Лекции по Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:30, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины (конспект лекций):
Физическое воспитание в ВУЗе
Здоровый образ жизни
Олимпийское движение
Спортивное и прикладное плавание
Силовые возможности человека
Работоспособность человека
Культура питания

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 366.50 Кб (Скачать)
  • малый – составляет 5-45 % от максимальной силы. Работа может выполняться долго без снижения эффективности.
  • средний – составляет 46-65 % от максимальной силы. Движение выполняется 7-15 раз.
  • большой – составляет 66-85 % от максимальной силы. Движения выполняются 4-6 раз.
  • околопредельный – составляет 86-95 % от максимальной силы. Движения выполняются 2-3 раза.
  • предельный – составляет 96-100 % от максимальной силы. Движения выполняются 1-2 раза.
 

    Для развития силовых способностей существуют следующие методы:

  • использование предельных и околопредельных отягощений используется для увеличения максимальной силы человека.
  • использование непредельных отягощений с максимальным количеством повторений (работа до отказа) – применяется для увеличения силовой выносливости и объёма мышечной ткани. Используются большие силовые нагрузки.
  • серийное использование непредельных отягощений - применяется для увеличения максимальной силы и увеличения объёма мышцы. Характеризуется резким увеличением артериального давления, поэтому упражнения со статическими напряжениями могут выполнять только подготовленные спортсмены. Продолжительность одного напряжения 10-40 секунд, выполняют 6-12 подходов.
 

   Мышцы обладают большой способностью сокращается и растягиваться. Таким образом, мышцы являются эластичной тканью тела, обладающей упругостью. 

Основными положениями силовой  подготовки являются:

  1. Повышение силовых возможностей согласовывать с формированием двигательного навыка и развитием выносливости.
  2. Периодичность занятий, направленных на развитие силовых способностей.
  3. Каждое силовое упражнение должно выполняться методически грамотно.
  4. Все силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями на расслабление и гибкость, и начинается с разминки.
  5. Интервал отдыха между сериями 3-5 минут.
  6. Для начинающих спортсменов нагрузка, направленная на развитие силовых способностей, должна быть не более 60-75 % от максимума и выполнять 10-25 повторений в серии.
  7. Увеличение нагрузок, направленных на развитие силы до 80 % и более, возможно только после 1 года занятий.

Примерное дозирование нагрузок при силовой тренировке

Отягощен  в % от мах. Кол-во повтор. в серии Скорость  выполн. Отдых между сериями Число серий (новички) Число серий (подготовлен.)

Цель

86-100 1-5 умерен

ный

2-5 мин 3-8 Увеличение  мах. силы.
70-85 5-10 умерен

ный

2-4 мин 3-5 3-8 Увеличен. мах. силы.
30-50 6-10 взрывная 2-5 мин. 4-6 3-8 Скор.-силов. и повышение мах.
75 6-10 очень быстро 2-5 мин. 4-6 3-8 Скор.-силов. и повышение мах.
40-60 20-30 быстро 30-45 мин 3-5 3-8 Силовая выносл.
25-40 20-30 быстро оптим. 4-6 3-8 Силовая выносл.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ 5 

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 

План:

  1. Работоспособность человека в течение суток
  2. Работоспособность человека в недельном цикле
  3. Работоспособность человека в годичном цикле
  4. Утомление
  5. Сон и работоспособность
  6. Нарушения сна
 
 

    Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов  в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и  др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов.

    Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются  в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом учёные находят новые ритмы. Если в 1931 году шведскими учёными впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность. В настоящее время их насчитывается более ста.

    Интенсивность большинства физиологических процессов  на протяжении суток имеет тенденцию  повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов.

    Изучение  биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных  препаратов при лечении больных.

    Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

    По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма  функционирования ряда органов и систем его организма (наследственные).

    В ходе исторического развития человек  и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определённый ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы студент как можно больше придерживался природных ритмов.

    Одним из условий существования живых  систем является свойственная живой  материи ритмичность биологических  функций. Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.

    Биологические ритмы описаны на всех уровнях  – начиная от простейших биологических  реакций в клетке заканчивая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.

    С понятием «ритма» связано представление  о гармонии, организованности явлений  и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на всё живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звёздам.

    Многие  факторы внешней среды оказывают  влияние на жизненные процессы живых  организмов, среди них особое значение имеет чередование света и темноты. От суточного режима зависит обмен веществ в растениях – поглощение углекислоты днём и отдача кислорода ночью. У животных суточные ритмов проявляются в виде чередования периодов бодрствования и активности с периодами сна и покоя.  

    Биологические ритмы и их классификация. 

    Повторяемость процессов – один из признаков  жизни. При этом важное значение имеет  способность живых организмов чувствовать  время. Ритмы физиологических процессов  в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, или циклом.

    Исследования  показали, что внутренние суточные ритмы животных не точно соответствуют 24-часовой периодичности земных суток. Они немного отличаются в большую или меньшую сторону. Так, для животных они лежат в пределах 23-25 час. Такие внутренние суточные ритмы живых организмов называются циркадными.1

    Благодаря биоритмам живой организм гораздо  легче приспосабливается к условиям внешней среды, которые регулируют деятельность циклов и отдельных их фаз. Такое действие внешних условий на живой организм принято называть синхронизирующим, а сами факторы воздействия – синхронизаторами. К их числу относятся свет, шум, запах, время кормления и т.д.

    Многие  биологические ритмы поддаются  систематизации. По длительности некоторые  из них могут совпадать с соответствующими геофизическими циклами. К таким  ритмам относятся суточные, сезонные, годовые, лунные, приливно-отливные изменения жизнедеятельности в организмах. Благодаря им наибольшая активность и усиленный обмен веществ в организме совпадают с наиболее благоприятными для этого внешними условиями и временем суток, месяца, года.

    Функциональные  ритмы, обеспечивающие непрерывную жизнедеятельность организма, как правило, имеют короткие циклы – от долей секунды до минут. К их числу относятся, например, циклы нервно-мышечного возбуждения и торможения, а также множество других процессов на уровне молекул, клеток, отдельных органов.

    По  степени зависимости от внешних  условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят от изменения внешней среды. Это биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внутренней среды и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое.

    Эксперименты по изучению внутренних ритмов человека, впервые проведённые Ашоффом, показали динамику взаимодействия физиологических ритмов организма в суточном цикле. В этом плане интересно проследить, как изменяется интенсивность различных физиологических функций в организме человека в зависимости от времени суток.2

    Из  всех перечисленных примеров можно  сделать вывод: суточным ритмом охвачен  весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток. Ритмичность  физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, их взаимодействие проявляется в организме человека в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определённым часам суток. А объясняется это тем, что характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и в основном зависит от факторов внешней среды. Благодаря приспособлению к ритмически изменяющимся условиям внешней среды в организме человека происходит физиологическая подготовка к активной деятельности даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.

Информация о работе Лекции по Физической культуре"