Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа
Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.
Введение	3
Глава 1.   Обзор литературных источников	4
1.1.	Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена	4
1.2.	Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков	12
1.3.	Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 	17
1.4.	Физиологическое обоснование специальной выносливости	20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет	22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет	26
Глава 2.   Цель, задачи, методы и организации исследования	41
2.1.	Цель и задачи исследования	41
2.2.	Методы исследования	41
2.2.2. Определение физической работоспособности	43
2.3.	Организация исследования	45
Глава 3.   Результаты исследования и их обсуждение	53
3.1.	Результаты исследования физических качеств	53
3.2.	Результаты исследования специальной подготовленности	53
Выводы	57
Список литературы	59
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с вышепоставленной целью и задачами работы, в ходе исследования использовались следующие методы:
Анализ специальной литературы и обобщение практического опыта специалистов, позволили установить степень значения специальной выносливости у лыжников-гонщиков старших разрядов на результаты соревнований, а также на дальнейший рост мастерства. В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов в течение годичного цикла, в частности о развитии специальной выносливости, а также роста тренированности спортсмена в течение годичного цикла.
Педагогическое наблюдение систематически велось в период тренировочных занятий и соревнований, а также в ходе педагогического эксперимента над лыжниками-гонщиками 16-18 лет в лабораторных и естественных условиях в течение двух лет (2006-20079г.г.). Посредством наблюдений, учитывался объем применяемых средств и методов для развития и поддержания уровня специальной выносливости в годичном цикле, устанавливалось влияние физической нагрузки различного характера на организм лыжника-гонщика, определялся рост спортивных результатов в лыжных гонках и контрольных тестах.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Прохождение 5-километровой дистанции на лыжероллерах
(август);
Метод математической статистики.
Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Материалы эксперимента были подвергнуты статистическому анализу по методу малых выборок Фишера-Стьюдента. В процессе математической обработки результатов определялись: среднее арифметическое значение (М), показатели среднего арифметического отклонения (б), ошибка средней (т) и достоверность разности средних значений (t) по критерию Стьюдента.
2.2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Определение физической работоспособности спортсменов при выполнении стандартной работы осуществлялось по методике PWC-170 (Physical Working Capaliti), общей работоспособности по формуле В.Л. Карпмана и др. (1974).
Описание теста:
Испытуемый выполняет 2 стандартные нагрузки - восхождение на ступеньку (Ъ=40см для мужчин и Ь=30см для женщин) в темпе 20 циклов в минуту (метроном 80 уд) в течение 3-х минут, и в темпе 30 циклов в минуту (метроном 120 уд) в течение 2-х минут. Обе нагрузки выполняются без перерыва. Мощность нагрузки рассчитывается по формуле:
где п=высота ступеньки;
п=количество восхождений в 1 минуту;
1.5 - коэффициент 
учета преодолевающей и 
где К - интегральный коэффициент = h x n * 1.5 (заранее расчитанный для первой Ni и второй № для нагрузок). К составляет 12 при расчете Ni и 18 при расчете Ыг.
Расчет показателей общей работоспособности (ОР) выполняется по формуле Карпмана:
Перерасчет показателя ОР в нормализованные единицы от ОД до 1,0 (ОРн) производится по формуле:
 
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение двух годичных циклов ( с мая 2005г. по май 2007г.) в г. Белебей. В эксперименте принимали участие лыжники-гонщики первого и второго спортивных разрядов, юноши 16-18 лет, студенты Белебеевского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, бывшие учащиеся детской спортивной школы города, из которых было скомплектовано две группы по 8 человек в каждой. Спортивные результаты лыжников в обеих группах в предыдущем сезоне были примерно одинаковые. По физическому развитию спортсмены так же примерно находились на одном уровне.
В начале эксперимента (Июнь 2006 г, начало подготовительного периода) провели тесты: подтягивание на перекладине и кросс 1000м (табл. 3,4).
Средние показатели в упражнениях примерно были одинаковыми. После этого были скомплектованы 2 группы и построены планы тренировок на годичный цикл.
Начиная с летне-осеннего периода, каждая группа проходила контрольные тесты в одни и те же сроки с контрольными тренировками и соревнованиями, проводимыми в предыдущем годичном цикле. Также проводились пробы PWC-170. В следующем сезоне был проведен повторный эксперимент, в котором использовались те же тесты:
5. Определение физической работоспособности 
(PWC-170); 
Все данные контрольных исследований 
представлены в таблицах № 5-6.
 
