Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций
Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания
Но,
хотя биологические ритмы важны
для жизнедеятельности, они вовсе
не определяют роковым образам физические,
психические возможности
Следует
иметь в виду, что естественный
ритм жизнедеятельности организма
обусловлен не только его внутренними
факторами, но и внешними условиями (экзогенными
ритмами). Например, для спортсмена одним
из условий компенсации снижения физических
возможностей во время отрицательного
периода физического цикла является тренировка,
распределение её во времени и чередование
с отдыхом. Это же относится не только
к спортсменам, но и к людям любой специальности,
а также к студентам, занимающимся физкультурой
и спортом.
Работоспособность человека в течение трудового дня неодинакова. Можно говорить о ряде её последовательных этапов:
Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.
Таким
образом, в течение суток кривая работоспособности
выглядит волнообразной. Максимальные
подъёмы отмечаются с 10-13 и 17-20
часов. Но и в это время наблюдаются физиологические
подъёмы с 24 до 1 часа ночи и с
5 до 6 часов утра.
Циркадная
суточная перцепция.
1 час – Человек проходит несколько фаз сна (быстрый, медленный). Активность нервных клеток очень высока как в период бодрствования. Происходит «очищение» сознания от ненужной информации. Это период итероцептивной чувствительности (боли). Мозг находится в «плавающем» состоянии. Время постановки диагноза.
2 часа – Полное физическое истощение. Самые низкие показатели силы, выносливости. Печень выводит вредные вещества.
3 часа – Низкая физическая активность, низкое давление. Организм восстанавливается. Ухудшается зрение, увеличивается количество ошибок.
4 часа – Минимальное давление, пульс, минимальное снабжение мозга кровью. Самые низкие адаптивные возможности. Наибольшее количество смертей.
5 часов – Самые высокие показатели силы, выносливости.
6 часов – Обострение активности височных долей коры головного мозга. Обостряется слух. Первый всплеск коронарной активности. Наступление пробуждения.
7 часов – Пик иммунной защиты. Не рекомендуется приём лекарств. Появляется психическая активность, эмоциональная нестабильность.
8 часов
– Максимальный выброс
9 часов – Сила эмоций. Отставание двигательной сферы. Тренировки небольшой активности. Самая низкая чувствительность к боли. Травмы отнесены в будущее.
10
часов–Стабильность
11 часов –Чувство голода. Высокая активность.
12
часов–Максимальное
13 часов–Время ошибок. Разрыв между двигательной и психической сферами.
14 часов–Максимальная физическая активность. Несколько повышается мышечная активность. Низкая чувствительность дёсен к боли.
15
часов–Обостряется активность
16
часов–Максимальный выброс
17 часов–Гармония физической и психической активности. Боевые оптимальные состояния.
18
часов–Снижение двигательной
19
часов–Невротический час.
20 часов–Вес тела максимален. Появляется ощущение тревоги. Обострение памяти. Активна тонкая мускулатура рук и ног. Время идеомоторной тренировки, рукоделия, чтения.
21 час – Обострение памяти, время для учёбы.
22 часа – Снижение температуры тела. Большое физическое истощение.
23 часа – Низкая активность сердечной мышцы. Время сохранения биологического потенциала.
24
часа – Всплеск эмоций.
2
Работоспособность
человека в недельном
цикле.
В течение недельного цикла жизнедеятельности человек проходит четыре этапа:
3
Работоспособность
человека в годичном
цикле.
Сезонные
колебания работоспособности
Осенний период – время врабатывания, вхождения в рабочий (учебный) цикл.
Зимний период – время устойчивой работоспособности организма.
Эта
классификация показывает обобщённые
тенденции работоспособности
Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжёлого физического труда они равны 5-8 дням, у работников умственного труда – 8-16 дням.
Возраст человека так же оказывает большое влияние на работоспособность.
Установлено, что в 18- 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов.
К 30 годам они снижаются на 4 % ,
40 годам – на 13 % ,
50 годам – на 20 % ,
60 годам – на 25 % .
Физическая
работоспособность максимальна
в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам
она снижается на 30 % , а в следующие
10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.
4
Утомление
Утомление – это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические нагрузки, например длительная ходьба, бег, и статические нагрузки – подъём тяжестей, их удержание, перенос. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств (зрение, слух, осязание) сильным напряжением внимания, осознанием ответственности.
Чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При умственной деятельности усталость бывает выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса к работе. Однако здесь больше опасностей к развитию чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении подобные симптомы принимают стойкий характер. В случае лёгкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжёлая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты, может развиться заболевание. Следовательно, утомление целесообразно считать нормальным состоянием организма, а переутомление – пограничным состоянием между здоровьем и болезнью.
Парадокс заключается в том, что и отсутствие физической деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает своеобразное утомление уже от детренированности мышц. К тому же нервная система, лишённая поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Всё это означает, что человек должен жить в определённом диапазоне оптимальных нагрузок.
Нередко общая усталость появляется при отсутствии утомления. Возьмём, к примеру, школьников. Они часто жалуются, что быстро устают в классе. Специалисты установили, что это далеко не всегда связано с истинным утомлением. Гигиенисты пишут об особой форме школьной усталости. Она развивается зимой в душных классах со спёртым, «мёртвым» воздухом. Достаточно посидеть в таком помещении полчаса-час, и возникает сонливость, вялость, плохое настроение. Собственно утомления здесь нет, его вызывает только работа. При заболеваниях нервной системы усталость иногда становится хронической. Врачи тогда говорят об астеническом состоянии. Утомления здесь тоже нет.
Ещё одна особенность – при лёгкой, но однообразной деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же она имеет, как правило, локальный характер. Устают только отдельные работающие органы, обычно руки, спина, зрение или слух. Это связанно с особенностями монотонной работы, вызывающей повышенное нервно-психическое напряжение. Имеют значение и особенности психики человека. Общительные люди, стремящиеся к активному контакту с внешним миром (экстраверты), особо чувствительны к монотонии. Замкнутые люди, углублённые в свои внутренние переживания (интроверты), меньше подвержены её действию.
С
позиции физиологии утомление –
это диспропорция между расходованием
и восстановлением
Резервные
возможности организма
Под
влиянием стимулирующих и тонизирующих
воздействий человек может