Лечебная физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Осанка — это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка.

Содержание

Характеристика нарушений осанки у детей.
Задачи ЛФК при гипертонической болезни.
Специальные упражнения при бронхиальной астме.
Организация занятий физической культурой со школьниками имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Работа содержит 1 файл

Лечебная физическая культура.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры - от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия-2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добавляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении  предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга  стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха - задержать дыхание.

В межприступном  периоде больного обучают также  умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Для полной реабилитации больных заболеваниями  органов дыхания целесообразны  физические тренировки.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

обострение  заболеваний,

острый  период "заболевания,

легочно-сердечная  недостаточность - в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки  применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега - 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

Бронхиальная  астма — инфекционно-аллергическое  заболевание, проявляющееся в приступах  удушья (одышка) из-за сужения просвета мелких бронхов и появления в  них экссудата. Вследствие спазма и  обильного выделения слизи просвет  бронхов резко сужается и дыхание  (особенно выдох) затрудняется, что, в свою очередь, приводит к задержке воздуха в легких и растяжению альвеол воздухом. Поэтому вдох становится коротким, а выдох замедленным. Приступы удушья могут быть вызваны любым аллергеном: запахом сена, цветов, краски, лекарственным препаратом, пищевыми продуктами.

Бронхиальная  астма — это результат нарушения  взаимодействия различных отделов  нервной системы, регулирующих функции  гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к возникновению рефлекторных спазмов бронхов и бронхиол под влиянием аллергена. Во время приступа дыхание громкое, сопровождающееся свистом и хрипами. Человек вынужден стоять, нагнувшись вперед и упираясь руками о стол, — так ему легче дышать. Спазм бронхов и бронхиол рефлекторно уменьшат дыхательные упражнения.

Задачи  лечебной физкультуры при бронхиальной астме: обучить удлиненному выдоху; уменьшить спазмы бронхов и бронхиол; улучшить вентиляцию легких и питание  тканей; нормализовать работу сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварения, обмен веществ, общее состояние, а также предупредить осложнение — эмфизему легких.

В первом и втором периодах заболевания  занятия лечебной физкультурой проводят в исходном положении сидя и стоя, опираясь на спинку стула или стол (ноги на ширине плеч, кисти рук на уровне плеч). Выполняют специальные Дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; упражнения на расслабление мышц плечевого пояса (шеи, надплечий и рук); упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, способствующие улучшению выдоха; дыхательные упражнения с произнесением различных звуков, что удлиняет выдох и уменьшает спазмы бронхов и бронхиол.

Массаж  грудной клетки, мышц плечевого пояса  и шеи расслабляет мышцы, снимает  скованность грудной клетки и  спазмы. Очень важно в самом начале приступа (при первых симптомах) наклонить голову и туловище вперед и круговыми движениями по часовой стрелке одним или двумя пальцами сделать массирующее движение в яремной ямке (в центре шейного углубления спереди), а затем движение справа налево. У многих такой самомассаж уменьшает или совсем снимает приступ. Одновременно массирующим движением надо поднимать и опускать надплечья; при наклоне туловища вперед выполнять маховые движения расслабленными руками в стороны и скрестно, произнося звуки «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», «ж-ж-ж», «у-у-у» с удлиненным выдохом.

