Лекции по Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

       Обучение  плаванию является одним из обязательных разделов во всех учебных заведениях, как часть физической культуры. Плавание –  эффективное средство для гармоничного развития студента, укрепления его здоровья. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание имеет воспитательное значение, которое развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость,  красоту и координацию движений. Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки. Воспитывает такие качества, как трудолюбие, упорство, настойчивость. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На кожу вода оказывает механическое и термическое действие. При плавании значительно повышается обмен веществ. Это объясняется тем, что, помимо затрат энергии по обеспечению основного обмена и динамичной работы, большое количество энергии тратится на теплоотдачу, которая в воде значительно больше, чем на суше. Плавание – одно из эффективных средств закаливания студента, способствующее формированию стойких гигиенических навыков.  Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит, снимает возбудимость, рекомендуется  как лечебное средство.

       В процессе обучения плаванию со студентами решаются следующие задачи:  а) укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков.

         б) изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания.

         в) всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств – таких, как сила, гибкость, выносливость, скорость.

       г) ознакомление с правилами безопасности на воде и овладение приемами оказания помощи пострадавшему.

       д) воспитание устойчивого интереса и  привычки к систематическим занятием плавания. 
 

      2 Прикладное плавание 

     Прикладное  плавание рассматривает вопросы, связанные  с возможностью использования навыка плавания в быту, в профессиональной, военной деятельности и в экстремальных  ситуациях, связанных с водой. Для  прикладного плавания, для оказания помощи необходимо использовать ранее изученные элементы способов плавания (в основном брасс, кроль на спине и на груди). Этими жизненно важными навыками должен овладеть каждый человек, и чем раньше, тем лучше, чтобы обезопасить свою жизнь и своевременно прийти на помощь терпящим бедствие на воде.

     Каждый, кто умеет плавать, обязан спасти тонущего. Необходимо большое самообладание, умение спокойно оценивать обстановку. Не всегда нужно самому бросаться  в воду и плыть к тонущему, иногда лучше бросить с берега какой-либо плавучий предмет или спасательные средства (спасательный круг, доску, нагрудник, жилет, пояс, надувной матрац, автомобильная камера и др.). Если поблизости есть лодка, на ней быстрее можно добраться до тонущего. В тех условиях, когда нельзя использовать спасательные средства, его спасают вплавь.

     При оказании помощи вплавь к пострадавшему применяются специальные приемы. Примеры спасения универсальны для оказания помощи людям всех возрастных групп. Заметив тонущего, следует действовать решительно: быстро определить наличие спасательных средств, удаленность пострадавшего от берега, прозрачность и температуру воды, направление и скорость течения, освещенность и другие условия.

     При оказании помощи вплавь надо помнить, что вначале следует добежать к месту берега, снять с себя обувь и верхнюю одежду, наметить для себя на берегу и на воде ориентиры (деревья, столбы и др.),  чтобы найти тонущего в случае его погружения под воду. Входить в воду в незнакомом водоеме следует осторожно, нельзя прыгать в воду вниз головой. Надо прыгать с разбега вниз ногами, сгибая их в коленных суставах перед падением в воду. Плывут к пострадавшему быстро, но сохраняя силы для предстоящих спасательных действий. Плыть следует с поднятой головой, чтобы не упустить тонущего из воды. Подплыть к пострадавшему лучше всего со спины, чтобы избежать его захватов. Обычно тонущий находится в состоянии крайнего испуга, он бессознательно стремится как-нибудь ухватиться за человека, оказывающего ему помощь. Спасающий не должен поддаваться панике, делать беспорядочные движения, иначе он сам может оказаться в положении тонущего. Если тонущий захватил спасателя, то, сделав вдох и задержав дыхание, спасатель должен нырнуть, инстинкт заставит тонущего выпустить спасателя. Если освободиться от захвата не удается, необходимо использовать способы освобождения от захватов тонущего, каждый раз поворачивая его к себе спиной.

    Существует  несколько таких способов:

      Освобождение от захвата спереди:

      а) тонувший схватил спасающего за предплечья обеих рук - необходимо сделать резкое движение руками, поворачивая их против больших пальцев рук тонущего.

      б) предплечья одной руки спасающего захвачены обеими руками тонущего - резкий рывок рукой в сторону больших пальцев тонущего.

      в)  захват обеими руками за туловище - нужно обеими руками упереться в подбородок утопающего и отвести голову назад.

      г) захват одновременно за руки и туловище - развести локти в стороны и вверх и опуститься под воду.

      д) тонущий захватил обеими руками за шею - взяться за большие пальцы его рук и отвести их в сторону, а самому опуститься под воду.

      е) захват за ногу - сделать резкий рывок с одновременным поворотом в сторону.

      ж) захват за ноги - спасатель одной рукой захватывает голову тонущего в области виска, а другой - с противоположной стороны за подбородок. Он поворачивает голову тонущего в сторону и на бок, пока не освободится.

      II Освобождение от захвата сзади:

      а) захват сзади за кисти обеих рук. Спасатель делает глубокий вдох,

      сгруппировывается,  отводит назад вытянутые руки и приходит в положение головой вниз; ставит ноги на грудь и на живот утопающего, и мягко, но энергично отталкиваетесь от него.

      б) захват туловища  и рук - нужно развести в стороны локти и погрузиться в воду.

      в) захват только за туловище - взяться за большие пальцы рук и развести их в стороны, одновременно погружаясь под воду.

      г) захват за шею - взяться за большие пальцы рук и отводить их, отрывая руки от шеи.

      д) освобождение от захвата за волосы, за шею - погрузиться под воду.

