Лекции по Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 366.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

     Физическая культура  
 
 
 
 
 

     Курс  лекций для студентов 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 
 

         Цели и задачи дисциплины

         Содержание дисциплины (конспект лекций):

         Физическое воспитание в ВУЗе

         Здоровый образ жизни

         Олимпийское движение

         Спортивное  и прикладное плавание

         Силовые возможности человека

         Работоспособность человека

         Культура питания 
     
     
     

 

Цели  и задачи дисциплины 

Цель  преподавания дисциплины:

целью физического воспитания является формирование у студентов интереса к физической культуре, как главного гаранта сохранения и укрепления здоровья. 
 

Задачи  изучения дисциплины:

  • постепенное и последовательное укрепление здоровья, закаливание организма и повышения уровня физической работоспособности;
  • содействие ликвидации или стойкой компенсации нарушений со стороны органов и систем;
  • поддержание оптимальной  физической и умственной работоспособности на протяжении всего периода обучения в ВУЗе в целях успешного усвоения вузовской программы;
  • привитие основных медико-биологических и гигиенических знаний и навыков по укреплению здоровья студентов с помощью физических упражнений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

Название  темы Содержание Объем в часах
1. Физическое  воспитание в высших учебных заведениях. Техника безопасности при проведении  занятий по физическому воспитанию 1. Основные положения  программы и методических  указаний  по физической культуре студентов.

2. Правила техники  безопасности при проведении  занятий в бассейне.

3. Правила техники  безопасности при  проведении  занятий.

4. Здоровый образ  жизни.

 
 
 
 
 
2
2. Олимпийское движение 
  1. Древние олимпийские  игры
  2. Современные олимпийские игры
  3. Белорусские спортсмены вчера и сегодня.
 
 
 
2
3. Спортивное  и прикладное плавание 1. Спортивные плавание

2. Прикладные плавание

3. Способы транспортировки утопающих.

4.Оказание первой  помощи пострадавшим на воде.

 
 
2
4. Силовые возможности  человека 1. Виды силы  человека.

2. Основные мышечные  группы.

3. Способы развития  силы человека.

 
2
5. Работоспособность человека
  1. Работоспособность человека в течение суток.
  2. Работоспособность человека в недельном цикле.
  3. Работоспособность человека в годичном цикле.
  4. Утомление.
  5. Резервные возможности организма.
  6. Сон и работоспособность.
  7. Нарушения сна.
 
 
2
6. Культура питания 1. Сбалансированное питание

2. Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные  вещества.

3. Правила питания

 
2
Всего часов                                                                                        12
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

(конспект  лекций) 
 

ЛЕКЦИЯ 1

Физическая  культура в стране и обществе.

Физическое  воспитание в вузе

     На  современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

     Перестройка народного образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов.

     В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и  гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

     Основу  и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры” составляет, прежде всего, развитие физических и  интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств.

     Исходя  из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

     Физическая  культура имеет 4 основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
  • высшее достижение в области спорта.

     Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

     Физическая  культура предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

     Спорт - это тоже здоровье, но это в плане  выполнения утренней физической зарядки.

     Спорт высших достижений и здоровье понятия  далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

     Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние  учитывают сегодня и политики.

     Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

  • народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;
  • научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физического воспитания.

     Термин  “физическая культура” впервые  появился в Англии в конце прошлого века.

     Физическая  культура - это специфический вид  социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

     Физическая  культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки. 

     Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • массовость ее развития;
  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
  • уровень спортивных достижений;
  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
  • пропаганда физической культуры и спорта;
  • степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
  • состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

     Цель  физического воспитания конкретизируется в его задачах, первый круг которых  состоит в оздоровлении, воспитании и образовании занимающихся.

  • Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания.
  • Воспитательная задача состоит в развитии двигательных качеств человека (сила, быстрота, выносливость и др.), а также волевых качеств, в умении противостоять утомлению.
  • Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний.

     Ко  второму кругу задач относятся  задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и эстетическим.

     Третий  круг задач - это задачи общественно-политического  характера, состоящие в привлечении  молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами нашей страны и других стран. 

     Социальные  функции физической культуры и спорта 

     Физическое  состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия  и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.

     Выделяют  такие социальные потребности занятий  физическими упражнениями и спортом, т.е. физическим совершенствованием:

  • стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);
  • стремление достичь высоких личных результатов в спорте;
  • желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

     С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычным ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.

     Для этого подбираются средства, которые  чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.  

     Физическое  воспитание в вузе 

     Физическое  воспитание является составной частью общеобразовательной системы воспитания молодежи и приобщает молодых людей к культуре через двигательную активность во всех формах, играет решающую роль е формировании индивидуальности молодых людей, что иногда более важно, чем оздоровительное воздействие физической культуры.

     Современные цели и задачи учебной дисциплины “ФК” в вузе содействуют подготовке будущих специалистов к высокопроизводительному труду, они определяются такими направлениями:

  • социально-обоснованным уровнем физической подготовки студентов;
  • противодействие средствами физической культуры негативным факторам влияющим на здоровье и учебу студентов;
  • умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труд и отдыхе;
  • формирование способностей использовать средства физической культуры и личной жизни и профессиональной деятельности.

   “Физическая культура” как учебная дисциплина в высших учебных заведениях 

     Физическая культура как учебная дисциплина в вузе определяется такими направлениями, как поддержание социально-обоснованного уровня физическое подготовленности студентов, противодействие средствами физической культуры и спорта негативным факторам, влияющим на здоровье и учебу в вузе, умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и пр. отдыхе, формирование общей и профессиональной культуры, здорового образ жизни и т.д.

     Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его  органов и систем находятся в  динамическом равновесии с внешней  средой. В основе здоровья лежат  процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.

     Физическое  здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это  важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее  материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Информация о работе Лекции по Физической культуре"