Рассматривая вопросы
современной образовательной парадигмы
в области физической культуры,
М.В. Выдрин отмечает парадоксальный
характер отношения к занятиям
физической культурой у современных
школьников, т. е. несоответствие
между естественной потребностью
ребенка в двигательной активности,
с одной стороны, и его низкой
мотивацией на посещение уроков
физического воспитания — с
другой. По видимому, истоки несоответствия
кроются в том, что формированию
адекватного отношения ребенка
к занятиям физической культурой препятствует
целый ряд уже обозначивших себя причин.
Отношение к занятиям
физической культурой согласно
А.Л. Головиной, Е.И. Кокковой, Ю.Л.
Копылову представляют собой
систему индивидуальных, избирательных
связей личности с различными
явлениями окружающей действительности,
способствующих, или, наоборот, препятствующих
ее физическому развитию, а также
определенную оценку индивидом
своего физического состояния.
Отношение к занятиям
физической культурой, по мнению
П.Ф. Курдюков, один из центральных,
но пока еще очень слабо
разработанных вопросов личностно-ориентированной
педагогики. Поиск ответа на него
сводится, в сущности, к одному: как
добиться того, чтобы занятия
физической культурой стали потребностью
человека на всем протяжении
его жизненного пути.
Одним из важнейших
слагаемых отношения к занятиям
физической культурой, по мнению
В.М. Миниярова, являются систематические
занятия физическими упражнениями. Полученные
знания позволяют ориентировать учащегося,
формировать его мотивы в познавательной
и практической физкультурно-спортивной
деятельности, определяют его отношение
к физической культуре.
Отношение к физической
культуре, по мнению Е.П. Шиянова, базируется
на отдельных его составляющих элементах,
таких как потребности, мотивы, интересы,
склонности, убеждения, цели, деятельность,
оценки, эмоции, удовлетворенность и ценности.
Рассмотрим содержание
каждого из перечисленных элементов
с общенаучных позиций и применительно
к занятиям физической культурой.
На формирование позитивного
отношения к физической культуре,
согласно исследованию В.И. Глухова,
могут влиять ценности интенционного
характера, отражающие сформированность
общественного мнения, престижность физической
культуры в обществе, ее популярность
у различных категорий людей, а главное
- желание и готовность к постоянному развитию
и совершенствованию потенциала своей
физической культуры. Как указывает П.Ф.
Лесгафт, особое значение для возникновения
устойчивой потребности в физическом
самовоспитании имеет освоение детьми
и молодежью мобилизационных ценностей
физической культуры. К их числу относятся
воспитываемая физкультурными и спортивными
занятиями способность к рациональной
организации бюджета времени, внутренняя
дисциплина, собранность, быстрота оценки
ситуации и принятия решения, настойчивость
в достижении поставленной цели.
Степень активности на
уроке физической культуры связана
с потребностью человека в
двигательной активности, которая
у разных людей выражена в
различной степени. Эти различия
и будут определяться разной
выраженностью потребности в
двигательной активности. Поскольку
типологические особенности проявления
свойств нервной системы являются
врожденными, то и потребности
в движении тоже носят врожденную
основу.
Подход учителя физической
культуры к учащимся с разной
потребностью в двигательной
активности должен быть индивидуальным,
как и оценка, им трудолюбия, проявляемого
учащимся на уроке. Большая
активность одного ученика по
сравнению с другим вовсе не
означает, что он более сознательно
подходит своим обязанностям
на уроке, что он более ответственен.
Просто ему требуется больший
объем движений, чтобы удовлетворить
свою потребность в двигательной
активности. Для учащихся с низкой
потребностью в двигательной
активности требуется такая организация
их работы, при которой они
чувствовали бы внимание учителя
и товарищей, постоянный контроль
за их действиями и успехами. Объединение
в пары высоко активного с низко активным
школьником дает хорошие результаты. Потребность
- это направленность активности индивида,
психическое состояние, создающее предпосылку
деятельности. Однако сама по себе потребность
не определяет характер деятельности:
одна и та же потребность может быть удовлетворена
разными предметами и способами.
Потребность в занятиях
физической культурой, по утверждению
В.И. Харитонова, актуализируется,
как правило, в случае ухудшения
здоровья.
