренировок на годичный цикл.

Начиная с  летне-осеннего периода, каждая группа проходила контрольные тесты в одни и те же сроки с контрольными тренировками и соревнованиями, проводимыми в предыдущем годичном цикле. Также проводились пробы PWC-170. В следующем сезоне был проведен повторный эксперимент, в котором использовались те же тесты:

  1. Прохождение 5-километровой дистанции на лыжероллерах (август);
  2. Кросс с прыжковой имитацией в подъемы - 6 километров (сентябрь);
  3. Прохождение   5 -километровой   дистанции   классическим   стилем 
    (чемпионат г. Белебея по лыжным гонкам, декабрь);
  4. Прохождение 10-километровой дистанции коньковым ходом (лыжный марафон «Лыжня здоровья», апрель);

5. Определение физической работоспособности (PWC-170); 
Все данные контрольных исследований представлены в таблицах № 5-6.

 

 

Таблица 3.   Результаты определения физических

 

качеств в экспериментальной группе.

 

№ п/п

Фамилия, имя

лет

Подтягивание (раз)

Бег 1000м (мин,сек)

1.

Мастеров

17

20

2,58,9

2.

Сошинский

17

20

2,59,9

3.

Митронов

16

19

2,59,3

4.

Евдокимов Р

17

16

2,55,0

5.

Иванов

16

18

2,58,0

6.

Архипов

16

17

2,56,1

7.

Имангулов

17

15

2,50,5

8.

Булатов

16

19

2,58,3

Среднее значение (М)

18

2,57,0


 

Таблица 4. Результаты определения физических

качеств в  контрольной группе.

 

 

п/п

Фамилия, имя

лет

Подтягивание (раз)

Бег 1000м

(мин,сек)

1.

Михайлов

17

19

2,59,8

2.

Алексеев

18

14

2,52,4

3.

Ярабаев

18

19

2,55,0

4.

Евдокимов Л.

18

21

2,56,4

5.

Салимов

17

15

2,59,1

6.

Тиханоа

18

17

2,59,0

7.

Мифтаков

17

16

2,59,3

8.

Усанов

17

15

2,57,0

Среднее значение (М)

17

2,57,25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа - контрольная (готовилась по стандартной методике).

В подготовительном периоде (весенне-летнем) главное внимание уделялось  силовой подготовке

В 3 мезоцикле (июнь-июль) основная задача - развитие общей выносливости общими средствами подготовки (бег, велосипед, плавание, гребля и др.) низкой интенсивности.

В 4 мезоцикле (июль-октябрь) использовались специальные средства подготовки. Постепенно к концу мезоцикла  возросла доля специальной физической подготовки, уменьшились объемы, увеличилась доля интенсивных тренировок.

В зимний этап подготовительного  периода основное средство тренировки - длительное передвижение на лыжах в относительно низком темпе.

В соревновательном периоде главная задача - развитие специальной работоспособности, поэтому основное средство тренировки также передвижение на лыжах различной интенсивности (использовались интервальный, повторный, темповой методы тренировки).

2 группа - экспериментальная.

Главное внимание в подготовке спортсменов этой группы уделялось  развитию специальной выносливости на протяжении всего годичного цикла. При этом учитывалось, что спортсмены уже имели определенный уровень  подготовленности и прошли 3-4 года обучения в ДЮСШ.

Во 2 мезоцикле (май) задача развития силы и скоростно-силовой  подготовки решались с помощью упражнений, максимально имитирующих движения лыжника-гонщика.

В 3 мезоцикле примерно половину всего объема составляло передвижение на лыжероллерах и выполнение шаговой имитации в подъемы. Интенсивность в данном периоде была относительно низкая, как и контрольной группе. Однако средства тренировки более специализированы. Это не исключает использования средств общей физической подготовки (гребля, бег, велосипед, плавание, спортивные игры).

Работа в 4 мезоцикле (август-октябрь), в принципе схожа с работой  в контрольной группе, только в  экспериментальной группе было больше интенсивной работы на лыжероллерах. И вообще, доля работы развивающей тренировочной интенсивности больше, чем в контрольной группе.

В зимний этап подготовительного  периода - так называемое «вкатывание». В данный период в экспериментальной группе уже со второй тренировочной недели начинались интенсивные тренировки в анаэробном режиме, хотя доля этих тренировок была небольшая (менее 10%) и отрезки интенсивной работы не более 500 метров.

В соревновательном периоде в данной группе стояли практически  те же задачи, что и контрольной группе. Подготовка в данном периоде значительно не отличалась в обеих группах.

Примерные недельные  микроциклы тренировок лыжников-гонщиков из каждого мезоцикла всего годичного цикла приведены в приложении 1-6.

Основная задача 1 мезоцикла - развитие силы, силовой выносливости, подготовка опорно-двигательного аппарата к работе с большими циклическими объемами. В экспериментальной группе на 2-ом и 4-ом тренировочных днях используются специальные силовые упражнения (работа с резиновым амортизатором, имитационные движения, прыжковые серии) для развития силы.

Основная задача 2 мезоцикла - развитие общей выносливости общими средствами подготовки. Контрольная группа основное внимание уделяет развитию общей выносливости средствами ОРУ и ОФП (гребля, велосипед, работа в тренажерном зале). Экспериментальная группа выполняет те же объемы, но с использованием специальных средств тренировки (шаговая имитация, лыжероллеры, коньки). Интенсивность работы в обеих группах невысокая (ЧСС 100-150 уд\мин).

Основная задача 3 мезоцикла  — для контрольной группы развитие общей мышечной силы с помощью специальных средств (шаговая имитация,лыжероллеры), совершенствование технического мастерства в специальных упражнениях. В экспериментальной группе плюс ко всему две тренировки (1-ый 4-ый дни) проходят с повышенной интенсивностью в зоне развивающей нагрузки (пульс 170-190 уд\мин). Спортсмены экспериментальной группы участвуют в соревнованиях по легкой атлетике (6-ой и 7-ой день).

Основная задача 4 мезоцикла - развитие специфической работоспособности. Так как экспериментальная группа функционально лучше подготовлена, в ее план тренировок включены «жесткие работы», то есть два раза в неделю спортсмены выполняли работу на секундомере (в 1-ый и 3-ий дни). И в этот период данная группа должна выйти на определенный «пик формы». Всего за данный период экспериментальная группа должна была выполнить 5-6 контрольных работ, а контрольная группа две работы.

В осеннем  этапе подготовки (4 мезоцикл) применяется 4-дневный цикл или сочетание 4-дневного и 3-дневного циклов. Весьма важное значение придается имитации, многоскокам и просто прыжкам в процессе тренировки. Эта качественная подготовка силы мышц ног проводится на сильнопересеченной местности. Основные задачи данного мезоцикла - поддержание уровня обшей и специальной физической подготовленностиж; совершенствование технического мастерства путем специальных средств; поддержание специальной работоспособности.

Информация о работе Лыжные гонки