Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 17:47, доклад

Описание работы

про бронхиальную астму и методику ее преодоления

Содержание

1.Бронхиальная астма…………………………………………………...……...…3
2.Методика ЛФК при бронхиальной астме………………………………...……5
3. Примерный комплекс упражнений при бронхиальной астме……...……7
5.Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К.П.Бутейко и парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой…………………………….....8
6.Список литературы…………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Содержание 

1.Бронхиальная астма…………………………………………………...……...…3

2.Методика  ЛФК при бронхиальной астме………………………………...……5

3. Примерный   комплекс   упражнений   при  бронхиальной астме……...……7

5.Методика  волевой ликвидации глубокого  дыхания К.П.Бутейко и парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой…………………………….....8

6.Список  литературы…………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бронхиальная  астма

    Бронхиальной  астмой называется заболевание, проявляющееся в приступах удушья, в основе которых лежит спазм мускулатуры средних и мелких бронхов или набухлость их слизистой оболочки. Непосредственная причина возникновения приступов бронхиальной астмы до конца не выяснена, но несомненная роль различных факторов, которые могут быть весьма разнообразными; сюда можно отнести различные хронические интоксикации, влияние пыли и порошкообразных веществ, попадающих в дыхательные пути, разнообразные запахи, метеорологические влияния, нервно-психические воздействия, влияние факторов ухудшения экологии и окружающей среды. Однако все эти факторы далеко не у всех людей вызывают появление приступов и возникновение бронхиальной астмы;  приступ может возникать рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то  есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

     Бронхиальную  астму классифицируют по этиологии и степени тяжести.

     По  этиологии выделяется:

  • атопическая (экзогенная, аллергическая, иммунологическая);
  • неатопическая (эндогенная, неиммунологическая) астма.

     Под атопическим механизмом развития болезни  подразумевают иммунологическую реакцию в ответ на воздействие аллергена, опосредуемую специфическим иммуноглобулином Е.

     Под неатопическим вариантом подразумевают заболевание, не имеющее механизма аллергической сенсибилизации. При этой форме болезни пусковыми агентами могут выступать респираторные инфекции, нарушения метаболизма арахидоновой кислоты (аспириновая астма), эндокринные и нервно-психические расстройства, нарушения рецепторного баланса и электролитного гомеостаза дыхательных путей, профессиональные факторы и аэрополлютанты неаллергенной природы. Механизмы формирования этой формы заболевания до конца не изучены. В последние годы особое значение в формировании неатопической бронхиальной астмы придается загрязнению атмосферы продуктами деятельности человека, в том числе диоксидами азота и серы, озоном.

     По  степени тяжести классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое заболевание. Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса клинических и функциональных признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов экспираторного диспноэ, а также состояние больного в периоды, свободные от приступов. Степень тяжести течения заболевания может быть характеризована следующими критериями.

     При легкой степени тяжести течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых приступов удушья, симптомы отмечаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респираторного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межсимптомный период состояние больных стабильное.

     Астма среднетяжелого течения характеризуется возникновением развернутых приступов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю. Приступы ночной астмы рецидивируют чаще двух раз в месяц.

     Астма тяжелого течения характеризуется частыми обострениями заболевания, представляющими опасность для жизни пациента, продолжительными симптомами, частыми ночными симптомами, снижением физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период.

       Больным с легкой и средней  степенью тяжести заболевания, помимо гимнастики, показано дозированное плавание – к занятиям приступают через 2-3 недели после обострения. Во время плавания выдох осуществляется в воду, преодолевая сопротивление воды, при этом происходит тренировка дыхательной мускулатуры.

     Для больных бронхиальной астмой  с  редкими приступами рекомендуют  спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон), с несколько облегченными условиями и правилами их проведения, продолжительность-15-60 минут (индивидуально), чередуя игру с паузами отдыха. 

     Методика  ЛФК при бронхиальной астме

     В занятиях лечебной физической культурой  при заболеваниях органов дыхания  применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

     Общетонизирующие  упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

     Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений. Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными.

     Интенсивность упражнений, количество повторений надо соразмерять с состоянием и самочувствием занимающихся. Начав с 2 - 3 повторений, через 2 - 3 месяца выполнять каждое упражнение по 8 - 10 раз и более. Поначалу занятия проводятся 3 раза в неделю; постепенно (в течение 3 - 4 месяцев) их надо довести до 4 - 6 раз в неделю.

