Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа
Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.
Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с вышепоставленной целью и задачами работы, в ходе исследования использовались следующие методы:
Анализ специальной литературы и обобщение практического опыта специалистов, позволили установить степень значения специальной выносливости у лыжников-гонщиков старших разрядов на результаты соревнований, а также на дальнейший рост мастерства. В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов в течение годичного цикла, в частности о развитии специальной выносливости, а также роста тренированности спортсмена в течение годичного цикла.
Педагогическое наблюдение систематически велось в период тренировочных занятий и соревнований, а также в ходе педагогического эксперимента над лыжниками-гонщиками 16-18 лет в лабораторных и естественных условиях в течение двух лет (2006-20079г.г.). Посредством наблюдений, учитывался объем применяемых средств и методов для развития и поддержания уровня специальной выносливости в годичном цикле, устанавливалось влияние физической нагрузки различного характера на организм лыжника-гонщика, определялся рост спортивных результатов в лыжных гонках и контрольных тестах.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Прохождение 5-километровой дистанции на лыжероллерах
(август);
Метод математической статистики.
Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Материалы эксперимента были подвергнуты статистическому анализу по методу малых выборок Фишера-Стьюдента. В процессе математической обработки результатов определялись: среднее арифметическое значение (М), показатели среднего арифметического отклонения (б), ошибка средней (т) и достоверность разности средних значений (t) по критерию Стьюдента.
2.2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Определение физической работоспособности спортсменов при выполнении стандартной работы осуществлялось по методике PWC-170 (Physical Working Capaliti), общей работоспособности по формуле В.Л. Карпмана и др. (1974).
Описание теста:
Испытуемый выполняет 2 стандартные нагрузки - восхождение на ступеньку (Ъ=40см для мужчин и Ь=30см для женщин) в темпе 20 циклов в минуту (метроном 80 уд) в течение 3-х минут, и в темпе 30 циклов в минуту (метроном 120 уд) в течение 2-х минут. Обе нагрузки выполняются без перерыва. Мощность нагрузки рассчитывается по формуле:
где п=высота ступеньки;
п=количество восхождений в 1 минуту;
1.5 - коэффициент
учета преодолевающей и
где К - интегральный коэффициент = h x n * 1.5 (заранее расчитанный для первой Ni и второй № для нагрузок). К составляет 12 при расчете Ni и 18 при расчете Ыг.
Расчет показателей общей работоспособности (ОР) выполняется по формуле Карпмана:
Перерасчет показателя ОР в нормализованные единицы от ОД до 1,0 (ОРн) производится по формуле:
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение двух годичных циклов ( с мая 2005г. по май 2007г.) в г. Белебей. В эксперименте принимали участие лыжники-гонщики первого и второго спортивных разрядов, юноши 16-18 лет, студенты Белебеевского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, бывшие учащиеся детской спортивной школы города, из которых было скомплектовано две группы по 8 человек в каждой. Спортивные результаты лыжников в обеих группах в предыдущем сезоне были примерно одинаковые. По физическому развитию спортсмены так же примерно находились на одном уровне.
В начале эксперимента (Июнь 2006 г, начало подготовительного периода) провели тесты: подтягивание на перекладине и кросс 1000м (табл. 3,4).
Средние показатели в упражнениях примерно были одинаковыми. После этого были скомплектованы 2 группы и построены планы тренировок на годичный цикл.
Начиная с летне-осеннего периода, каждая группа проходила контрольные тесты в одни и те же сроки с контрольными тренировками и соревнованиями, проводимыми в предыдущем годичном цикле. Также проводились пробы PWC-170. В следующем сезоне был проведен повторный эксперимент, в котором использовались те же тесты:
5. Определение физической работоспособности
(PWC-170);
Все данные контрольных исследований
представлены в таблицах № 5-6.
Таблица 3. Результаты определения физических
качеств в экспериментальной группе.
№ п/п |
Фамилия, имя |
лет |
Подтягивание (раз) |
Бег 1000м (мин,сек) |
1. |
Мастеров |
17 |
20 |
2,58,9 |
2. |
Сошинский |
17 |
20 |
2,59,9 |
3. |
Митронов |
16 |
19 |
2,59,3 |
4. |
Евдокимов Р |
17 |
16 |
2,55,0 |
5. |
Иванов |
16 |
18 |
2,58,0 |
6. |
Архипов |
16 |
17 |
2,56,1 |
7. |
Имангулов |
17 |
15 |
2,50,5 |
8. |
Булатов |
16 |
19 |
2,58,3 |
Среднее значение (М) |
18 |
2,57,0 |
Таблица 4. Результаты определения физических
качеств в контрольной группе.