Таблица 3. Результаты определения физических
качеств в экспериментальной группе.
| № п/п | Фамилия, имя | лет | Подтягивание (раз) | Бег 1000м (мин,сек) | 
| 1. | Мастеров | 17 | 20 | 2,58,9 | 
| 2. | Сошинский | 17 | 20 | 2,59,9 | 
| 3. | Митронов | 16 | 19 | 2,59,3 | 
| 4. | Евдокимов Р | 17 | 16 | 2,55,0 | 
| 5. | Иванов | 16 | 18 | 2,58,0 | 
| 6. | Архипов | 16 | 17 | 2,56,1 | 
| 7. | Имангулов | 17 | 15 | 2,50,5 | 
| 8. | Булатов | 16 | 19 | 2,58,3 | 
| Среднее значение (М) | 18 | 2,57,0 | ||
Таблица 4. Результаты определения физических
качеств в контрольной группе.
| 
 № п/п | Фамилия, имя | лет | Подтягивание (раз) | Бег 1000м (мин,сек) | 
| 1. | Михайлов | 17 | 19 | 2,59,8 | 
| 2. | Алексеев | 18 | 14 | 2,52,4 | 
| 3. | Ярабаев | 18 | 19 | 2,55,0 | 
| 4. | Евдокимов Л. | 18 | 21 | 2,56,4 | 
| 5. | Салимов | 17 | 15 | 2,59,1 | 
| 6. | Тиханоа | 18 | 17 | 2,59,0 | 
| 7. | Мифтаков | 17 | 16 | 2,59,3 | 
| 8. | Усанов | 17 | 15 | 2,57,0 | 
| Среднее значение (М) | 17 | 2,57,25 | ||
 
1 группа - контрольная (готовилась по стандартной методике).
В подготовительном периоде (весенне-летнем) главное внимание уделялось силовой подготовке
В 3 мезоцикле (июнь-июль) основная задача - развитие общей выносливости общими средствами подготовки (бег, велосипед, плавание, гребля и др.) низкой интенсивности.
В 4 мезоцикле (июль-октябрь) использовались специальные средства подготовки. Постепенно к концу мезоцикла возросла доля специальной физической подготовки, уменьшились объемы, увеличилась доля интенсивных тренировок.
В зимний этап подготовительного периода основное средство тренировки - длительное передвижение на лыжах в относительно низком темпе.
В соревновательном периоде главная задача - развитие специальной работоспособности, поэтому основное средство тренировки также передвижение на лыжах различной интенсивности (использовались интервальный, повторный, темповой методы тренировки).
2 группа - экспериментальная.
Главное внимание в подготовке спортсменов этой группы уделялось развитию специальной выносливости на протяжении всего годичного цикла. При этом учитывалось, что спортсмены уже имели определенный уровень подготовленности и прошли 3-4 года обучения в ДЮСШ.
Во 2 мезоцикле (май) задача развития силы и скоростно-силовой подготовки решались с помощью упражнений, максимально имитирующих движения лыжника-гонщика.
В 3 мезоцикле примерно половину всего объема составляло передвижение на лыжероллерах и выполнение шаговой имитации в подъемы. Интенсивность в данном периоде была относительно низкая, как и контрольной группе. Однако средства тренировки более специализированы. Это не исключает использования средств общей физической подготовки (гребля, бег, велосипед, плавание, спортивные игры).
Работа в 4 мезоцикле (август-октябрь), в принципе схожа с работой в контрольной группе, только в экспериментальной группе было больше интенсивной работы на лыжероллерах. И вообще, доля работы развивающей тренировочной интенсивности больше, чем в контрольной группе.
В зимний этап подготовительного периода - так называемое «вкатывание». В данный период в экспериментальной группе уже со второй тренировочной недели начинались интенсивные тренировки в анаэробном режиме, хотя доля этих тренировок была небольшая (менее 10%) и отрезки интенсивной работы не более 500 метров.
В соревновательном периоде в данной группе стояли практически те же задачи, что и контрольной группе. Подготовка в данном периоде значительно не отличалась в обеих группах.
Примерные недельные микроциклы тренировок лыжников-гонщиков из каждого мезоцикла всего годичного цикла приведены в приложении 1-6.
Основная задача 1 мезоцикла - развитие силы, силовой выносливости, подготовка опорно-двигательного аппарата к работе с большими циклическими объемами. В экспериментальной группе на 2-ом и 4-ом тренировочных днях используются специальные силовые упражнения (работа с резиновым амортизатором, имитационные движения, прыжковые серии) для развития силы.
Основная задача 2 мезоцикла - развитие общей выносливости общими средствами подготовки. Контрольная группа основное внимание уделяет развитию общей выносливости средствами ОРУ и ОФП (гребля, велосипед, работа в тренажерном зале). Экспериментальная группа выполняет те же объемы, но с использованием специальных средств тренировки (шаговая имитация, лыжероллеры, коньки). Интенсивность работы в обеих группах невысокая (ЧСС 100-150 уд\мин).
Основная задача 3 мезоцикла — для контрольной группы развитие общей мышечной силы с помощью специальных средств (шаговая имитация,лыжероллеры), совершенствование технического мастерства в специальных упражнениях. В экспериментальной группе плюс ко всему две тренировки (1-ый 4-ый дни) проходят с повышенной интенсивностью в зоне развивающей нагрузки (пульс 170-190 уд\мин). Спортсмены экспериментальной группы участвуют в соревнованиях по легкой атлетике (6-ой и 7-ой день).
Основная задача 4 мезоцикла 
- развитие специфической 
В осеннем этапе подготовки (4 мезоцикл) применяется 4-дневный цикл или сочетание 4-дневного и 3-дневного циклов. Весьма важное значение придается имитации, многоскокам и просто прыжкам в процессе тренировки. Эта качественная подготовка силы мышц ног проводится на сильнопересеченной местности. Основные задачи данного мезоцикла - поддержание уровня обшей и специальной физической подготовленностиж; совершенствование технического мастерства путем специальных средств; поддержание специальной работоспособности.