Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:54, реферат
История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
План:
1. История лечебно физической культуры…………………………………
2. Как протекает болезнь в хронической или острой форме…………
3. Медицинские противопоказания……………………………………………
4. Контроль и самоконтроль………………………
5. Комплекс упражнений…………………………………
6. Заключение………………………………………………………….
7. Список литературы……………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Восточно-Сибирский Государственный Университет
Кафедра
«Физическая культура»
Реферат на тему
Лечебно
физическая культура
при миопии
Выполнила: Родионова Э.А.
группа №188-1
Проверила: Родионова
В.Г.
г. Улан-Удэ
2008
План:
1. История ЛФК
История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.
ЛФК в России
Уклад
жизни и мировоззрение русского
народа создали своеобразную систему
физической культуры, оптимальную для
данного антропогенного типа и климатических
условий. В древней русской культуре физическое
здоровье считалось основой внешней красоты.Была
у древних славян и своеобразная форма
гигиена и лечебной физической культуры,
существующая с начала нашей эры, — банный
ритуал. В бане лечили и восстанавливали
силы после тяжелых походов и болезней.
Англичанин Вильям Тук писал о том, что
русская баня предупреждает развитие
многих заболеваний, и считал, что низкая
заболеваемость, хорошее телесное и психическое
здоровье, а также большая продолжительность
жизни русских людей объясняются именно
положительным влиянием русской бани.Наука
о лечебном применении физических упражнений
стала развиваться в России со второй
половины 18 века после создания в 1755 году
Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского
университета, в составе которого был
и медицинский факультет. Теперь — это
Московская медицинская академия. Первые
профессора медицины Московского университета
были активными сторонниками физических
упражнений и природных факторов для лечения
и профилактики болезней. Матвей Якович
Мудров (1776-1831), основоположник военной
гигиены, настоятельно рекомендовал использовать
водолечение, гимнастику и массаж. В своей
книге «Наука сохранять здоровье военнослужащих»,
он писал: Для сохранения здоровья, наипаче
для предупреждения повальных болезней,
нет ничего лучше упражнений телесных
или движений. Выдающийся врач ценил русскую
баню и говорил, что при разумном применении
эта «народная лечебница» помогает избавиться
от недугов. Он указывал на необходимость
применения специальных упражнений для
борьбы с атрофией мышц конечностей при
ранениях. Такое мнение о пользе гимнастик
можно нередко услышать и в наше время.
Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная
физкультура, пройдя трудный путь, который
можно разделить на несколько этапов,
оформилась в самостоятельную лечебную
и научную дисциплину. Большой вклад в
создание лечебной физкультуры внесли
советские учёные Н.А. Семашко, В.В. Гориневский,
Валентин Николаевич Мошков, В.В. Гориневская,
Древинг, А.Ф. Каптелин и многие другие.
До революции 1917 года медицина России
была неэффективной и речи не могло быть
о массовом применении лечебной гимнастики,
о научных разработках в этой области.
Развитие системы здравоохранения, доступной
медицины, так же, как и массового физического
воспитания населения России, происходило
в первые годы революции. Николай Семашко
на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов
в октябре 1925 года впервые поставил вопрос
о лечебной физкультуре, для того, чтобы
бороться с профзаболеваниями, повышать
работоспособность трудящихся.Быстро
развивается курортное дело и физическая
культура как важная составная часть санаторно-курортного
лечения. В 1925 году была создана комиссия
по проведению физической культуры на
курортах, которую возглавил профессор
В.В. Гориневская, в то время первый руководитель
кафедры врачебного контроля в Московском
институте физкультуры. Комиссией было
разработано положение, в котором впервые
были указаны показания и противопоказания
к применению физических упражнений у
больных; средства, необходимые для использования
в курортно-санаторной обстановке и в
лечебных учреждениях (гимнастические
упражнения, отдельные виды спорта, игры,
экскурсии и прогулки, естественные факторы
природы, отдельные лечебные гимнастические
системы и пр.) В том же году при участии
Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория
и практика физической культуры», на страницах
которого большое внимание уделялось
и уделяется сейчас медицинским проблемам
физического воспитания. Студентам читали
лекции и проводили практические занятия
по общей и частной патологии, по лечебной
физкультуре, по спортивному массажу,
по физиотерапии и спортивной травматологии.
В 1929г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова
«Лечебная физкультура», после чего утвердилось
название лечебного метода применения
физических упражнений для лечения больных.
В 1928 году был принят термин «ЛЕЧЕБНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» взамен терминов,
употреблявшихся в то время: «кинезитерапия»,
«мототерапия», «врачебная гимнастика».
В том же 1928 году в Государственном центральном
институте физической культуры начинают
читать первые лекции по врачебной гимнастике,
массажу, физиотерапии. В 1931 году Наркомздравом
РСФСР был впервые определён профиль врача
— специалиста по лечебной физкультуре.