    Если  пострадавший погрузился на дно  и лежит лицом вниз, надо нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вверх, подплыть к нему со стороны ног. И в этом и в другом случае спасающий должен взять пострадавшего под мышки, всплыть с ним на поверхность и транспортировать его к берегу.

    При транспортировке используются прикладные способы плавания; к ним относятся  плавание: брассом на спине, плавание на боку, плавание кролем без выноса рук из воды. 

    3 Способы транспортировки пострадавшего на воде 

    1. Положить пострадавшего на спину и захватить его ладонями за подбородок  или под мышки, плыть на спине, работая ногами брассом или кролем.

    2. Положить пострадавшего на спину, выполнить захват  под руку,  плечо и   подбородок,  плыть на боку, работая свободной рукой и ногами.

    3. Положить пострадавшего на спину.  Спасатель плывет на боку, захват выполняет под ближнее плечо и кистью охватывает дальнее плечо и предплечье.

    4. Если два спасателя, то:

      а) пострадавший лежит на спине,  а спасатели плывут рядом и  держат его за плечи.

    Б) спасатели плывут друг за другом, тонущий лежит на спине (на плечах) у первого спасателя, а ноги лежат на спине у другого.

       5. Транспортировка пострадавшего находящегося  без сознания – спасающий плывет на боку, тянет пострадавшего к берегу за волосы или за воротник одежды так, чтобы его лицо находилось над поверхностью воды. 

    4  Оказание помощи на берегу 

      Прежде всего  следует расстегнуть  с пострадавшего одежду и очистить  рот  и нос от песка   и ила пальцами, обернутыми бинтом  или платком. Если челюсти потерпевшего сжаты, делают энергичный массаж жевательных мышц, а потом разводят челюсти. После этого надо вылить воду из легких и желудка. Для этого спасатель становится на левое колено, бедро правой ноги располагается горизонтально. Пострадавшего кладет на свое правое бедро, грудью вниз, так, чтобы он опирался о бедро основанием грудной клетки, несколько раз нажимая на спину. Язык пострадавшего надо вытянуть наружу. После этих мер следует приступать к выполнению искусственного дыхания. 
 
 

      Искусственное дыхание 

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца применяют, если пульс не прощупывается  и дыхание отсутствует, зрачки расширены.  Распространенный в прошлом способ искусственного дыхания по Шеферу сейчас не применяется. В этом способе вентиляция легких  достигалась надавливанием на грудную клетку и подниманием - опусканием рук. Практика показала, что этот способ малоэффективен - того количества воздуха, что поступает в организм, недостаточно для стимулирования легочного дыхания. Поэтому сейчас, оказывая помощь, объединяют принудительную вентиляцию легких с непрямым  массажем сердца. Воздух в легкие вдувают при помощи способов искусственного дыхания «изо рта в рот», «изо рта в нос». При выполнении искусственного дыхания потерпевшему необходимо делать согревающий массаж ног.

    Способ  «рот в рот». Не раздевая, лишь расстегнув одежду, пострадавшего укладывают на спину, на ровную поверхность (пол, землю, доску) и голову отвести назад, угол между головой и грудной клеткой должен составлять 90 градусов. Спасатель становится на колени сбоку от головы пострадавшего: одной рукой удерживает голову в запрокинутом положении, а другой приоткрывает рот. Затем, сделав глубокий вдох, через марлю или платок,  выдыхает воздух, вдувая его в легкие пострадавшему. При данном способе нос зажат. Когда грудная клетка пострадавшего расширяется, вдувание прекращается. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и снова вдувает воздух в рот пострадавшего. Вдувание делается 12-15 раз в минуту, детям чаще.

    Способ  «рот в нос». Положение пострадавшего и спасающего то же, что при способе «рот в рот». Спасатель, сделав глубокий вдох, через марлю или платок  выдувает воздух в нос пострадавшему. Этот способ применяется при сжатых челюстях, когда рот открыть невозможно.

    Сделав 3-5 вдуваний необходимо прощупать у пострадавшего пульс на сонной артерии. Искусственное дыхание делают до тех пор, пока потерпевший не начнет дышать сам. После того, как потерпевший пришел в себя, ему следует дать горячего чая или вина  и накрыть чем-нибудь теплым, чтобы он мог согреться, а потом отправить в больницу. Если у пострадавшего пульса нет и расширились зрачки, то для поддержания кровообращения к искусственному дыханию подключают  непрямой массаж сердца. 
 
 

      Непрямой  массаж сердца 

    Встав на колени сбоку от пострадавшего оказывающий помощь кладет свои ладони друг на друга (под прямым углом) на нижнюю часть грудной клетке, где заканчивается грудина пострадавшего. Пальцы рук приподнимаются так, чтобы  короткие энергичные толчки производились только ладонями, при этом грудина пострадавшего должна смещаться в сторону позвоночника примерно на 4-5 см.

  Во время толчка происходит механическое сжатие сердца, и кровь из него выталкивается в аорту. После выполнения толчка, руки остаются на грудине - тогда полость сердца снова наполняется кровью из вен.

    Непрямой  массаж сердца должен сочетаться с  искусственным дыханием так, чтобы  каждый «вдох» чередовался с 4-5 энергичными  толчками. Лучше, если помощь пострадавшему  оказывают двое: тогда один делает искусственное дыхание, а другой массаж сердечной мышцы. В тот момент, когда производится вдувание воздуха, массаж прекращается. Если помощь оказывает один человек, то надо чередовать 4 нажима и один выдох.

Информация о работе Лекции по Физической культуре"