Лыжные гонки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития выносливости широко обсуждается в специальной, спортивно-педагогической литературе. В целом педагогические, медико-биологические и методические аспекты развития выносливости изучены не¬достаточно. Основные положения этой проблемы пересматриваются в связи со значительным ростом результатов в лыжных гонках, увеличением трени¬ровочных объемов, все боле возрастающей конкуренцией в соревнованиях. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор стоит вопрос об удель¬ном весе развития специальной выносливости на различных этапах подго¬товки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников 4
1.1. Общая и специальная выносливость. Роль и значение специальной
выносливости в физической подготовке спортсмена 4
1.2. Основные методы в подготовке лыжников-гонщиков 12
1.3. Факторы, влияющие на эффективность подготовки лыжников-
гонщиков 17
1.4. Физиологическое обоснование специальной выносливости 20
1.5.Возрастные особенности развития выносливости лыжников-гонщиков
15-18 лет 22
1.6.Методика воспитания специальной выносливости в годичном цикле
тренировки лыжников-гонщиков! 6-18 лет 26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организации исследования 41
2.1. Цель и задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.2.2. Определение физической работоспособности 43
2.3. Организация исследования 45
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Результаты исследования физических качеств 53
3.2. Результаты исследования специальной подготовленности 53
Выводы 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

физра - подготовка спортсменов.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

Увеличение числа стартов  в подготовительном периоде связано  со стремлением добиться более высокой  степени воздействия тренировочными нагрузками, применяемыми с целью  результативного развития специальной выносливости.

И так, на втором этапе данного периода преимущественно  решается задача наибольшего развития специальной выносливости, ибо в это время она обеспечивает приобретение спортивной формы.

2. Соревновательный  период.

По окончании подготовительного периода лыжники-гонщики достигают высокого уровня развития всех физических качеств, необходимого для успешного выступления на соревнованиях. Поэтому тренировка в соревновательном периоде, по существу, преследует задачи:

  1. Достижение наивысших спортивных результатов;
  2. Поддержание общей и силовой выносливости на уровне, достигнутом в 
    подготовительном периоде;
  3. Дальнейшее совершенствование специальной выносливости на трени 
    ровках и в условиях соревнований;
  4. Обеспечение роста скоростных возможностей спортсмена.

Решение этих задач определяет направленность подготовки, как в  целом, так и отдельных ее разделов. В частности, такой компонент, как общий объем нагрузки, характеризуется некоторым его снижением при повышении интенсивности. Например, по данным А.Н.Макарова (1966), у большинства лыжников-гонщиков общий объем нагрузки в соревновательном периоде составляет 60-70% объема, достигнутого в подготовительном периоде.

Важнейшим средством  повышения уровня развития специальной  выносливости в соревновательном периоде является участие в соревнованиях. Поскольку сдвиги, происходящие на соревнованиях, оказываются, как правило, более значительными, чем на тренировках (Л .Н.Ямпольская 1962, К.М.Смирнов и др.), необходимо строгое планирование количества соревнований, их характера и значимости с учетом того, что они должны способствовать эффективному росту специальной выносливости, но не снижению ее уровня.

Обычно система соревновательной подготовки включает отборочную серию  соревнований, ряд подводящих соревнований, которые заканчиваются 3-4мя наиболее ответственными стартами.

При планировании соревнований сезона следует учитывать, что объем соревновательной нагрузки должен увеличиваться постепенно. Типичным примером могут быть данные квалифицированных лыжников (табл. 2). Как видно из таблицы, «пик» соревновательных нагрузок достигался постепенно к марту.

В последние годы специалисты, отмечая тенденцию роста соревновательных нагрузок, рекомендуют спортсменам ограничиваться в соревновательном периоде только теми стартами, которые позволяют существенно повысить именно специфическую сторону мастерства в лыжных гонках.

 

Таблица 2. Распределение соревнований в годичном цикле подготовки у лыжников

 

спортсмены

месяцы

 

X

XI

XII

I

II

III

IV

Всего за сезон

ПС

2

3

6

5

8

11

4

39

КР

4

2

6

5

8

11

1

37

лм

6

7

8

12

1

34


3. Переходный период.

Переходный период тренировки является важным звеном в годичном цикле подготовки. Основная задача этого периода - обеспечить с помощью определенных тренировочных средств и соответствующих нагрузок полноценный отдых спортсмена при сохранении на определенном уровне основных физических качеств.