Оправдание пренебрежения
занятиями физической культурой
является следствием действия
механизмов психологической защиты.
В сфере физической культуры,
по утверждению И.М, Быковской,
наиболее распространены такие
виды психологических защит как
отрицание и рационализация. Так,
механизм действия психологической
защиты по типу отрицания заключается
в блокировании негативной информации
“на входе” (например, “мне это
не нужно”) или в стремлении
избежать новой информации (например,
“мне не надо заниматься физической
культурой, так как я совершенно
здоров”). Рационализация в основном
используется для оправдания
неадекватного отношения к занятиям
физической культурой на поведенческом
уровне.
Установка на пассивное
отношение к занятиям физической
культурой, находящая отражение
в рассуждениях типа “если
человеку не суждено добиваться
спортивных рекордов, то, чтобы он
не делал, их все равно не
будет”, обусловливает соответствующее
поведение, которое рано или
поздно приводит к снижению
уровня физического развития.
Значительная часть самосохранительного
поведения, согласно А.Г. Комкову, определяется
и опосредуется представлениями (или убеждениями)
человека о необходимости занятий физической
культурой, которые формируются в процессе
индивидуального развития. В первую очередь,
это обусловлено избирательностью восприятия,
благодаря которой все данные, поступающие
из средств массовой информации, от специалистов-врачей
или из других источников, но не соответствующие
сложившимся убеждениям человека, просто
не воспринимается им или подвергается
критике.
Следовательно, и
вероятность следования рекомендациям
педагога физической культуры, которые
не совпадают или расходятся
свыше названными представлениями,
будет невысокой.
От учителя требуется
постоянная забота о поддержании
положительного отношения учащихся
к учебе и к своему предмету.
Нельзя рассчитывать на то, что
раз школьники любят активно
двигаться, хотят бегать, играть,
то положительное отношение к
урокам физической культуры возникнет
само собой. Неинтересно поданный
учебный материал, несоответствие
учебной деятельности возрастным
интересам и склонностям могут
сформировать отрицательное отношение
учащихся не только к урокам
физкультуры, но и к физической
культуре вообще.
Чтобы избежать негативных
реакций по отношению к урокам
физического воспитания, по утверждению
А.Л. Головиной, необходимо, в первую
очередь, соблюдать принципы индивидуального
подхода.
Требования к учащимся
должны варьироваться в зависимости
от преобладающих у них мотивов,
интересов и уровня потребности
в двигательной активности. Но
без потребности не побуждается
активность, не возникают мотивы.
Понятие “учебная мотивация”
неразрывно связано с пониманием
сущности мотива и мотивации
в целом. Рассматривают мотив с разных
точек зрения: как потребность (В.Г. Лежнев,
И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев), как вторичные
(социальные) потребности личности (Д.В.
Колесов, П.В. Симонов); как формирование
потребностей (В.М. и И.В. Ривиных); как классификация
потребностей, (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский,
А. Маслов), как системную реакцию (П.А.
Рудак, Й. Шванцер).
Связь потребностей и
мотивов состоит в том, что
потребности реализуются в поведении
и деятельности посредством мотивов.
В физической культуре мотивы
подкрепляются психофизическими
ощущениями и физиологическими
потребностями, генетически присутствующими
и вырабатываемыми в процессе
регулярных занятий.
Мотивы стимулируют и
мобилизуют личность на проявление
активности в сфере физической
культуры. Желание, стремление, потребность
заниматься определенной деятельностью
или областью явлений, приносящей удовлетворение,
способны стать мощным побудителем активности
личности.
Содержание отношения
к физической культуре задается
теми ее ценностями, которые объективно
ей присущи, отражает конкретные
мотивы и ценностные ориентации
личности в области физической
культуры.
Мотивы занятий физической
культурой дифференцируют, связывая
с процессом деятельности и
ее результатом. Согласно М.Я.
Виленскому, к мотивам процесса относят
радость движения, чувство азарта. К мотивам
результата — самосовершенствование
(развитие двигательных качеств, изменение
телосложения), самоутверждение (быть
не хуже других, проявить себя), удовлетворение
духовных потребностей (через общение
с окружающими, чувство принадлежности
к коллективу, чувство прекрасного). Мотивы
рассматриваем как способы и средства,
с помощью которых учащиеся будут удовлетворять
эти потребности, а они могут, не нравится
учащимся, так как мотивируем чаще всего
мы, а не учащиеся сами себя.
Мотивы при использовании
физических упражнений имеют
определенную возрастную динамику.
Школьники младших классов,
как отмечает М.И. Станин, в
большинстве случаев довольны
как самим уроком физкультуры,
так и различными его сторонами:
отношением с учителем, достигаемыми
результатами, условиями, в которых
проводятся уроки. Их субъективные
отношения часто возникают под
влиянием случайных событий (понравился
первый урок физкультуры, значит
заниматься физической культурой
интересно). Для них урок физической
культуры может нравиться потому,
что нравится учитель, или наоборот.
В средних классах
школьники все больше начинают
дифференцированно относиться к
различным сторонам урока физической
культуры. В качестве основных
мотивов занятий физической культурой
и спортом, по мнению Костикова
В.В., у младших подростков выделили
такие, как “люблю, нравится”,
“хочу стать сильным, ловким”,
“нужно для красоты тела”,
“необходимо для укрепления здоровья”,
“полезно”, “интересно”, «”хочется
научиться плавать”, “надо для самообороны”.
Выражая удовлетворение
взаимоотношениями с учителем, они
могут быть недовольны теми
условиями, в которых проходят
уроки, а удовлетворенность качеством
проведения учителем уроков может
сочетаться с неудовлетворенностью
своими результатами, по мнению
Е.П. Ильина. Создавая у учащихся
новые мотивы, тем самым создаем
у них интерес к той деятельности,
которой занимается учащийся.
С учетом причин проявления
интереса к занятиям физической
культурой и должен строиться
процесс обучения независимо
от проходимого материала. По
мнению А.Г. Комкова, интересы учащихся
к занятиям физической культурой разные.
Одни ученики занимаются для того, чтобы
укоренить здоровье, другие - сформировать
осанку. Исследования тендерных различий
отношений школьников к физической культуре
провели К.К. Кардялис и И.Ю. Зиозиене. В
частности они установили, что интересы
мальчиков и девочек в средних классах
различны: девочки думают о красивой фигуре,
гибкости, изяществе движений и походке,
мальчики хотят развить силу, выносливость,
быстроту, ловкость.
Как утверждает В.К.
Бальсевич, интерес к физической культуре
является постоянным усилителем энергии
человека: он либо облегчает выполнение
физических упражнений, либо, наоборот,
стимулирует волевое усилие, помогает
проявлять терпение, упорство, настойчивость,
поддерживает целеустремленность. Стержневые
интересы лежат в основе склонностей,
способностей школьника, влияют на выбор
профессии, представляют большую ценность
для личности. Наиболее благоприятны широкие
интересы с выраженной доминантой.
Склонность - это предпочтение
одного другому без четкого
осознания его причины, без
достаточно веских аргументов. Эта
качественная характеристика активности,
свидетельствующая об её избирательности,
тоже связана со свойствами
нервной системы. Дети с сильной
нервной системой склонны к разнообразной
деятельности, со слабой нервной системой
предпочитают деятельность спокойную,
размеренную, даже монотонную. У школьников
может проявляться различный интерес
к гимнастике, баскетболу, плаванию, к
легкой атлетике. Например, человек склонен
к работе взрывного, быстротечного характера
(к спринту) или же, наоборот, к длительной
работе невысокой интенсивности (стайерскому
бегу), но почему он проявляет ту или иную
склонность - ему объяснить трудно, как
считает Е.П.. Ильин. Обычно единственным
аргументом является то, что такая деятельность
ему нравится.
У многих школьников
нет сформированной убежденности
в необходимости регулярных занятий
физической культурой и спортом,
как считает В.А. Бауэр. В
формировании убеждений личности
большое значение имеет идеал,
то есть тот совершенный образец,
к которому человек стремится
и которому хочет подражать.
Убеждениями называются глубоко
укоренившиеся в сознании человека
представления (нормы, принципы),
которым он считает для себя
обязательным следовать. В формировании
убеждений личности большое значение
имеет идеал, то есть тот
совершенный образец, к которому
человек стремится и которому
хочет подражать.