Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,
Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.
Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.1. Содержание понятия позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4

1.2. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры 17

1.3. Сущность контроля и оценки знаний и их функции 20

Глава 2. Практическая часть исследования 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Описание инструментария исследования 31

2.3. Результаты и интерпретация 36

Заключение 37

Литература 39

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 72.70 Кб (Скачать)
y">     Учитель, ставя отметку  в журнал, обычно ориентируется  на целый ряд позиций, в результате  чего каждый балл становится  интегрированным показателем:

– уровня учащегося относительно определенного эталона,

– уровня учащегося относительно класса в целом,

– уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий период.

      На практике мы  наблюдаем обратную картину: учителя  вначале ставят учащимся отметки  и лишь, затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии   часто   носят   краткий, свернутый  характер.

      Ведь смысл комментирования  отметок, а если быть точным - оценочных суждений   учителя,   заключается,   во-первых,  в  указании на наиболее типичные  ошибки в учебной работе ученика,  во-вторых, в стимулировании интереса  к учению, открытии перспектив  перед ним, в-третьих, в обеспечении  согласия учащегося с   выставляемой   ему  отметкой.

       Эффективность  отметки возрастает, если ученик  внутренне согласен с ней. Ученик  ведет оценку своих знаний (во  время опроса, при выполнении  письменных, контрольных работ) параллельно  с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем  ведут оценку своих знаний, и  очень часто собственная оценка  и оценка учителя не совпадают.  Примечательно, что чем хуже  учится ученик, тем реже он  соглашается с учительской оценкой.  Несовпадение собственной оценки  с учительской у средне- и слабоуспевающих  учащихся говорит о неадекватности  их самооценки, завышенном представлении  о собственных познавательных  возможностях.

      Несогласие с учительской  оценкой ведет к скрытому или  к открытому конфликту, в ходе  которого учащиеся оспаривают  справедливость отметки.

    Небезынтересной является  позиция педагога в ситуации  несогласия ученика с учительской  отметкой

– таких ситуаций в  практике не возникает,

–  предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,

– начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.

– сначала  проверяют свою точку зрения,  затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

     Перейдем теперь к  рассмотрению функций оценок  в учебном процессе.

1. Обучающая:

– дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;

– способствует  прибавлению, расширению фонда знаний;

2. Воспитательная:

– обеспечивает взаимопонимание и  контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;

– способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

   3. Ориентирующая:

– воздействует   на   умственную   работу с целью осознания    процесса этой работы и понимания собственных знаний;

–   формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

4. Стимулирующая:

– оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;

– под ее непосредственным влиянием  ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы;

5. Диагностическая:

– фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности

– предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся,  измерение уровня знаний на различных этапах  обучения,  

– позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач

6. Проверка эффективности обучающей   деятельности самого учителя: 

– позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса

–  используются различные   формы   контроля   и оценки знаний: текущий, промежуточный, итоговый, фронтальный, индивидуальный, уплотненный;

7. Личностно- ориентированная -  формирование  адекватной самооценки:

– формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников

–  негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

9. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:

– положительная оценка укрепляет социально-психологические   позиции  школьника,   благоприятно влияет на отношения с другими учениками.

– негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. ( Это  ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)

–   не   обоснованная   похвала   “отличников” может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников

      Традиционная система  контроля и оценки обладает  недостатками объективного  и  субъективного характера, к последним можно отнести - ошибки учителей.

Остановимся на этих недостатках:

1) Традиционный контроль:

Проводится главным образом  в форме опроса, является выборочным и случайным:

– проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся  опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

     Успевающих школьников  учитель вызывает отвечать на  уроке чаще, чем неуспевающих, даже  в тех случаях, когда неуспевающий  школьник вызывается отвечать  сам, выбор учителя чаще останавливается  не на нем, а на его успевающем  однокласснике.

     Такое отношение со  стороны учителя имеет для  слабоуспевающего школьника печальные  последствия. “Естественно предположить,  что с течением времени неуспевающий  учащийся привыкает к такому  обращению и все реже поднимает  руку, даже если он готов ответить  на вопросы, которые учитель  ставит перед классом” (Р.Берне)

2) В момент опроса: 

    Создается нервно-напряженная  обстановка, обусловленная боязнью  отдельных учеников быть вызванными  к доске. 

    О психологическом состоянии  учеников “со страхом ожидающих  вопроса учителя, делаемого для  того, чтобы против воли принуждать  детей следить за преподаванием”, писал еще Л.Н. Толстой, создавший  оригинальную систему обучения  в яснополянской школе, основанную  на принципах свободного воспитания, исключающую всякое насилие и  принуждение, отвергающую контроль  и оценку знаний учащихся.

3) Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют  формированию самоконтроля и  самооценки.

4)  Традиционные  формы контроля, не учитывают рациональность  учебной деятельности учащихся:   приемы   и   способы, обеспечившие  усвоение учебного материала.

      Разные учащиеся  используют   различные   способы  усвоения  учебного  материала.  Один ученик усваивает новый  материал путем многократного  повторения (механическое запоминание), а другой - используя рациональные,     (логические),приемы - составляет краткий или развернутый план изложения, выделяет основные мысли в тексте, проговаривает во внутреннем плане содержание параграфа).

5)  На процесс оценивания знаний  не влияет качество работы  самого учителя.    Это, возможно, связано с убежденностью учителя  в безупречности своей обучающей  деятельности. Если учащиеся не  овладевают знаниями  на должном  уровне, рассуждает такой учитель,  то это только   вина   самих  учащихся, следствие отсутствия  у них интереса и прилежания  к учебному труду.

     Доказано, что если  у учителя в классе не успевают  несколько учеников, то причину  надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой   организации   процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми.

6) Учителя, (сами  не желая), предвзято  (субъективно) относятся к различным  учащимся.

     Субъективный подход  к учащимся проявляется в частности  в том, что одна и та же  работа,   выполненная   разными  учащимися, учителем оценивается  с разностью в 2-3 балла. Этот  недостаток генетически не заложен  в природе самой оценки, а является   следствием   ошибок учителей.

7)  Наличие различных объектов  контроля и оценки:

– фактический материал,

– сформированность универсальных компетенций,

– способность переносить знания  в новых ситуациях.

8) Контроль и оценка, не несут  информацию  о  потенциальных  возможностях ученика,  его творческих  способностях, мышлении.

9)   Не  берутся во внимание   мотивы учения школьников.

     Мотивы учения - сложное  психологическое образование, и  очень часто школьник сам не  может ясно осознать тот мотив,  который  лежит  в  основе  его учебной деятельности. Например: ученик блестяще ответил урок  и получает заслуженную пятерку.  В  большинстве случаев для  учителя особого значения не  имеет, какой побудитель лежал  в основе добросовестного отношения  ученика к учению - желание самоутвердиться,  получить одобрение со стороны  учителя, одноклассников или похвалу  и награду от родителей. 

9)  Оценивание знаний осуществляется  по конечному результату, что   является показателем качества  учебного процесса в школе. 

    Оценка знаний  в этом  случае  отражает процент отлично  успевающих, хорошистов, слабоуспевающих  и плохо успевающих и является  главным показателем работы учителя,  школы в целом.

    Оценка знаний по результатам  вызывает определенные ложные  установки и у учащихся: “Ориентация  учителя только на знания, а  не на процесс их приобретения  порой приводит и самих учащихся  к узко-прагматической установке:  получить правильный результат  без освоения и анализа способов  работы, с помощью которых этот результат может быть получен” (А.К. Маркова).

       Таким образом,  “отметки, с одной стороны, подменяют  прямые мотивы учения косвенными,  а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 2. Практическая часть исследования

                             2.1. Организация исследования

   Исследования проводились  ОУ ООШ №27 г.Сызрани. В средних классах.

   Цель данного исследования заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.

Цель определила следующие задачи:

  1. Отобрать испытуемых в экспериментальную выборку;
  2. Подобрать необходимые методики для обследования;
  3. Проведение обследования испытуемых;
  4. Обработать результаты сделать выводы.

   Обследование испытуемых проводилось по двум методикам: анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры и  анкета мотивации к урокам физической культуры.

  Необходимо было выявить степень удовлетворения уроками физической культуры у испытуемых, а также уровень мотивации к данным урокам.

Ход работы

1 этап: Подбор методик, позволяющих  исследовать зависимость положительного  отношения к урокам физической  культуры от выставляемой отметки. 

Был выбран метод анкетирования, а  именно анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками  физической культуры и  анкета мотивации  к урокам физической культуры.

2 этап. Выполнение испытуемыми  выбранных методик.

3 этап: В течение недели испытуемым  не выставлялись отрицательные  отметки, они заменялись на предупреждение о выставлении данной отметки в классный журнал.

4 этап: Выполнение испытуемыми  выбранных методик.

5 этап: Обсуждение  результатов и выводы по проделанной  работе.

Вывод: работа проводилась в 9 классах, в форме  анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Описание инструментария исследования

 

   Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое  число респондентов за относительно короткое время,

Информация о работе Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой