Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа
Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.
Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные
особенности развития
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания
специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков!
6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.2.2. Определение
физической работоспособности 4
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
Выводы 57
Список литературы 59
Приложения 61
Введение
Совершенствование системы воспитания специальной выносливости имеет важнейшее значение для повышения уровня мастерства спортсменов в лыжных гонках. Повышение выносливости - одно из важнейших условий улучшения работоспособности лыжника-гонщика и результативности выступления на соревнованиях. К настоящему времени в теории и практике спорта накоплен определенный опыт в этой области, однако, многие вопросы, связанные с методикой воспитания общей и специальной выносливости еще не решены.
Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены недостаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением тренировочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удельном весе развития специальной выносливости на различных этапах подготовки.
Учитывая все вышеизложенное, в работе после изучения литературных источников будут определены цель и задачи работы. Далее в работе будет дано подробное описание проведенного экспериментального исследования с целью определения оптимального объема тренировочного процесса, В соотношении с этим будет определен новый подход в планировании тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков 16-18 лет в условиях средних специальных учебных заведений.
Глава 1. Обзор литературных источников
1.1. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА
Современные спортивные
достижения во всех видах спорта и
особенно в циклических, которые
характеризуются субмаксимально
Совершенствование специальной
выносливости - сложный и продолжительный педагогический процесс,
который осуществляется с учетом основных закономерностей
(М.Я. Набатникова, 1972).
Спортивная тренировка - это единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей, занимающихся при соблюдении гигиенического режима (Г.А.Смирнов, 1979). Спортивная тренировка. Включает в себя ряд органически связанных между собой разделов:
Таблица 1. Методическая структура современной спортивной подготовки
Ряд авторов (И.Г.Огольцов, 1971; Г.А.Смирнов, 1979) высказываются о том, что спортивная тренировка — это управляемый по педагогическим и биологическим законам процесс сбалансированного совершенствования основных сторон подготовки, направленный на достижение наиболее высоких спортивных показателей.
Известно, что каждый вид спорта требует определенного уровня развития физических и психических качеств, тактико-технического мастерства. Так, большинство специалистов (М.А. Аграновский, 1975; А.Б. Гандельсман, 1967;М.Я.Набатникова, 1970; И.Г.Огольцов,1970 и др.) считают, что в лыжных гонках физическая подготовка занимает доминирующее значение. Это не умаляет значение технико-тактической и психологической подготовки, однако, физическая подготовка, по мнению специалистов, является той основой, фундаментом, без которого невозможна подготовка лыжника-гонщика.
Так, для лыжных гонок ведущим физическим качеством является выносливость и все ее компоненты; силовая, скоростная, скоростно-силовая (И.Г.Огольцов, Г.А.Смирнов, 1979). Следует отметить, что до настоящего времени единство взглядов в вопросе содержания понятия выносливость не
достигнуто.
Одна группа специалистов (Н.В.Зимкин,
1966; Р.Е.Мотылянская, 1969; Я.А.Эголинский, 1966 и др.) различает
такие виды выносливости, как общая, скоростная и силовая,
причем некоторые из них, в частности
Я.А.Эголинский, дополнительно выделяют
еще выносливость к статическим усилиям,
разностороннюю и специальную, Другая
группа специалистов (Н.Г.Озолин,1959; В.М.Дьячков,1964;
В.П.Филин,1969; Л.П.Матвеев, 1966; В.М.Зациорский
и др.) считает, что выносливость проявляется
и как общая и как специальная. Особую
позицию занимает Ф.С.Фарфель - по его мнению, выносливость всегда конкретна,
а потому можно обходиться одним этим
словом без каких-либо уточняющих дополнений.
В своих определениях специалисты стремятся
более четко выразить специфическую направленность
различных видов проявления выносливости.
