Лыжные гонки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

физра - подготовка спортсменов.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

Многие специалисты (Шапошникова В.И., Аграновский М.А., Набат-никова М.Я. и др.) считают, что в процессе многолетней подготовки лыжников-гонщиков, первые годы должны быть посвящены воспитанию общей выносливости, и что на этой основе в последующие годы осуществляется воспитание специальности выносливости. А.Лидьярд (1969) так же подчеркивает, что в юношеском возрасте необходимо заложить базу общей выносливости, чтобы в последствии достигнуть высоких спортивных результатов. Последними исследованиями обнаружено, что комплексный метод, включающий повторные, переменные и равномерные методы, наиболее эффективен при развитии общей выносливости в юношеском возрасте. Также подтверждена эффективность круговой тренировки, для развития общей выносливости у подростков. В.А.Мироновым изучались в сравнительном плане два метода тренировки в параллельных группах лыжников 13-14 лет: переменный и комплексный. У подростков второй группы после года занятий результаты в контрольных тестах на выносливость значительно выше.

Итак, опыт показал, что  на пути развития выносливости молодые  лыжники-гонщики должны переходить от одного этапа развития выносливости к другому в определенной последовательности:

  1. Развитие общей выносливости средствами общей физической под 
    готовки (игры, эстафеты, развивающие виды спорта);
  2. Развитие общей выносливости длительными упражнениями;
  3. Совершенствование  мышечной  выносливости  (силовая  выносли 
    вость);
  4. Постепенное   повышение   скорости   передвижения   по   дистанции 
    (скоростно-силовая выносливость);
  5. Усложнение рельефа, совершенствование выносливости на фоне 
    утомления (специальная выносливость).

В 11-13 лет специалисты рекомендуют развитие общей выносливости осуществлять средствами общей физической подготовки. В зимнем периоде постепенно увеличивать отрезки, проходимые на лыжах, но общий объем очень небольшой. Следует практиковать различные игры на лыжах.

В 14-16 лет постепенно увеличивать километраж, тренировки проводить ежедневно и более специализированно. Однако в этом возрасте в связи с половым созреванием, прирост выносливости происходит не очень бурно. В это время, как уже отмечалось, мышечная масса подростка почти удваивается, и в 15-16 лет большое внимание нужно уделять развитию силы и выносливости, преимущественно методом круговой тренировки.

В 17-19 лет значительно  увеличивается и километраж. При  этом увеличивается километраж в одном тренировочном занятии. В этом возрасте большое внимание необходимо уделять как воспитанию общей, так и специальной, и силовой выносливости. Однако специалисты отмечают, что в этом возрасте у юных лыжников наблюдается значительное утомление, поэтому следует строго регламентировать отдых между занятиями.

По данным О.Р.Немирович-Данченко, период отдыха у лыжников 17-18 лет при тренировках с большими нагрузками должен быть не менее 48-72 часов. Следовательно, в 17-18 лет большие тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование выносливости, должны чередоваться с достаточными интервалами отдыха.

Совершенствование специальной выносливости — сложный  и продолжительный педагогический процесс, который осуществляется с учетом основных закономерностей построения спортивной тренировки.

В настоящее время  учебно-тренировочный процесс строится на основе данных и анализа предыдущей подготовки спортсмена. Составляется перспективный план и, исходя из плана, строится весь годичный цикл спортивной тренировки.

Основной задачей планирования тренировочного процесса является нахождение рационального сочетания тренировочных  нагрузок. В последние годы особенно четко определилась тесная взаимосвязь  общей и специальной подготовки, что находит свое отражение в системе воспитания специальной выносливости. Так, важнейшей стороной общей физической подготовки лыжника-гонщика является развитие общей выносливости. Исследованиями многих специалистов (Н.Г.Озолин 1970, И.В.Зимкин 1951, Н.Н.Яковлев 1969, С.В.Янанис 1957 и др.) показана необходимость наличия высокого уровня развития общей выносливости как основы для проведения специальной подготовки к выступлению на любой дистанции в лыжных гонках. При этом подчеркивается, что улучшение общей выносливости должно предшествовать совершенствованию специальной выносливости (Н.Г.Озолин 1970, Н.Н.Яковлев 1957, В.М.Зациорский 1966 и др.). Подобная взаимосвязь общих и специальных требований прослеживается на протяжении всех этапов подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и в круглогодичной тренировке.