Согласно экспериментальным  данным (В.П.Филин, А.П.Матвеев, Е.В.Куколевская 1969), лучшим способом, стимулирующим  протекание восстановительных процессов, служит активный отдых. Поэтому наряду с выполнением основного упражнения с невысокой интенсивностью (например, легкий бег) можно рекомендовать применение других видов спорта (например, спортивные игры).

Важным условием поддержания  тренированности в переходном периоде является сохранение достигнутого уровня развития общей выносливости. Выполнение большого числа упражнений самого различного характера, обеспечивающее поддержание общей выносливости, облегчает эту задачу. К ним относятся все циклические упражнения, спортивные игры и пр.

Специфические задачи, которые  ставятся в переходном периоде, исключают применение методов тренировки специального характера. Предпочтение необходимо отдавать упражнениям, нагрузка в которых не предъявляет « жестких » требований к организму спортсмена. По мере восстановления функционального уровня можно увеличивать специфичность нагрузок.

В настоящее  время для студентов-спортсменов, готовящихся к выступлению на первенство города, области или спортивного общества, весь годичный цикл спортивной тренировки целесообразно разделить на 8 этапов (ме-зоциклов).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Задачи I мезоцикла (4.04-22.05):

снижение  специальной работоспособности  на 10-12%; повышение уровня общей физической подготовки; подготовка опорно-двигательного аппарата с помощью средств общей и специальной подготовки; совершенствование технического мастерства на гоночных и горных лыжах.

Задачи II мезоцикла (23.05-3.07):

поддержание специфической  работоспособности с помощью  специальных средств тренировки; совершенствование психологической  подготовки.

Задачи III мезоцикла (4.07-14.08):

развитие общей (мышечной) работоспособности с помощью специальных средств; развитие специальных физических качеств средствами общей и специальной подготовки; поддержание общей физической подготовки; совершенствование технического мастерства в специальных упражнениях; повышение скоростно-силовой подготовки.

Задачи IV мезоцикла (15.08-16.10):

развитие специфической  работоспособности; развитие специальных  физических качеств и технического мастерства путем общих и специальных средств подготовки; поддержание общей физической работоспособности; совершенствование психологической подготовки и технического мастерства в специальных упражнениях.

Задачи V мезоцикла (17.10-27.11):

поддержание уровня общей  и специальной физической подготовленности; совершенствование технического мастерства путем специальных средств; поддержание специальной работоспособности; развитие выносливости опорно-двигательного аппарата; развитие выносливости психологической и волевой подготовки.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Задачи  VI мезоцикла ("28.11-8.01):

развитие общей выносливости при помощи тренировок на лыжах; развитие общей физической работоспособности; становление технического мастерства; развитие волевой подготовки.

Задачи VII мезоцикла (9.01-19.02):

поддержание специальной  работоспособности; совершенствование технического мастерства; поддержание общей физической работоспособности.

Задачи VIII мезоцикла (20.02-5.04):

развитие специфической  работоспособности и психической  выносливости; подведение к пику «спортивной формы»; совершенствование тактико-технического мастерства; поддержание уровня общей физической работоспособности.

Для развития специальной  выносливости лыжника-гонщика используются циклические упражнения специального воздействия, например: передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках, имитационные упражнения в движении и на месте, передвижение на лыжах и др. При этом используются такие методы тренировки, как непрерывный дистанционный, непрерывный равномерный, прерывные методы: повторный, переменно-повторный, интервальный. Также используется метод круговой тренировки, контрольный метод.

Как мы видим из вышеизложенного, развитию специальной выносливости внимание уделяется почти во всех мезоциклах, хотя и в разной мере. Исключается разве что первый мезоцикл, переходный период между сезонами.

Приводим примерное  построение недельного микроцикла тренировки лыжников-гонщиков на втором этапе  по В.И.Каминскому (1979)

1-й и  5-й дни

Задача: развитие специальной выносливости.

Основная часть: переменная тренировка проводится на стандартной  средне-пересеченной трассе (П - 150±20 уд/мин). Бег средней и сильной интенсивности с прыжковой имитацией с палками в подъем. Общий объем до 20 км, объем интенсивного бега - 4-5 км.

Заключительная часть: ОРУ и специальные упражнения 30 мин. (в 5-й день объем бега доводится до 25 км)

2-й и 4-й дни

Задачи: развитие силы и общей выносливости.