Комплекс, специальных дыхательных  упражнений при бронхиальной астме

1. И. п. — стоя, опираясь о стол  руками, вытянутыми на ширине  плеч. Согнуть руки в локтях  и наклонить туловище с опущенной  головой вниз, произнося звук «ш-ш-ш» или «щ-щ-щ» (шипящий) — выдох, возвратиться в и. п. — вдох. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. 
2. И. п. — то же. Поднять плечи — вдох, опустить, произнося звук «у-у-у» (урчание), — выдох. Повторить 2— 4 раза. Темп медленный. 
3. И. п. — то же. Отвести правую руку в сторону — вдох, вернуться в и. п. — выдох со звуком «ж-ж-ж» или «з-з-з» (жужжание). То же левой рукой. Повторить 2— 4 раза. Темп медленный. 
4. И. п. — то же. Согнуть руки в локтях в три приема с остановками, произнося «фу-фу-фу» и опуская грудную клетку, почти на стол, на выдохе быстро вернуться в и. п. — вдох. Повторить 2—4 раза. Темп средний.. 
5. И. п. — то же. Не сгибая рук, немного присесть за счет сгибания тазобедренных суставов — выдох со звуком «с-с-с» (свистящий), вернуться в и. п. — вдох. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. 
6. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены и сцеплены в «замок». Поднять руки вверх — вдох, опустить между ногами, произнося «ух». Повторить 2—4 раза. «Темп средний. 
7. И.п. — то же, руки разведены в стороны на уровне плеч. Согнуть руки и обхватить ими себя со звуком «и-и-и» — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Повторить 2— 4 раза. Темп средний. 
8. И. п. — то же, руки выше плеч. Наклониться расслабленно, «бросить» руки вниз, произнося «ах». Повторить 2—4  раза. Темп средний. 
9.  И. п. — то же, руки лежат на спинке стула. Одновременно отвести оба локтя в стороны и рывком присесть — выдох, произнося «ох», вернуться в и. п. — вдох. Повторить 2—4 раза. Темп средний. 
10. И. п. — то же, в руках палка, поднятая за концы над головой. Одновременно опустить палку вниз и наклонить туловище вперед — выдох с произнесением звука «р-р-р» (рычащий), возвратиться в и. п. — вдох. Повторить 2—4 раза. Темп средний. 
Дыхательные упражнения можно выполнять со звуками, удлиняющими выдох. Выдох с произнесением звука выполняется по-разному: протяженно («у-у-у-у-у»), отрывисто («ах-ох-ух») и с остановками («фу-фу-фу»). Каждый сам должен подобрать наиболее эффективные для него варианты выдоха с произнесением звуков.
 
 
 

    5. Организация занятий  физической культурой  со школьниками  имеющими отклонения  в состоянии здоровья.

    Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии  здоровья, которые еще не носят  необратимый характер, но снижают  физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

    Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Очень велико воздействие на детей и  подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша, домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе, ПТУ, дошкольных учреждениях и т.д.

    Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой  процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические  заболевания, нарушения зрения, функций  опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.

    Характер  патологических отклонений зависит  от возраста детей. У детей 2—4 лет  в основном выявляются обратимые  сдвиги функционального характера.

    Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

    Выделяют  следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических  заболеваний, с соответствующим  возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.

    Kомплексную  оценку состояния здоровья дает  врач-педиатр дошкольного учреждения, школы. Дети и подростки, отнесенные  к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

    Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

    Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

    Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

    Формы проведения физических занятий с детьми

    1. Проведение утренней гимнастики  или прогулки.

    2. Проведение физкультпаузы между  уроками, на большой перемене  и пр.

    3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

    4. 5—6-разовое питание, витаминизация,  два раза в году (ноябрь-декабрь,  январь-февраль) общее УФ-облучение  по ускоренной методике с дополнительным  приемом аскорбиновой кислоты.

    5. Закаливающие процедуры (обтирания,  обливания, души, ванны, сауна и пр.).

    Организация физического воспитания школьников с ослабленным  здоровьем

    Правильное  распределение детей по медицинским  группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

    Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три  группы: основная, подготовительная, специальная.

    K основной группе относят школьников  без отклонений в состоянии  здоровья, а также имеющих незначительные  отклонения, при достаточном физическом  развитии.

    K подготовительной группе относят  школьников без отклонений в  состоянии здоровья, а также с  незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

    K специальной медицинской группе  относят школьников с отклонением  в состоянии здоровья постоянного  или временного характера, требующим  ограничения физических нагрузок.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

    Физическое  воспитание школьников специальной  медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

    Общие рекомендации по физическому  воспитанию школьников

    Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

    Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

    Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

    Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

    Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю  физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы укомплектовать группы, подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и подготовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Информация о работе Лечебная физическая культура