В 1935 г. было издано первое руководство
по ЛФК (коллектив авторов). В годы Великой
Отечественной войны лечебная физкультура
быстро развивалась. Перед медиками встала
проблема быстрого восстановления бойцов
после травм и ранений, и ЛФК приобрела
особое значение как один из мощных факторов
восстановления труда и боеспособности
раненых и больных. Знания и практический
опыт, приобретённый в те годы, не потеряли
своего значения до настоящего времени.
Особенно широко лечебная физическая
культура применялась при ранениях опорно-двигательного
аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной
полости. Перед лечебной физической культурой
ставилась задача не только восстановление
нарушенных функций органов и систем,
но и приобретения ими общей тренированности
и выносливости. Большую помощь в организации
лечения легкораненых на научной основе
оказала профессор, полковник медицинской
службы Валентина Валентинова Гориневская,
входившая во время Отечественной войны
в группу учёных-специалистов советской
армии. С настойчивостью и энергией эта
обаятельная уже пожилая женщина во время
приездов на фронт обучала кадры врачей.
С помощью В. В. Гориневской и её учеников
были выявлены работавшие в различных
госпиталях фронта специалисты по лечебной
физкультуре, физио-механо- и трудотерапии,
а также средний медицинский персонал,
имевший опыт в этой области. В зависимости
от характера ранения был подготовлен
комплекс групповых упражнений, после
которого раненые направлялись в процедурные
кабинеты, где применялись кварц, свет,
диатермия, водные процедуры, грязевые
и парафиновые аппликации. После групповых
процедур проводилось индивидуальное
лечение в кабинетах лечебной физкультуры.
Уже в1942 году лечебной физкультурой было
охвачено более половины раненых и больных.
В настоящее время можно выделить современный
этап развития ЛФК. Отчасти это негативный
процесс — копирование западных систем
реабилитации, отчасти — это естественный
процесс, связанный с повышением роли
средств физической культуры и с достижениями
современной медицины.
2.Как
протекает болезнь в
хронической или острой
форме
Близорукость (миопия) — это нарушение работы глаза, которое проявляется в снижении четкости зрения вдаль. В связи с нарушением фокусировки светового потока на сетчатке, человек плохо различает удаленные от него предметы.
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
Основная причина близорукости — изменение формы глазного яблока. При данном заболевании оно удлинено и становится больше похоже на овал, чем на круг. В результате происходит нарушение преломления света, из-за чего световые лучи, проходящие через глазное яблоко, фокусируются не на сетчатке, а перед ней. На сетчатку же попадают уже расфокусированные лучи, создающие нечеткое, расплывчатое изображение.
Моя
болезнь протекает в
Прогрессирующая близорукость — это не безобидный дефект зрения, устраняемый с помощью очков, а болезнь с серьезными последствиями.
Для улучшения зрения близорукие люди вынуждены носить контактные линзы или очки с минусовым значением. Нередко у них возникает необходимость в частой смене стекол и линз в связи с ухудшением зрения. Однако следует знать, что очки не могут остановить развития близорукости, они лишь исправляют преломление света. Если зрение ухудшается, и очки приходится менять на более сильные, значит, близорукость прогрессирует. Это происходит из-за увеличивающегося растяжения глазного яблока.
Растяжение
глазного яблока приводит к тому, что сосуды,
находящиеся внутри глаза, удлиняются,
нарушается питание сетчатки, снижается
острота зрения. Сетчатка местами «расползается»,
в ней появляются дефекты и, как следствие,
может возникнуть ее отслойка. Это самое
тяжелое осложнение близорукости, при
котором зрение значительно снижается,
вплоть до полной слепоты.
3.Медицинские противопоказания
Здоровый образ жизни и спорт все более активно входят в нашу жизнь. С одной стороны все большее значение в обществе приобретают интересы профессиональных спортсменов, с другой (видимо важнее) стремление к здоровому образу жизни через получение оптимальной физической нагрузки переживает в последнее время настоящий бум.
Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.
Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.
Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.
Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.
Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.
Любая
степень близорукости: бокс, борьба,
тяжелая атлетика, прыжки, хоккей. Все
виды близорукости, кроме стационарной
близорукости слабой степени: горнолыжный
спорт, бег на короткой дистанции, футбол,
ручной мяч, мотоспорт. Близорукость высокой
степени, а так же любая степень близорукости
с изменениями на глазном дне: велогонка,
волейбол, баскетбол, скоростной бег на
коньках, гимнастика спортивная и художественная.
Осложненная близорукость: фехтование,
плавание, бег на средние и длинные
дистанции, спортивная борьба, гребля.
4.Контроль и самоконтроль
В год я 2раз проверяю зрение зимой и летом. Каждый день я выполняю специальные упражнения, потому что я хочу улучшить свое зрение. Я нашу линзы на -4.5. Но я хочу восстановить его. Я пью витамины, употребляю кальций. А так же мне очень помогают упражнения.
5.Комплекс упражнений
Специальные упражнения для наружных мышц глаз
Приведённые ниже специальные физические упражнения необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3–4 раз в неделю.