Лыжные гонки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

физра - подготовка спортсменов.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

По мнению многих специалистов, к числу основных педагогических факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков, относятся объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. Так, Н.Г.Озолин (1949,1957,1970), А.Н.Макаров (1954,1966), Л.П.Матвеев (1960,1961), В.М.Дьячков (1961,1964), В.М.Зациорский (1966) и др. отмечали тесную взаимосвязь между величиной тренировочной работы, ее интенсивностью и уровнем развития специальной выносливости спортсмена.

Обобщение многолетних  данных по тренировке лучших лыжников-гонщиков показывает, что одним из наиболее характерных признаков их подготовки является тенденция к постоянному повышению величины нагрузок и объема скоростных упражнений. В работах В.И.Шапошниковой (1955), С.В.Коледина (1958,1962), В.Ф.Китаева (1960,1963), С.В.Бойченко, К.К.Молинского (1960), И.Г.Огольцова (196"0) и др. указывалось на необходимость чередования различных по напряженности тренировочных нагрузок. Такой подход обеспечивает, по мнению авторов, более эффективную адаптацию организма спортсмена к разной по характеру спортивной деятельности, а также способствует выработке умения варьировать скорость в условиях соревнований.

Разноречивость точек  зрения по поводу необходимой скорости выполнения упражнений в целях повышения уровня развития специальной выносливости отличается и среди представителей других видов спорта. Исследования, проведенные в последние десятилетия, свидетельствуют о том, что при воспитании специальной выносливости у юношей лыжников-гонщиков на 10-15 км границы превышения средней соревновательной скорости зависят от длины тренировочного отрезка: 500м - 14-16%; 800м - 10-12%; 1000м - 4-8%; 1500м-2-5% (А.Д.Солдатов, 1979).

В лыжных гонках сделаны  попытки классификации нагрузок в зависимости от скорости передвижения спортсмена. Г.М.Краснопевцев и Н.П.Еременко (1977) предложили следующие критерии оценки нагрузки:

  • нагрузка, при которой скорость равна 20% от максимальной, - «про 
    гулочная» нагрузка;
  • 20-60% - нагрузка малой интенсивности;
  • 60-70% - нагрузка средней интенсивности;
  • 70-85% - нагрузка большой интенсивности;
  • 85-95% - соревновательная нагрузка.

Поиски наиболее оптимальных временных уровней  выполнения различных упражнений и определения соотношений различных скоростных нагрузок на отдельных этапах круглогодичной тренировки лыжников-гонщиков представляются весьма актуальными для совершенствования методики воспитания специальной выносливости спортсмена.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ  В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Одно из ведущих  положений современной методики тренировки спортсменов высокой квалификации - необходимость увеличения доли скоростной работы в общем объеме нагрузки. Выполнение этого требования в целях повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками тех средств и методов тренировки, которые позволили бы спортсмену освоить большой объем скоростных нагрузок уже в подготовительном периоде.

Как показывает анализ литературных источников, эволюция взглядов специалистов на эффективность различных методов  тренировки продолжается и сейчас. В настоящее время в тренировке лыжников-гонщиков применяется определенный круг методов для воспитания специальной выносливости (интервальный, повторный, переменный, равномерный методы и их сочетания, а также соревновательный метод). Выбор методов всегда подчиняется решению одной из главных задач - достижению высокого уровня развития специальной выносливости.

Следует отметить, что  тренеры зачастую руководствуются  только личным опытом, так как экспериментальных работ, содержащих данные по сравнительной эффективности различных методов или углубленной характеристике одной из них, насчитывается небольшое количество. Н.И.Волков (1962) сделал попытку обосновать отдельные варианты интервального метода тренировки; Ю.В.Чуксин, С.А.Бакулин, И.И.Мешконис (1964) - определить воздействие нагрузки на организм спортсмена в зависимости от длины отрезков, скорости, интервалов отдыха. В работе Б.Г.Терещенко (1953) изучались в сравнительном плане переменный и интервальный виды бега.