     Больным с бронхиальной астмой рекомендуется  ежедневно заниматься дозированной ходьбой. При ходьбе следует обращать внимание на удлиненный выдох, который должен быть в 1,5-2 раза длиннее вдоха, и постепенно увеличивать дистанцию.

     Возможно  также применение дозированного  бега. Важным условием является сочетание  бега с правильным дыханием: вдох –  через нос, удлиненный выдох –  через рот. Желательно проводить занятия на открытом воздухе (в лесу, особенно хвойном).

     Противопоказания  при занятиях физическими  упражнениями при  бронхиальной астме.

     Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья. 

     Примерный   комплекс   упражнений   при бронхиальной астме

     Дыхательные упражнения при спокойной ходьбе: на 1 шаг вдох, на 2 шага выдох, затем на 2 шага вдох, на 4 —выдох. Следить за полнотой выдоха.

     Бег трусцой (в течение 3—5 мин.); следить  за дыханием, на 3 шага вдох, на 4 шага выдох.

     Исходное  положение - ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, приподнимаясь на носках — вдох, свободно наклониться, уронив руки — выдох.

     И. п. сидя на скамейке, ноги вытянуты вперед, руки согнуты в локтях. Отклониться назад — вдох, затем медленно наклониться вперед до полного выдоха, руками достать носки.

     И. п. стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять наклоны вправо и влево, поднимая одну руку вверх и отводя ее в сторону наклона.

     И. п. основная стойка. Поднять руки перед  собой, потянуться на носках — вдох, присесть на корточки — продолжительный выдох,     сопровождаемый     звуками шшшшаааа, жжжжаааа, шшшшуууу, жжжжуууу.

     И. п. стоя, ноги шире плеч, в поднятых руках  медицинбол. Наклониться вперед, опустить медицинбол на пол и с силой прокатить его назад, выдохнув со звуком ууухххх.

     И.  п.  сидя на стуле,  ноги вытянуты вперед,  руки опущены вниз. Поднять ноги, подтянуть согнутые колени к груди,  обхватив их руками;  спину согнуть,  голову опустить — выдох. Вернуться в и. п. — вдох.

     Упражнение, выполняемое с партнером.

     И. п. ногами зацепиться за низкую перекладину, кистями рук упереться в пол. Сделать глубокий вдох, затем продолжительный выдох. Во время выдоха партнер поколачивает ребром ладони по реберной части грудной клетки и спине.

     И. п. лежа,  руками уперевшись в пол.  Из этого положения перейти в упор, присев с энергичным выдохом.

     И. п. основная стойка. Поднять руки рывком вверх, одновременно отставив левую ногу назад на вытянутый носок — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. То же правой ногой.

     Спокойная ходьба. Дыхательные  упражнения.

     И. п. стоя ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны — вдох, рывком обнять себя с энергичным выдохом.

     После выполнения упражнений необходимо влажное  обтирание тела с последующим  растиранием сухим полотенцем.  

     Методика  волевой ликвидации глубокого дыхания  К.П.Бутейко и парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой

     Помимо  традиционных методик лечебной гимнастики для реабилитации больных с бронхиальной астмой используют методику волевой  ликвидации дыхания К.П.Бутейко и  парадоксальную гимнастику А.Н.Стрельниковой.

     Основным  методическим приемом  К.П.Бутейко является поверхностное дыхание через нос, с задержками на выдохе.

     Основной  задачей при лечении бронхиальной астмы с помощью дыхательной  гимнастики Бутейко является постепенное  повышение процентного содержания СО2 в воздухе легких, что позволяет  за очень короткий срок устранить клинические проявления болезни.

     Дыхание по методу Бутейко включает два способа лечения астмы. Первый метод заключается в повышении активности общего обмена веществ и, следовательно, количества производимого СО2 в организме. Доказано, что низкая активность общего обмена веществ из-за малоподвижного образа жизни является главной причиной дефицита СО2. В связи с этим повышение физической активности является наиболее простым и доступным способом лечения астмы.

     Второй  метод дыхания Бутейко заключается в ограничении общей вентиляции легких. Этот способ осуществляется в виде «дыхательных упражнений» и не является «физиологичным», натуральным, так как в природе нет ситуации, при которой естественным образом происходило бы ограничение общей вентиляции легких.

     Если  резюмировать вышесказанное, то дыхание  по Бутейко – это совокупность простых дыхательных упражнений, для выполнения которых не требуется  специального помещения и оборудования. Гимнастика Бутейко рассчитана на представителей всех возрастных групп, начиная от самых младших (детей 4-5 лет) и заканчивая людьми преклонного возраста.

Информация о работе Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме