Лыжные гонки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

физра - подготовка спортсменов.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

Система скоростных упражнений, предусматривающая на специальном этапе подготовительного периода использование средних и длинных отрезков, является профильным фактором педагогических воздействий на развитие специальной выносливости в зоне работ субмаксимальной мощности (Р.С.Персон, 1966). Большинство специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом, в своих рекомендациях относительно скорости выполнения тренировочных упражнений, направленных на воспитание специальной выносливости, исходят из определения соответствующего процента:

  • от максимальной скорости спортсмена;
  • от лучшего результата на различных дистанциях (личный рекорд):
  • от планируемой среднесоревновательной скорости;
  • от эмоционального уровня.

Проявление специальной  выносливости тесно связано с  техническим мастерством, тактической  подготовленностью, степенью развития волевых качеств спортсмена. На большое значение технического мастерства лыжников-гонщиков в эффективности повышения уровня развития специальной выносливости в лыжных гонках указывали А.Б.Гандельсман (1967), В, В.Михайлов (1968), А.В.Коробков (1968). Не владея совершенной техникой в избранном виде спорта, трудно показать хорошие результаты, несмотря на высокие функциональные возможности (В.В.Михайлов, 1968).

Высокоразвитое тактическое  мышление спортсмена, по образному  выражению Н.А.Бернштейна, позволяет лучше «заглядывать вперед». Такое опережение собственных действий строится на основе комплекса ощущений, специфичных для конкретного вида спорта, например, на основе «чувства снега» в лыжных гонках, «чувства льда» в конькобежном спорте и т. д. (А.Н.Крестовников, 1951).

Исследования  по рациональному распределению сил в соревнованиях у лыжников (В.Ф.Кофман, 1969) свидетельствует о том, что дистанцию 15км лучше проходить с относительно равномерным распределением сил (колебание средней скорости не выше 3-5%) или по варианту - сильное начало (на 8-9% выше средней скорости) и относительно слабый финиш (на 5-6% ниже средней скорости).

В упражнениях, требующих  выносливости, соответствующая психологическая установка может намного повысить результат (А.Ц.Пуни,1959,1960; П.А.Рудник,1960 и др.) и даже затормозить появление неблагоприятных физиологических сдвигов в организме (А.С.Егоров, 1960,1962).

 

1.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливость в широком  понимании этого термина характеризует  повышенную устойчивость организма к действию различных экзо- и эндогенных факторов. Так, при наличии неблагоприятных экзогенных факторов, связанных с воздействием внешней среды (мороза, ветра, различного состояния снега и т. д.), отмечают выносливость к гипоксии, охлаждению и перегреванию тела, облучению солнечной и другими видами радиации, укачиванию, действию токсических веществ, инфекций и т.д.

Выносливость в мышечной работе, в частности в лыжных гонках, характеризует степень работоспособности и сопротивляемости организма развитию утомления (В.С.Фарфель, 1963).

В лыжном спорте нет возможности  использовать для дозирования нагрузки скорость передвижения. Это объясняется тем, что лыжник-гонщик преодолевает различный рельеф. Скорость хода при этом колеблется от 2-3 м\с на крутых подъемах, до 12-14 м\с на спусках. Установлено, что увеличение крутизны подъема на 1° сопровождается снижением скорости на 3%. Для лыжных гонок характерна обратно пропорциональная зависимость между скоростью и мощностью работы на подъемах и спусках. Кроме того, скорость зависит от условий скольжения, которые, в свою очередь, подвластны действию метеорологических факторов. При ухудшении скольжения скорость передвижения снижается, а потребление кислорода на каждый метр пути возрастает.

Принимая  во внимание специфику лыжных гонок, многие специалисты по лыжному спорту рекомендуют в качестве критерия интенсивности использовать более объективные показатели.

Наряду с дыханием и потреблением кислорода одним  из важнейших физиологических показателей  физической нагрузки является частота сердечного ритма. Изучение степени функциональной активности тканей, органов и систем организма при выполнении физических упражнений различной интенсивности и продолжительности показало:

  1. В лыжных гонках дозировать нагрузку следует по частоте сердечных сокращений, которая является одним из важнейших и широко 
    доступных физиологических показателей физической нагрузки.
  2. Принимая во внимание различное энергообеспечение при работе 
    лыжников-гонщиков на различных пульсовых режимах, необходимо 
    проводить целенаправленные тренировки на развитие как дыхательных, так и анаэробных возможностей.
  3. В  подготовительном  периоде тренировки целесообразно  широко 
    применять работу с интенсивностью по пульсу 140 и особенно 160 
    уд\мин.
  4. В соревновательном периоде тренировки основное внимание должно быть уделено работе с интенсивностью как 180 уд\мин, так и 
    максимально возможной частотой пульса.
  5. На напряжение органов и систем, обеспечивающих доступ и утилизацию кислорода, влияет только интенсивность выполнения физического упражнения.
  6. Интенсивность анаэробного обмена зависит не только от мощности, 
    но и от продолжительности выполнения нагрузки (Т.И.Раменская, 
    Н.А.Корягин, 1970).

При длительных циклических  упражнениях, какими являются лыжные гонки, важная роль принадлежит показателю деятельности кардиореспира-торного  аппарата, особенно интегрального типа, таким как минутный объем крови, анаэробные возможности, максимальное потребление кислорода и некоторые другие.

Многие специалисты (Н.В.Зимкин, 1977, М.Я. Набатникова, 1977 и  др.) считают, что чем выше МПК у спортсмена, тем более высокую скорость он может поддерживать на дистанции, тем, следовательно, выше его спортивный результат в упражнениях требующих проявления выносливости.

 

1.5. ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-18 ЛЕТ

Учет анатомо-физиологических  особенностей подростков и юношей позволяет правильно планировать процесс тренировки. Известно, что высшие спортивные результаты лыжники-гонщики показывают через 6-8 лет направленных тренировок (при начале регулярных тренировок с 17-19 лет) и специальных тренировок с большими физическими нагрузками в 19-22 года (В.И.Шапошникова, 1968). У мужчин (талантливых спортсменов) наиболее бурный рост спортивных результатов при направленной тренировке наблюдается через каждые два года, т.е. в 13,16,19,22 года и т.д. Встречаются случаи, когда подъем результата начинается с 15 лет. Можно сказать, что возрастное развитие идет как процесс накопления определенных количественных изменений в организме, а в определенных возрастах это накопление скачкообразно переходит в новое качественное состояние.

Выносливость лыжников-гонщиков в разные возрастные периоды повышается неравномерно. Так, А.З.Колчинская (1973) установила, что в упражнениях аэробной мощности наибольший прирост наблюдается у юношей с 15-16 до 17-18 лет. Юные спортсмены характеризуются не только большей выносливостью, но и более значительным ее возрастным приростом.

Возрастные особенности  адаптации к мышечной деятельности проявляются при нагрузках повышающейся мощности. Я.М.Коц (1986) отметил, что взрослые спортсмены могут выполнять на велоэргометре нагрузку, равную 1700 кгм\мин, при ЧСС 175 уд\мин. У юношей меньшая работа (1500 кгм\мин) сопровождается большим ростом ЧСС (180 уд\мин). Возраст 15-20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста многие специалисты отмечают постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. По данным Т.Хеттингера с 15 до 16 лет резко возрастают показатели мышечной силы. В возрасте 17-18 лет заканчивается формирование скелета. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годам заканчивается формирование стопы.

По данным В.М.Зациорского  к 18-21 годам в основном заканчивается  функциональное развитие отделов центральной  нервной системы и вегетативных систем.

В возрасте 11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Л.А.Алфутова, наблюдая за эволюцией сердца, установила, что в 13-15 лет отмечается превалирование размеров правого желудочка, затем к 16-18 годам происходит выравнивание размеров желудочков при последующем медленном увеличении левого желудочка. Сроки формирования «взрослого сердца» у мальчиков и девочек несколько различны. У мальчиков начинается появление переходных черт формирования «взрослого сердца» с 15-16 лет и заканчивается к 17-18 годам, а у девочек - с 16-17 лет и заканчивается к 18 годам. Также отмечается, что сердце подростков в возрасте 11-18 лет нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15-20 лет у 10-15% юношей отмечается относительное «малое сердце», что приводит к увеличению периода восстановительных процессов в минуту.

Частота сердечных сокращений с возрастом понижается (в возрасте 15 лет составляет 70-80 уд/мин). В связи с понижением тонуса блуждающего нерва реактивность пульса в 14-15 лет несколько повышена.

С перестройкой соотношений между нервно-мышечным аппаратом сердца и нервной системой у юношей 15 лет иногда появляются нарушения ритма сердечных сокращений. Кроме того, под влиянием гормонов половых желез нередко повышается давление.