При подготовке лыжников-гонщиков основным методом является переменный метод, так как подавляющая часть тренировочной работы осуществляется на пересеченных лыжных трассах, где характер функциональной нагрузки непрерывно меняется. Применение переменного метода тренировки имеет важное значение для длительного сохранения приобретенных качеств. Многие специалисты (Л Л. Матвеев, 1967; Е.В.Самсонов, 1969; И.Г.Огольцов,1969 и др.), признавая ценность этого метода в повышении уровня развития общей выносливости, подчеркивают его эффективность в развитии специальной выносливости лыжника-гонщика, и находит все большее распространение в подготовке спортсменов высокой квалификации. Шведы называют ее - дистанционная тренировка. Переменный метод позволяет решать задачи развития и совершенствования специальной и силовой выносливости лыжника-гонщика. Интенсивность может изменяться от 50 до 90% от предельной. Большое преимущество, по мнению многих специалистов, состоит в том, что спортсмен может прибегнуть к нему самостоятельно в зависимости от самочувствия. Интенсивность и интервалы не имеют жесткого регламента. При использовании этого метода улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способности организма потреблять кислород, обмен веществ в мышцах, использование щелочных резервов. Упражнения проводятся длительное время с изменением интенсивности. Интенсивность ускорений определяется в зависимости от периода и этапа подготовки. Так, если в начале периода интенсивность ускорений может быть в пределах 50-75% от предельной, то в середине периода она должна быть в пределах 75-90%. Тренировка дает сильный развивающий эффект при работе в подъемы (на лыжах) по всей трассе.

Большое распространение  в последнее время получил  интервальный метод. Еще в 1962-66 г.г. в  лыжных гонках получила наибольшее распространение прерывистая интервальная работа на коротких отрезках с небольшими паузами отдыха. Материалы исследований Н.В.Зимкина (1956), Н.Н.Яковлева (1957), Н.Н.Яковлева, А.В.Коробкова, С.В.Янаниса (1960) и других дают объяснение широкому распространению интервального метода в практике подготовки лыжников-гонщиков, что позволило выявить его положительные стороны и вместе с тем несостоятельность в качестве универсального метода тренировки. Из полученных ими данных следует, что преимущественное применение лишь одного метода тренировки не обеспечивает должного положительного эффекта в воспитании специальной выносливости. Интервальная тренировка имеет два варианта, различных по своему физиологическому воздействию на организм.

Первый  вариант основан на принципе непрерывного выполнения упражнений и направлен на развитие специальной выносливости. Он заключается в чередовании кратковременной нагрузки с кратковременными паузами снижения интенсивности нагрузки. Интенсивность выполнения упражнений - 60-80% от предельной, длительность нагрузки - 15-30-60 сек., паузы отдыха 60-90 сек. В данном варианте эффект от тренировки наступает не в момент нагрузки, а при кратковременной паузе. Снижение нагрузки оказывает тренирующее воздействие на сердечную мышцу, на дыхательную систему, на обмен веществ. Достижение (как доказали ученые многих стран) успеха в упражнениях на выносливость зависит от величины сердца. Следовательно, данный метод наилучшим образом готовит мышцу сердца к работе на выносливость. Упражнения выполняются сериями с большим количеством повторений в каждой серии (до 20-35 раз, по 2-3 серии). Отдых между упражнениями регламентируется по пульсу в конце паузы (ЧСС не должно превышать 120-140 уд/мин.), а в конце ускорения 160-180 уд/мин. Отдых между сериями более длительный - 8-12 минут; при пульсе 90-100 уд/мин. Отдых активный,

Ко второму варианту относится интервальная работа или интервальный принцип. Этот вариант применяется с целью развить скоростную выносливость, быстроту и силовую выносливость. В меньшей степени используется равномерный метод. Повторный метод, так же как и соревновательный, применяется эпизодически в течение годичного цикла подготовки лыжников-гонщиков. Этот метод тренировки используется для развития и проявления (на достигнутом уровне подготовленности спортсмена) того или иного качества - предельной быстроты и скоростной выносливости. Интенсивность выполнения упражнения составляет до 100% от предельной. Количество повторений небольшое — до 4 раз. Интервалы отдыха длительные от 6 до 10-45 мин. и делятся с таким расчетом, чтобы спортсмен мог повторить следующее прохождение отрезка дистанции с наивысшей скоростью. Это настройка на старт. Для развития быстроты выполняется работа по 10 сек. и отдых 1,5-3 мин. по 4-6 повторений, по 2-3-4 серии. Отдых между сериями 8-10 мин.

Контрольный метод тренировки применяется с целью окончательного 
закрепления скорости и определение темпа на соревновательной дистанции. 
Длина отрезков на таких тренировках, как правило, не должна быть равна со 
ревновательной. Она может быть несколько меньше или больше. Спортсмен 
как бы приноравливается к нужной скорости, но предельные возможности 
раскрываются на соревнованиях {М.А.Аграновский,

В.И.Шапошникова, 1964).   ■

В другом случае, когда  необходимо закрепить финишную скорость, дистанция должна быть равна соревновательной, а на последних 500-ЮООм берется на секундомер отдельное время и необходимо увеличить скорость.

Все большее значение в повышении уровня развития специальной  выносливости у спортсменов высокой квалификации приобретает правильное сочетание методов тренировки.

Многие авторы (Н.Г.Озолин,1949,1957,1970; К.А. Инясевский,1958, 1970; В.М.Дьячков, 1961,1964; А.Н.Макаров, 1966 и др.) неоднократно указывали на необходимость комплексного использования методов тренировки для эффективного повышения уровня общей и специальной подготовленности лыжника-гонщика, в том числе и уровня специальной выносливости. По мнению специалистов, одной из важнейших предпосылок результативного повышения уровня специальной работоспособности является отсутствие однотипности и монотонности в использовании тренировочных нагрузок. По заключению А.В.Коробкова, произвольно управляемые переключения интенсивности, ритма двигательной деятельности отдаляют утомление при циклической работе. Тем самым исключение монотонности создает условие для более эффективного формирования высокой работоспособности спортсмена и на этой основе более качественного повышения уровня развития специальной выносливости. Степень прироста показателей, характеризующих специальную выносливость, находится в положительной взаимосвязи с удельным весом нагрузки с использованием метода переменного непрерывного упражнения. В работе Н.Б.Кичайкиной (1968) приводятся данные, что переменный режим мышечных напряжений оказывает большое воздействие на организм спортсмена, способствуя совершенствованию подвижности регуляторных механизмов, частоты дыхания и сердечных сокращений. В исследованиях Н.А.Вардишвили(1954Д957), Н.З.Обуховой (1953), Е.В. Куколевской (1954) и др. также были отмечены большие функциональные сдвиги в протекании вегетативных процессов при переменных по режиму нагрузок, что имеет немаловажное значение для совершенствования внутренних механизмов обусловливающих высокий уровень развития специальной выносливости. М.Е.Маршак и Э.Я.Зак (1949) отмечали, что при выполнении упражнений переменного характера организму спортсмена приходится систематически приспосабливаться к постоянно меняющимся раздражителям. Следовательно, одной из характерных особенностей комплексного использования методов тренировки, направленных на повышение уровня развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков, является увеличение удельного' веса методов непрерывного переменного упражнения.

 

1.3. ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Тренировочный процесс  характеризуется значительным числом различных показателей, которые в общей своей совокупности определяют эффективность используемой системы, в частности в повышении уровня развития специальной выносливости. К числу основных показателей могут -быть отнесены следующие:

  1. количество тренировочных занятий;
  2. общий объем тренировочной нагрузки по специальной подготовке 
    и соотношение ее составляющих;
  3. сочетание методов тренировки;
  4. количество соревнований, число стартов на основной и смежной 
    дистанциях;
  5. продолжительность этапов работы;
  6. соотношение объемов нагрузки на дистанциях различной длины;

7) преимущественная направленность тренировочной работы и др. 
Каждый из общих и частных факторов, а также их различные комбинации, 
вероятнее всего, характеризуются различной степенью влияния на совершен 
ствование специальной выносливости спортсмена.

Количество тренировочных  занятий с ростом спортивного  мастерства спортсмена, например, от 3 разряда до кандидата в мастера спорта, прогрессивно увеличивается количество тренировочных занятий в течение года, месяца, недели. Как писал Н.Е.Введенский: «Постепенные и систематические упражнения - вот, вообще говоря, самый надежный способ успешной и производительной работы».(1952). Лучшие спортсмены тренируются от 5-6 до 9 раз в неделю, а на отдельных этапах - и до 12. Например, количество занятий у ведущих лыжников - 248-257 в год.

Многие выдающиеся спортсмены постоянно уделяют внимание повышению уровня общей физической подготовленности. По И.Г.Огольцову, в подготовительном периоде общий объем работы по общей физической подготовке у одного из сильнейших лыжников В.Веденина в 1968г. составил 387 часов (или 63% от общего объема нагрузки), а объем работы по специальной физической подготовке - 227 часов (или 37%).

В соотношении  общего объема тренировочной нагрузки по специальной подготовке в качестве ведущих начинают действовать иные факторы педагогических воздействий, а именно:

  1. суммарный объем скоростных упражнений, выполняемых в различ 
    ном режиме;
  2. напряженность тренировочной нагрузки;
  3. соотношение объемов тренировочной работы на дистанциях раз 
    личной длины

и др., то есть те же компоненты, которые определяют структуру тренировочных нагрузок (А.Нику, А.Врабие, К.Флореску и др.). Напряженность тренировочной нагрузки рассматривается как профильный фактор педагогических воздействий на развитие специальной выносливости.

Информация о работе Лыжные гонки