 

В настоящее время  в нашей стране принято разделение годичного цикла подготовки на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

И так, рассмотрим отдельные  вопросы методики воспитания специальной выносливости, которые, по мнению В.В.Звездина, В.В.Коноплева и В.В.Кузовенкова, являются наиболее актуальными. Они излагаются в соответствии с указанной периодизацией.

I.   Подготовительный период.

Подготовительный период тренировки, играющий важную роль в  повышении спортивного мастерства, во многих видах спорта подразделяется на два этапа: первый - обще подготовительный и второй - специально подготовительный. Основная функция и того, и другого - обеспечение полноценной готовности к основным соревнованиям сезона (Л.П.Матвеев 1969).

Первый этап подготовительного  периода.

Задача этого этапа  тренировки - всестороннее развитие спортсмена с учетом его спортивной специализации. Как отмечал А.Н.Макаров (1968), « в это время в большем объеме применяются разнообразные физические упражнения, повышающие уровень развития основных качеств - силы, быстроты и общей выносливости ». Ссылаясь на опыт ведущих спортсменов и специальные исследования, А.Н.Макаров рекомендовал отводить общей физической подготовке до 60-75% тренировочного времени подготовительного периода.

Известно, что для успешного  воспитания общей выносливости необходимы достаточно продолжительные нагрузки, оказывающие глубокое и спокойное воздействие на организм. Таким образом, первой особенностью тренировочного процесса на этом этапе является проведение объемной тренировки.

Следующей особенностью первого этапа подготовительного  периода является применение в тренировке средств и методов, направленных на повышение уровня скоростно-силовых качеств. В.Куц (1962) отмечал: « Развитие скоростных качеств я начал с первых тренировок подготовительного периода, так как знал, что скорость приобретается медленнее, чем выносливость».

Другой важной особенностью подготовки спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих высокого уровня развития специальной выносливости, на начальном этапе подготовительного периода является повышение уровня силовых возможностей, в частности силовой выносливости. Это объясняется тем обстоятельством, что возросшие скорости передвижения лыжников-гонщиков в соревнованиях требуют достаточно развитых силовых возможностей.

Специфичность используемых средств и режимов работы по силовой подготовке для спортсменов должна, прежде всего, выражаться в воздействии на те мышечные группы, которые являются в лыжных гонках основными (А.М.Морозова 1967).

Физическая  подготовка лыжников гонщиков, успехи которых зависят от уровня развития специальной выносливости, должна быть в значительной части направлена на повышение уровня развития силовой выносливости {Е.Б.Самонов 1969). В работе по совершенствованию силовой выносливости одно из основных мест должны занимать силовые упражнения избранного вида спорта, их соответствие избранной деятельности при сохранении внешней структуры основного упражнения.

С точки зрения сочетания нагрузки силового характера с непрерывной работой следует рассматривать и использование такой организационно-методической формы занятий, как круговая тренировка. Преимущество ее, как отмечает М.П.Матвеев (1966), состоит в том, что, используя ее структуру, «...можно приближать эффект обще подготовительных упражнений к специфическим требованиям избранного вида спорта».

Исследования, проведенные  зарубежными специалистами (Швеции, Норвегии, Голландии, ФРГ), позволили установить, что без достаточного уровня развития общей выносливости нельзя добиться соответствующего эффекта в совершенствовании нервно-мышечного аппарата.

Одним из способов эффективного воспитания общей выносливости спортсмена - выполнение многих обще подготовительных упражнений в определенном скоростном режиме. В настоящее время режим намечаемой нагрузки чаще всего устанавливается по пульсу. Стремление к повышению степени воздействий при использовании различных средств общей физической подготовки характерно для современной тренировки спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта.