Спортивная  тренировка оказывает существенное влияние на ЧСС. У юных спортсменов, особенно тренирующихся в упражнениях на выносливость в условиях относительного покоя, как и у взрослых, проявляется бра-дикардия. Существенные возрастные различия ЧСС наблюдаются при мышечной деятельности. При одинаковой аэробной нагрузке ЧСС с возрастом уменьшается. Организму подростков повышение величины нагрузки (увеличение мощности, продолжительности и числа повторения упражнений, уменьшение интервалов отдыха) стоит дороже, чем взрослому организму.

Восстановление ЧСС после физической нагрузки у лиц разного возраста также зависит от величины нагрузки, и зависит от продолжительности и интенсивности упражнений (Н.В.Зимкин, 1966).

Я.М.Коц (1986) отметил, что увеличение работоспособности  и улучшение с возрастом адаптации к упражнениям на выносливость в значительной степени связано с ростом аэробной производительности и в частности МПК. У тренированных юношей 15-16 лет при стандартной нагрузке наблюдается увеличение минутного объема крови в большей мере за счет увеличения ударного объема, чем за счет частоты сердцебиения.

По данным Т.Хеттингера, сердечно-сосудистая система у мужчин способна переносить максимальные нагрузки только после 20 лет. К 16 годам состояние двигательной функции и координационные возможности организма достигают уровня развития взрослых спортсменов. С возрастом постепенно увеличиваются размеры и улучшаются функциональные возможности дыхательного аппарата. Увеличивается жизненная емкость легких, уменьшается частота дыхательных движений. Объем одного дыхания увеличивается со 130-220 мл в 6-8 лет до 300-450 мл в 16 лет.

В юношеском возрасте обнаруживается при выполнении соревновательных нагрузок большая, чем у взрослых, возбудимость и реактивность нервной системы.

Окончательное суждение о перспективах того или иного спортсмена надо составлять в 16 лет, когда у действительно талантливого спортсмена происходит бурный прирост результатов и они значительно отличаются от стандартных. К 16 годам некоторые функции достигают уровня взрослых людей, и это, очевидно, сказывается на резком повышении результатов в данном возрасте.

В 17-18 лет процесс полового созревания завершается. В это время происходит интенсивное увеличение скелетной мускулатуры, рост тела в

 

25

ширину и незначительный прирост тела в длину. Сердце уже к 18 годам приближается по своим размерам к сердцу взрослого человека.

Исследования ряда ученых (М.Д.Большакова, В.Кецл и Х.Рейнделл, Х.Роскамм, В.Пузик и др.) показали, что до 20 лет сердце увеличивается  непосредственно из-за возрастного развития, а далее - благодаря тренировке.

Высокие нагрузки при  работе на выносливость, требующие  большого напряжения работы сердца и  кровообращения, возможны после долгих лет тренировочной подготовки, а  каждая ускоренная тренировка, несоразмерная  дозировка ослабляют сердце и кровообращение, тормозят развитие работоспособности.

К 19 годам функциональное состояние высшею отдела нервной  системы достигает такого же развития, как у взрослых людей.

Итак, рассмотрев возрастные особенности подростков и юношей можно сделать вывод, что тренер, рассчитывающий подготовить юного лыжника так, чтобы он показывал высокие результаты и в зрелом возрасте, должен учитывать его возрастные особенности и находить оптимальные нагрузки для каждого периода его развития, постепенно изменяя их в процессе многолетней тренировки.

 

1.6. МЕТОДИКА  ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 16-18 ЛЕТ

Правильное  решение проблемы воспитания выносливости в возрастном аспекте, непосредственно связано с рациональным подбором средств и методов тренировки.

Специалисты выделяют три  основных направления в системе  воспитания выносливости у юношей и юниоров:

  1. — раннее использование средств и методов преимущественного разви 
    тия общей выносливости, с последующим переходом на средства раз 
    вития специальной выносливости;
  2. — применение возрастных объемов повторных, относительно непро 
    должительных нагрузок, повышающихся интенсивности;
  3. - комплексное, поэтапное развитие качеств, путем применения сначала 
    скоростных и кратковременных скоростно-силовых упражнений, а за 
    тем упражнений повышающих общую, а позже специальную выносли 
    вость.

Информация о работе Лыжные гонки