Основная  часть: равномерная тренировка. Трудовые процессы, гребля 3-4 часа. Кросс, слабая интенсивность 3-5 км. Заключительная часть: ОРУ и специальные упражнения. 20'.

3-й день

Задачи: развитие скоростной выносливости, быстроты.

Основная часть: интервальная тренировка. Выбирается отрезок трассы, чтобы пробегать его за 1.5 минуты быстрым бегом (ЧСС до 180 уд/мин.). В интервале активный отдых до 90 с. Количество быстрых пробежек - до 10-12 раз. Пульс восстанавливается до 120-135 уд/мин. Общий объем за тренировку до 15 км. Из них интенсивного бега 6-7 км.

6-й день

Задачи: развитие специальной и силовой выносливости, совершенствование техники.

Основная часть: ходьба на лыже роллерах по пересеченной местности средней интенсивности. Общий объем до 20 км. (П - 160±20 уд/мин)

7-й день - отдых.

Проанализировав данный микроцикл тренировки, мы видим, что  основная задача этого этапа (второй этап подготовительного периода) - дальнейшее повышение уровня специальной выносливости. Также стоят задачи повышения ОФП, дальнейшее развитие силовой выносливости, улучшение технической подготовленности. Главным направлением этого этапа является

специальная подготовка, незначительное увеличение уровня общей, силовой выносливости и происходит большое увеличение интенсивности.

При построении недельных  микроциклов некоторые тренеры  допускают ошибки. Основная ошибка заключается в том, что многие из них учитывают только воздействие различных нагрузок на отдельные системы организма, а не все системы. Ряд авторов (Н.И.Кузьмин, И.Г.Огольцов 1969, Э.М.Матвеев 1975, В.И.Каменский 1964) рекомендуют недельный цикл строить следующим образом:

Первое занятие - развитие быстроты, второе - развитие силы, третье -развитие скоростной выносливости и четвертое - развитие выносливости. Только такая комбинация нагрузок может считаться эффективной, которая, с одной стороны, будет способствовать повышению функциональных возможностей организма в целом, а с другой стороны - содействовать предыдущей нагрузке.

В зависимости от объема нагрузки, рассчитанного по контрольному испытанию, все учебно-тренировочные занятия можно разделить на основные и дополнительные (В.В.Ермаков, Л.Никощенков 1976).

К основным относятся  одно занятие с большим (70%) и два занятия с максимальным (100%) объемом нагрузки. Цель каждого занятия — развитие специальной выносливости и расширение функциональных возможностей организма спортсмена. К дополнительным относятся два тренировочных занятия со средним (50%) объемом нагрузки. Цель этих занятий — развитие скоростно-силовых качеств спортсмена.

Структура недельных  микроциклов учебно-тренировочного процесса определяется задачами мезоцикла (этапа) годичного цикла. Продолжительность микроцикла зависит от ряда причин, в частности от задач, решаемых мезоциклами, от индивидуальной переносимости тренировочных нагрузок лыжниками. В результате анализа данных научных исследований рекомендуется, примерный план недельного микроцикла учебно-тренировочного процесса в учебных группах лыжников (приложение №2).

Как отмечается во многих источниках, в последние годы постоянно  сужается круг физических упражнений для лыжников. Все большая часть  упражнений носит чисто специализированный характер. Возможно, это происходит из-за интенсификации тренировочного процесса и поиска путей повышения результатов (А.А.Грушин 1998).

И так, в результате анализа  научно-методической литературы, мы видим, что четких рекомендаций о роли и месте специальной выносливости в подготовке лыжников-гонщиков старших разрядов нет. Многие авторы расходятся в определении средств, методов тренировки, их объема, места в отдельном занятии и периоде. И хотя в основном все специалисты сходятся на доминирующем значении специальной выносливости на результат, вопрос о наиболее эффективной методике развития и поддержания уровня специальной выносливости у лыжников-гонщиков 16-18 лет, не решен.

Такое положение, конечно, сказывается отрицательно на подготовке лыжников юношеского, юниорского возраста. А также влияет на дальнейшее выступление спортсменов во взрослом возрасте.

Таким образом, можно  сказать, что определение оптимального объема тренировочных средств и  методов развития и поддержания  специальной выносливости у лыжников-гонщиков старших разрядов, будет способствовать не только повышению эффективности тренировочного процесса, но и созданию базы для дальнейшего роста спортивного мастерства.

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе обзора литературы мы определили цель работы — оценить эффективность методики развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 16-18 лет в годичном цикле.

Информация о работе Лыжные гонки