« Общая тенденция  динамики нагрузок на первом этапе  подготовительного периода характеризуется постоянным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема » (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев 1967).

Таким образом, как следует из приведенных материалов, на первом этапе подготовительного периода главная задача - воспитание общей и силовой выносливости как важнейших предпосылок к последующей специфической тренировки.

Современная методика развития общей и специальной выносливости предусматривает комплексное применение методов тренировки.

В последнее время  наблюдается все большее тяготение  к способам непрерывной работы, позволяющим решить основную задачу данного этапа -освоение больших объемов нагрузки при достаточно качественном уровне.

Таким образом, в результате проведенной работы на первом этапе подготовительного периода лыжники-гонщики должны быть подготовлены к интенсивной специальной тренировке на последующих этапах. Это выражается в достижении высокого уровня развития общей и силовой выносливости, в поддержании на определенном уровне скоростных возможностей.

Второй этап подготовительного  периода.

Задача второго  этапа подготовительного периода  заключается в развитии физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, 1967). Отсюда для лыжников-гонщиков ведущим является действенное повышение уровней развития специальной выносливости и скоростных возможностей спортсмена.

 

В этот период на основе достигнутого объема нагрузки продолжается работа над повышением скоростно-силовых  качеств и общей выносливости. Соотношение объемов нагрузки на втором этапе должно предусматривать  преимущественное применение профильных средств и методов специальной направленности.

А.И.Комаров, А.Н.Макаров (1963) писали, что в этот период 50% из общего объема нагрузки должно быть направленно  на развитие специальной выносливости. Таким образом, основное направление  тренировки на втором этапе подготовительного периода - значительное увеличение степени педагогических воздействий на повышение уровня специальной выносливости.

В тоже время на этом этапе  сохраняются средства и методы, обеспечивающие поддержание общей выносливости как основы для освоения интенсивной специальной нагрузки. На этом этапе еще в большей мере повышается значение силовых упражнений выполняемых при динамической работе.

Экспериментальные исследования, проведенные Н.Н.Трушкиной (1968), показали, что для повышения уровня развития силовой выносливости у лыжников-гонщиков на предсоревновательном этапе тренировки объем силовых упражнений должен составлять около 35-40% общего объема нагрузки. Автор считает эффективными такие упражнения, как ходьба ступающим шагом на пологие подъемы с отягощениями (рюкзак, слаломные лыжи) и др.

На втором этапе подготовительного  периода система тренировочных нагрузок должна обеспечивать совершенствование тех специфических свойств, которые наиболее характерны на конкретной дистанции. Это достигается, по мнению специалистов (М.Я.Набатниковой 1972 и др.), путем широкого применения режимов работы, различных по соотношению основных компонентов, но сходных по конечному результату своего действия на организм спортсмена. Необходимость повышения величины специальной работы требует по'иска способов, которые бы позволяли выполнять запланированные нагрузки на высоком качественном уровне. Это во многом зависит от правильного выбора длительности пауз отдыха при многократном повторении упражнения, принимая во внимание состояние спортсмена (пульс).

Специалистами было доказано, что сохранение работоспособности  на качественном уровне на протяжении всей серии тех или иных скоростных упражнений достигается при условии, если перед каждым последующим повторением величина пульса у спортсмена остается стабильной. Использование такой формы тренировочной работы может являться одним из способов повышения объема специальных нагрузок.

В настоящее время- характерной  особенностью подготовки спортсменов является повышение удельного веса соревновательной нагрузки не только в соревновательном, но и подготовительном периоде. На подготовительный период, по мнению Л.П.Матвеева, расширять участие в соревнованиях необходимо в границах полезного, и целесообразно планировать лишь состязания, по существу, подготовительного характера (учебно-тренировочные, контрольные, подводящие и т.п.), причем связывать их не только и даже не столько с основными соревновательными упражнениями, сколько с дополнительными (например, выступление на дистанциях более длинных и менее длинных, чем основная дистанция).

Информация о работе Лыжные гонки