Лекции по Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

    Но, хотя биологические ритмы важны  для жизнедеятельности, они вовсе  не определяют роковым образам физические, психические возможности человека, а тем более поведение личности в целом. В организме человека имеются беспредельные возможности для компенсации временного снижения тех или иных функций.

    Следует иметь в виду, что естественный ритм жизнедеятельности организма  обусловлен не только его внутренними факторами, но и внешними условиями (экзогенными ритмами). Например, для спортсмена одним из условий компенсации снижения физических возможностей во время отрицательного периода физического цикла является тренировка, распределение её во времени и чередование с отдыхом. Это же относится не только к спортсменам, но и к людям любой специальности, а также к студентам, занимающимся физкультурой и спортом. 

  1. Работоспособность человека в течение  суток.
 

    Работоспособность человека в течение трудового  дня неодинакова. Можно говорить о ряде её последовательных этапов:

  1. Вырабатывание – приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа.
  2. Устойчивая работоспособность – длится последующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается и наступает
  3. Этап некомпенсированного утомления.

Эти три  этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после  него.

    Таким образом, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъёмы отмечаются с 10-13 и 17-20 часов. Но и в это время наблюдаются физиологические подъёмы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. 
 

     Циркадная суточная перцепция. 

      1 час  –  Человек проходит несколько фаз сна (быстрый, медленный). Активность нервных клеток очень высока как в период бодрствования. Происходит «очищение» сознания от ненужной информации. Это период итероцептивной чувствительности (боли). Мозг находится в «плавающем» состоянии. Время постановки диагноза.

      2 часа  –  Полное физическое истощение. Самые низкие показатели силы, выносливости. Печень выводит вредные вещества.

      3 часа  –  Низкая физическая активность, низкое давление. Организм восстанавливается. Ухудшается зрение, увеличивается количество ошибок.

      4 часа  –  Минимальное давление, пульс, минимальное снабжение мозга кровью. Самые низкие адаптивные возможности. Наибольшее количество смертей.

      5 часов  – Самые высокие показатели  силы, выносливости.

      6 часов  – Обострение активности височных долей коры головного мозга. Обостряется слух. Первый всплеск коронарной активности. Наступление пробуждения.

      7 часов  – Пик иммунной защиты. Не рекомендуется приём лекарств. Появляется психическая активность, эмоциональная нестабильность.

      8 часов  – Максимальный выброс гормонов  в кровь. Всплеск эмоций.

      9 часов  – Сила эмоций. Отставание двигательной сферы. Тренировки небольшой активности. Самая низкая чувствительность к боли. Травмы отнесены в будущее.

      10 часов–Стабильность эмоциональной  сферы, силы, выносливости. Обострение интеллекта, творчества.

      11 часов –Чувство голода. Высокая  активность.

      12 часов–Максимальное возбуждение  биологически-активных точек. Время  для массажа, саморегуляции. Мобилизация  двигательной сферы.

      13 часов–Время ошибок. Разрыв между двигательной и психической сферами.

      14 часов–Максимальная физическая  активность. Несколько повышается  мышечная активность. Низкая чувствительность  дёсен к боли.

      15 часов–Обостряется активность гортани,  языка, обоняния. Время для приёма  пищи.

      16 часов–Максимальный выброс сахара  в кровь. Растут ногти, волосы, тело. Избегать нагрузок, мешающих  росту тела.

      17 часов–Гармония физической и  психической активности. Боевые  оптимальные состояния.

      18 часов–Снижение двигательной активности. Чувствительность кожи к фармацевтическим воздействиям. Безопасное время для алкоголя.

      19 часов–Невротический час. Конфликты,  гнев. Неучебный час. Пик аллергических  реакций.

      20 часов–Вес тела максимален. Появляется  ощущение тревоги. Обострение  памяти. Активна тонкая мускулатура рук и ног. Время идеомоторной тренировки, рукоделия, чтения.

      21 час –  Обострение памяти, время для учёбы.

      22 часа – Снижение температуры тела. Большое физическое истощение.

      23 часа – Низкая активность сердечной мышцы. Время сохранения биологического потенциала.

      24 часа – Всплеск эмоций.      

      2 Работоспособность  человека в недельном  цикле. 

    В течение недельного цикла жизнедеятельности  человек проходит четыре этапа:

  • Врабатывание – понедельник.
  • Устойчивая работоспособность – вторник, среда, четверг.
  • Развитие утомления – пятница, суббота.
  • Восстановление – воскресенье.
 

      3 Работоспособность  человека в годичном  цикле. 

    Сезонные  колебания работоспособности заметили давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением. На летний период приходится основная масса отпусков и времени для отдыха, когда происходит восстановление физических и психических резервов организма.

    Осенний период – время врабатывания, вхождения в рабочий (учебный) цикл.

    Зимний  период – время устойчивой работоспособности  организма.

    Эта классификация показывает обобщённые тенденции работоспособности организма  в течение календарного года. В  тоже время были обнаружены ритмы  функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой –систем продолжительностью 5-16 дней.

    Их  выраженность зависит от тяжести  труда. У людей тяжёлого физического  труда они равны 5-8 дням, у работников умственного труда – 8-16 дням.

    Возраст человека так же оказывает большое влияние на работоспособность.

    Установлено, что в 18- 20 лет у человека наблюдается  самая высокая интенсивность  интеллектуальных и логических процессов.

      К 30 годам они снижаются на 4 % ,

         40 годам – на 13 % ,

         50 годам – на 20 % ,

         60 годам – на 25 % .

    Физическая  работоспособность максимальна  в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам  она снижается на 30 % , а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.     

    4 Утомление 

    Утомление – это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические нагрузки, например длительная ходьба, бег, и статические нагрузки – подъём тяжестей, их удержание, перенос. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств (зрение, слух, осязание) сильным напряжением внимания, осознанием ответственности.

    Чрезмерная  нагрузка ведёт к переутомлению. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При  умственной деятельности усталость  бывает выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса к работе. Однако здесь больше опасностей к развитию чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении подобные симптомы принимают стойкий характер. В случае лёгкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжёлая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты, может развиться заболевание. Следовательно, утомление целесообразно считать нормальным состоянием организма, а переутомление – пограничным состоянием между здоровьем и болезнью.

    Парадокс  заключается в том, что и отсутствие физической деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает своеобразное утомление уже от детренированности мышц. К тому же нервная система, лишённая поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Всё это означает, что человек должен жить в определённом диапазоне оптимальных нагрузок.

    Нередко общая усталость появляется при  отсутствии утомления. Возьмём, к примеру, школьников. Они часто жалуются, что быстро устают в классе. Специалисты  установили, что это далеко не всегда связано с истинным утомлением. Гигиенисты пишут об особой форме школьной усталости. Она развивается зимой в душных классах со спёртым, «мёртвым» воздухом. Достаточно посидеть в таком помещении полчаса-час, и возникает сонливость, вялость, плохое настроение. Собственно утомления здесь нет, его вызывает только работа. При заболеваниях нервной системы усталость иногда становится хронической. Врачи тогда говорят об астеническом состоянии. Утомления здесь тоже нет.

    Ещё одна особенность – при лёгкой, но однообразной деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же она имеет, как правило, локальный характер. Устают только отдельные работающие органы, обычно руки, спина, зрение или слух. Это связанно с особенностями монотонной работы, вызывающей повышенное нервно-психическое напряжение. Имеют значение и особенности психики человека. Общительные люди, стремящиеся к активному контакту с внешним миром (экстраверты), особо чувствительны к монотонии. Замкнутые люди, углублённые в свои внутренние переживания (интроверты), меньше подвержены её действию.

    С позиции физиологии утомление –  это диспропорция между расходованием  и восстановлением энергетических веществ. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов, а их активное пополнение ещё не началось. Как только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга и работать становится легче – открывается «второе дыхание». Это стадия компенсируемого утомления. Если же нагрузка продолжается, то чувство усталости нарастает, «третье дыхание» не возникает, и работа выполняется за счёт силы воли. Это – стадия некомпенсированного утомления. Чрезмерная работа приводит к стадии парабиотического торможения в коре больших полушарий. Тогда уже не срабатывает и воля – человек вынужден прекратить работу.  

          Резервные возможности организма 

    Под влиянием стимулирующих и тонизирующих воздействий человек может выполнить  работу, недоступную для него в  обычном состоянии. Это указывает на существование скрытых возможностей (резервов) организма. Они позволяют во много раз усилить интенсивность деятельности органа, системы и организма по сравнению с состоянием покоя. Следовательно, стимулирующие, тонизирующие факторы связаны с адаптационными возможностями организма и действуют посредством мобилизации его резервов. Величина биологических резервов колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей человека и условий работы органа, системы, организма. По подсчётам учёных, в повседневной деятельности человека участвуют около 35 % его абсолютных возможностей. Это диапазон привычной работы. При нагрузке в пределах от 35 % до 65% абсолютных возможностей, приводящих к утомлению, необходимо включение волевых усилий или стимулирующих воздействий. Это диапазон мобилизации первого эшелона резервов. Нагрузка свыше 65 % абсолютных возможностей может быть выполнена только преодолением порога мобилизации второго эшелона резервов. Волевыми усилиями их включить невозможно. Лишь чрезвычайные (стрессовые) стимулирующие воздействия способны ввести организм в диапазон предельной мобилизации резервов. На сегодняшний день в практике физиологии труда и спорта стимуляторы этого уровня относятся к опасным и считаются допингом. Наконец существует третий эшелон резервов организма, используемый только в борьбе за жизнь в условиях патологии. Они могут включаться даже при потере сознания.

Информация о работе Лекции по Физической культуре"