№ п/п |
Фамилия, имя |
лет |
Подтягивание (раз) |
Бег 1000м (мин,сек) |
1. |
Михайлов |
17 |
19 |
2,59,8 |
2. |
Алексеев |
18 |
14 |
2,52,4 |
3. |
Ярабаев |
18 |
19 |
2,55,0 |
4. |
Евдокимов Л. |
18 |
21 |
2,56,4 |
5. |
Салимов |
17 |
15 |
2,59,1 |
6. |
Тиханоа |
18 |
17 |
2,59,0 |
7. |
Мифтаков |
17 |
16 |
2,59,3 |
8. |
Усанов |
17 |
15 |
2,57,0 |
Среднее значение (М) |
17 |
2,57,25 |
1 группа - контрольная (готовилась по стандартной методике).
В подготовительном периоде (весенне-летнем) главное внимание уделялось силовой подготовке
В 3 мезоцикле (июнь-июль) основная задача - развитие общей выносливости общими средствами подготовки (бег, велосипед, плавание, гребля и др.) низкой интенсивности.
В 4 мезоцикле (июль-октябрь) использовались специальные средства подготовки. Постепенно к концу мезоцикла возросла доля специальной физической подготовки, уменьшились объемы, увеличилась доля интенсивных тренировок.
В зимний этап подготовительного периода основное средство тренировки - длительное передвижение на лыжах в относительно низком темпе.
В соревновательном периоде главная задача - развитие специальной работоспособности, поэтому основное средство тренировки также передвижение на лыжах различной интенсивности (использовались интервальный, повторный, темповой методы тренировки).
2 группа - экспериментальная.
Главное внимание в подготовке спортсменов этой группы уделялось развитию специальной выносливости на протяжении всего годичного цикла. При этом учитывалось, что спортсмены уже имели определенный уровень подготовленности и прошли 3-4 года обучения в ДЮСШ.
Во 2 мезоцикле (май) задача развития силы и скоростно-силовой подготовки решались с помощью упражнений, максимально имитирующих движения лыжника-гонщика.
В 3 мезоцикле примерно половину всего объема составляло передвижение на лыжероллерах и выполнение шаговой имитации в подъемы. Интенсивность в данном периоде была относительно низкая, как и контрольной группе. Однако средства тренировки более специализированы. Это не исключает использования средств общей физической подготовки (гребля, бег, велосипед, плавание, спортивные игры).
Работа в 4 мезоцикле (август-октябрь), в принципе схожа с работой в контрольной группе, только в экспериментальной группе было больше интенсивной работы на лыжероллерах. И вообще, доля работы развивающей тренировочной интенсивности больше, чем в контрольной группе.
В зимний этап подготовительного периода - так называемое «вкатывание». В данный период в экспериментальной группе уже со второй тренировочной недели начинались интенсивные тренировки в анаэробном режиме, хотя доля этих тренировок была небольшая (менее 10%) и отрезки интенсивной работы не более 500 метров.
В соревновательном периоде в данной группе стояли практически те же задачи, что и контрольной группе. Подготовка в данном периоде значительно не отличалась в обеих группах.
Примерные недельные микроциклы тренировок лыжников-гонщиков из каждого мезоцикла всего годичного цикла приведены в приложении 1-6.
Основная задача 1 мезоцикла - развитие силы, силовой выносливости, подготовка опорно-двигательного аппарата к работе с большими циклическими объемами. В экспериментальной группе на 2-ом и 4-ом тренировочных днях используются специальные силовые упражнения (работа с резиновым амортизатором, имитационные движения, прыжковые серии) для развития силы.
Основная задача 2 мезоцикла - развитие общей выносливости общими средствами подготовки. Контрольная группа основное внимание уделяет развитию общей выносливости средствами ОРУ и ОФП (гребля, велосипед, работа в тренажерном зале). Экспериментальная группа выполняет те же объемы, но с использованием специальных средств тренировки (шаговая имитация, лыжероллеры, коньки). Интенсивность работы в обеих группах невысокая (ЧСС 100-150 уд\мин).
Основная задача 3 мезоцикла — для контрольной группы развитие общей мышечной силы с помощью специальных средств (шаговая имитация,лыжероллеры), совершенствование технического мастерства в специальных упражнениях. В экспериментальной группе плюс ко всему две тренировки (1-ый 4-ый дни) проходят с повышенной интенсивностью в зоне развивающей нагрузки (пульс 170-190 уд\мин). Спортсмены экспериментальной группы участвуют в соревнованиях по легкой атлетике (6-ой и 7-ой день).
Основная задача 4 мезоцикла
- развитие специфической
В осеннем этапе подготовки (4 мезоцикл) применяется 4-дневный цикл или сочетание 4-дневного и 3-дневного циклов. Весьма важное значение придается имитации, многоскокам и просто прыжкам в процессе тренировки. Эта качественная подготовка силы мышц ног проводится на сильнопересеченной местности. Основные задачи данного мезоцикла - поддержание уровня обшей и специальной физической подготовленностиж; совершенствование технического мастерства путем специальных средств; поддержание специальной работоспособности.