Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:06, контрольная работа
Осанка — это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка.
Характеристика нарушений осанки у детей.
Задачи ЛФК при гипертонической болезни.
Специальные упражнения при бронхиальной астме.
Организация занятий физической культурой со школьниками имеющими отклонения в состоянии здоровья.
НГУ
физической культуры
спорта и здоровья
ИМ.П.Ф.Лесгафта
Лечебная
физическая культура.
Санкт- Петербург
2011г.
Содержание
1.Характеристика нарушений осанки у детей.
Нарушения осанки
Осанка —
это привычное положение тела непринужденно
стоящего человека. Осанка зависит
от степени развития мышечной системы,
угла наклона таза, положения и формы позвоночника
(физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в
раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в
4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого
третьего ребенка. В школьном возрасте
процент детей с нарушением осанки продолжает
расти. Так, по данным, нарушения осанки
имеются у 67 % школьников. Различают четыре
физиологических изгиба позвоночника
в сагиттальной плоскости: два обращены
выпуклостью кпереди — это шейный и поясничный
лордозы; два обращены выпуклостью кзади
— это грудной и крестцово-копчиковый
кифозы. Благодаря физиологическим изгибам
позвоночный столб выполняет рессорную
и защитную функции спинного и головного
мозга, внутренних органов, увеличивает
устойчивость и подвижность позвоночника.
У новорожденного ребенка имеется лишь
крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся
на этапе внутриутробного развития. Начало
формирования физиологических изгибов
позвоночника относится к периоду грудного
возраста. К 3 месяцам жизни у ребенка формируется
шейный лордоз — под влиянием работы мышц
спины и шеи во время приподнимания головы
из положения лежа на животе и сохранения
данной позы. К 6 месяцам начинает формироваться
грудной кифоз — при развитии умения самостоятельно
переходить из положения лежа в положение
сидя и длительно сохранять сидячую позу.
К 9 —10 месяцам начинает формироваться
поясничный лордоз — под действием мышц,
обеспечивающих вертикальное положение
тела во время стояния и ходьбы. Выраженность
физиологических изгибов позвоночника
зависит также от угла наклона таза. При
увеличении угла наклона позвоночный
столб, неподвижно сочлененный с тазом,
наклоняется вперед; одновременно увеличиваются
поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника,
которые компенсируют нарушение вертикального
положения тела. При уменьшении угла наклона
таза физиологические изгибы позвоночника
соответственно уплощаются.
Осанка ребенка, с позиции физиологических
закономерностей, является динамическим
стереотипом и в раннем Возрасте носит
неустойчивый характер, легко изменяясь
под действием позитивных или негативных
факторов. Гетерохронность развития костного,
связочного, суставного аппарата и мышечной
системы в этом возрасте является основой
неустойчивости осанки. Неравномерность
развития уменьшается по мере снижения
темпов роста опорнодвигательного аппарата
и стабилизируется к окончанию роста человека.
Правильная осанка характеризуется: вертикальным
расположением головы и остистых отростков;
горизонтальным уровнем надплечий; симметричным
расположением углов лопаток, молочных
желез у девушек и околососковых кружков
у юношей; плоским животом, втянутым по
отношению к грудной клетке; умеренно
выраженными физиологическими изгибами
позвоночника; равными, симметричными
и хорошо выраженными треугольниками
талии; симметричными ягодичными складками;
одинаковой длиной нижних конечностей
и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты
в коленных и тазобедренных суставах;
ось тела проходит через
ухо, плечевой и тазобедренный сустав
и середину стопы).
В различные возрастные периоды осанка
ребенка имеет свои особенности. Так, для
осанки дошкольников наиболее характерными
являются плавный переход линии грудной
клетки в линию живота, который выступает
на 1 — 2 см, а также слабо выраженные физиологические
изгибы позвоночника. Для осанки школьников
характерны умеренно выраженные физиологические
изгибы позвоночника с незначительным
наклоном головы вперед.
Угол наклона таза у девочек больше, чем
у мальчиков: у мальчиков — 28°, у девочек
— ЗГ. Наиболее стабильная осанка отмечается
у детей к 10—12 годам. Нарушение осанки
не является заболеванием — это изменение
функционального состояния мышечно-связочного
и опорно-двигательного аппаратов, которое
(при своевременно начатых оздоровительных
мероприятиях) не прогрессирует и является
обратимым процессом.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно
приводит к снижению подвижности грудной
клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной
функции позвоночника, что, в свою очередь,
негативно влияет на деятельность основных
систем организма: центральную нервную,
сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует
возникновению многих хронических заболеваний
вследствие проявления общей функциональной
слабости и дисбаланса в состоянии мышц
и связочного аппарата ребенка.
Причины развития нарушений осанки:
Различают три степени нарушения
осанки.
I степень — характеризуется небольшими
изменениями осанки которые устраняются
путем целенаправленной концентрации
внимания ребенка.
IIстепень — характеризуется увеличением
количества симпто мов нарушения осанки,
которые устраняются при разгрузочном
положении позвоночника в горизонтальном
положении или при подвешивании (за подмышечные
впадины).
III степень — характеризуется серьезными
нарушениями осан ки, которые не устраняются
при разгрузочном положении позво ночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее
характерны I — II степени нарушения осанки;
для школьников — II —III степени.
В настоящее время различают семь видов
нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной
плоскостях.
В сагиттальной плоскости различают 5
видов нарушений осанки вызванных увеличением
(3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических
изгибов (по И.Д.Ловейко, М. И. Фонареву,
1988).
При увеличении физиологических изгибов
различают сутуловатость, круглую спину
и кругло-вогнутую спину.
Сутуловатость характеризуется увеличением
грудного кифоза при одновременном уменьшении
или сглаживании поясничного лордоза.
Голова наклонена вперед; плечи сведены
вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.
Круглая спина, или кифотическая осанка,
характеризуется увеличением грудного
кифоза, с почти полным отсутствием поясничного
лордоза. Отсюда и более емкое название
— «тотальный» кифоз. Голова наклонена
вперед; плечи опущены и приведены, лопатки
«крыловидные», ноги согнуты в коленях.
Отмечаются западение грудной клетки
и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены.
Принятие правильной осанки возможно
только на короткое время.
Кругловогнутая спина, или кифолордотическая
осанка, характеризуется увеличением
всех изгибов позвоночника. Угол наклона
таза больше нормы; голова и верхний плечевой
пояс наклонены вперед; живот выступает
вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц
брюшного пресса может наблюдаться опущение
внутренних органов (висцероптоз). Ноги
максимально разогнуты в коленных суставах
— нередко с переразгибанием (рекурвация).
Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные
мышцы растянуты и источены. На фоне косметических
дефектов при данных видах нарушений осанки
уменьшается экскурсия грудной клетки
и диафрагмы, снижаются жизненная емкость
легких и физиологические резервы систем
дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются
ротационные движения, боковые сгибания
и разгибания позвоночника. При уменьшении
физиологических изгибов различают плоскую
и плосковогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаживанием
всех физиологических изгибов (в большей
степени — грудного кифоза). Грудная клетка
смещена кпереди; появляются «крыловидные
лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя
часть живота выступает вперед. Снижен
тонус мышц туловища. Плосковогнутая спина
характеризуется уменьшением грудного
кифоза при нормальном или несколько увеличенном
поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном
изменении физиологических изгибов. Грудная
клетка узкая. Мышцы живота ослаблены,
угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы
отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного
аппарата при данных видах нарушений осанки
менее выражены: ухудшается рессорная
функция позвоночника, что, в свою очередь,
вызывает при движении постоянный микротравматизм
головного мозга. Отмечаются повышенная
утомляемость и головные боли. При уменьшении
шейного и поясничного лордозов ограничиваются
наклоны туловища вперед и назад (в меньшей
степени), а также боковые наклоны. Во фронтальной
плоскости различают два вида нарушений
осанки.
Асимметричная, или сколиотическая, осанка
характеризуется нарушением срединного
расположения частей тела и отклонением
остистых отростков от вертикальной оси.
Голова отклонена вправо или влево; надплечья
и углы лопаток расположены на разной
высоте; отмечаются неравенство треугольников
талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена
общая и силовая выносливость мышц. В отличие
от сколиоза, не возникает торсия позвонков,
и при разгрузке позвоночника все виды
асимметрии устраняются. Вялая осанка
характеризуется общей слабостью мышечно-связочного
аппарата, невозможностью длительно удерживать
туловище в правильном положении, частой
сменой положения тела в пространстве.
2. Задачи ЛФК при гипертонической болезни.
ЛФК при гипертонической болезни применяется с целью общего укрепления организма, улучшения деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем, нормализации моторно-сосудистых рефлексов и сосудистого тонуса, улучшения обмена веществ с целью замедления развития атеросклероза.
Методика лечебной физической культуры зависит от стадии болезни и преобладания тех или иных ее проявлений. Общим требованием к методике занятий является сочетание общеразвивающих (для всех групп мышц) и специальных упражнений: дыхательных, в расслаблении мышц, для вестибулярного аппарата. Общеразвивающие упражнения при последовательной тренировке способствуют снижению артериального давления, а дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц благодаря моторно-сосудистым рефлексам непосредственно снижают тонус артерий.
Упражнения должны выполняться свободно с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания. Эффективно проведение лечебной гимнастики в сочетании с массажем головы, воротниковой зоны и надплечья до и после занятий.
После гипертонических кризов при II и III стадиях заболевания лечебная гимнастика назначается в период постельного режима. В исходном положении лежа с высоким изголовьем применяются простейшие упражнения для рук и ног. Между упражнениями даются паузы или проводятся статические дыхательные упражнения. По мере улучшения состояния больного объем нагрузки возрастает соответственно режиму. Включаются упражнения для тренировки равновесия и сосудистых реакций на изменение положения тела и головы в пространстве. При переводе больного на свободный режим назначаются дозированная ходьба и прогулки.
При отсутствии кризов больные в зависимости от состояния могут заниматься лечебной физической культурой по методике палатного или свободного режима в стационаре или санаторных режимов. В этих случаях на занятиях широко используется исходное положение сидя в чередовании с положением стоя и лежа.
Наряду с лечебной гимнастикой используются утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки и дозированная ходьба, самостоятельные занятия по заданию, игры, элементы гребли, лыжного спорта, плавания.
Из всех
перечисленных упражнений особенно
эффективны плавание и гимнастика в
воде. В воде уменьшается вес тела,
что значительно снижает
Гипертоническая
болезнь рассматривается как
перенапряжение центральной нервной
системы с нарушением сосудорегулирующих
центров головного мозга.
Бронхиальная астма - инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.
П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:
В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.
Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и "звуковую" гимнастику.
Исходное положение (ИП) - лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.
Начинают лечебную гимнастику с обучения "полному" дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.
Звуковая гимнастика - это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох - пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.
Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя - при звуках б, г, д, в, з; наименьшая - при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.
Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.