И это не вызывало бы возражений, если
бы не было различий в содержании одного
и того же понятия. В наибольшей мере это
относится к определениям, отражающим
конкретную специфику деятельности. В
трактовке же понятия общая выносливость
отмечается значительное сходство
взглядов. Многие специалисты определяют
общую выносливость как способность человека
выполнять непрерывную динамическую работу
определенной мощности (чаще всего большой
или умеренной) в течение длительного
времени, как работу, для которой характерно
функционирование всего мышечного аппарата
(Н.Г.Озолин, 1949,1959; Н.В.Зимкин, 1956; С.П.Летунов,
1961; Л.П.Матвеев, 1959, 1964; Н.Н.Яковлев,
А.В.Коробков, С.В.Янанис,1960; В.П.Филин, 1964;
В.М.Зациорский,1965, и др.). Ряд авторов (Н.Г.Озолин,1959;Л.П.Матвеев,
Таким образом, в отношении определения общей выносливости в большинстве случаев имеет место тождественность взглядов, в отношении же термина специальная выносливость такого единства точек зрения не отмечается. Н.Г.Озолин (1970) специальную выносливость характеризует как «способность не только бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени». Л.П.Матвеев (1964) - как «выносливость специфичная для деятельности, в которой происходит спортивная специализация». В.М.Дьячков (1964) считает, что это «способность спортсмена противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определенной спортивной деятельности». В.М.Зациорский (1966) определяет специальную выносливость как «...выносливость по отношению к определенной деятельности». Формулировка Б.И.Бергман (1961) звучит: «...сочетание скоростной и силовой выносливости - комплексное качество, определяющее успехи гонщика в передвижении на лыжах». А.Н.Макаров (1966) - «способность пробегать всю дистанцию в максимально высоком среднем темпе, не зависимо от того, будет ли он равномерным или мешающимся». Другие специалисты определяют специальную выносливость как способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени (Н.Н.Яковлев, А.В.Коробков, С.В.Янанис, 1960).
Следует отметить, что расхождение во взглядах на содержание рассматриваемых терминов наблюдается не только среди представителей дисциплин и видов спорта, но и среди специалистов одного и того же вида спорта. Например, при опросе тренеров по конькобежному спорту по поводу определения специальной выносливости 45% из них высказали несогласие с наиболее распространенными формулировками и привели свои собственные: «дистанционная выносливость данного вида», «способность спортсмена поддержать скорость (близкую к соревновательной) максимально длительное время», «способность поддерживать заданную скорость, не увеличивая темпа движений, со своевременным восстановлением пульса».
В работе «О значении центральных двигательных и вегетативных функций для развития выносливости у спортсменов»(1966) Н.В.Зимкин отмечал разнохарактерность физиологических механизмов развития выносливости, в частности при длительной работе, скоростной работе, статических усилиях, многократной и повторной работе и так далее. Но основное в его рассуждениях заключается в следующем: «...для всех видов спорта характерным является то, что выносливость при этом связана не с удлинением времени работы до отказа, а с поддержанием соответствующей высокой работоспособности на протяжении всего времени выполнения упражнения». Речь идет здесь о таком выражении выносливости для которого характерны свои отличительные особые признаки. Главный из них - результативность проявления выносливости в условиях ограниченного времени, соответствующего той или иной спортивной специализации. Такой вид выносливости, по мнению М.Я.Набатниковой (1972), может быть назван специальной выносливостью.
Как показал анализ собранных
материалов, взгляды специалистов на
содержание понятия специальной
выносливости разноречивы. Наибольшее
распространение получили две точки
зрения. Согласно одной из них под
специальной выносливостью
Стремление отразить
в определении специальной
Учитывая все сказанное, можно дать следующее определение специальной выносливости: специальная выносливость - способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специалистов; в лыжных гонках - возможностью спортсмена выполнить задание на более качественном уровне (по скорости, интенсивности, мощности и т.д.). (Е.А.Земсков)
Как уже отмечалось, вопросы терминологии имеют прямое отношение к методике воспитания специальной выносливости. Так, если стать на точку зрения В.М.Зациорского, Л.П.Матвеева, Я.А.Эголинского и др., то основное внимание при воспитании специальной выносливости должно быть обращено на развитие у спортсмена способности сохранять заданный уровень работы более длительное время. Если же придерживаться позиции И.Г.Озолина, Н.Б.Гандельсмана, К.А.Инясевского и др., то система используемых в тренировке средств и методов должна быть направлена, прежде всего, на воспитание у спортсмена умения обеспечить результативность работы. В первом случае акцент делается на увеличение длительности стандартной работы, во втором - переносится на качество ее выполнения. Качественная сторона имеет весьма существенное значение, особенно для лыжников-гонщиков высокой квалификации в связи со стоящими перед ними задачами.
Понятие специальной выносливости нередко подменяется термином «скоростная выносливость». Анализ показывает, что скоростная выносливость трактуется в большинстве случаев как способность спортсмена сохранять на протяжении всей дистанции высокий темп (Н.В.Зимкин) или соревновательную скорость (Б.Н.Никитский, СМ.Вайцеховский), или околопредельную скорость движений (Р.Е.Мотылянская).
Характерной особенностью выдающихся спортивных достижений во многих случаях являются значительные изменения, как в скорости, так и в усилиях, и в темпе, причем не обязательно из-за тактических соображений. Передовая практика спорта - тех видов, которые относятся по характеру работы к зонам субмаксимальной и большой мощности, не подтверждает наличия у спортсменов «скоростной выносливости», если под этим понимать простое увеличение времени удержания заданного уровня работы (по темпу, скорости и др.).
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой многокомпонентное понятие, ибо уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов. К числу основных в педагогическом плане относятся: