Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа
Объектом процесс формирования положительного отношения к урокам физического воспитания,
Предметом – отметка, как фактор положительного отношения к урокам физического воспитания.
Цель данного исследования: заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4
1.1. Содержание понятия позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой 4
1.2. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры 17
1.3. Сущность контроля и оценки знаний и их функции 20
Глава 2. Практическая часть исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Описание инструментария исследования 31
2.3. Результаты и интерпретация 36
Заключение 37
Литература 39
– уровня учащегося относительно определенного эталона,
– уровня учащегося относительно класса в целом,
– уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий период.
На практике мы
наблюдаем обратную картину:
Ведь смысл комментирования
отметок, а если быть точным
- оценочных суждений учителя,
заключается, во-первых, в
указании на наиболее типичные
ошибки в учебной работе
Эффективность
отметки возрастает, если ученик
внутренне согласен с ней.
Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является
позиция педагога в ситуации
несогласия ученика с
– таких ситуаций в практике не возникает,
– предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,
– начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.
– сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке
Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе.
1. Обучающая:
– дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
– способствует прибавлению, расширению фонда знаний;
2. Воспитательная:
– обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
– способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
3. Ориентирующая:
– воздействует на умственную работу с целью осознания процесса этой работы и понимания собственных знаний;
– формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;
4. Стимулирующая:
– оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;
– под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы;
5. Диагностическая:
– фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
– предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
– позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач
6. Проверка эффективности
– позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса
– используются различные формы контроля и оценки знаний: текущий, промежуточный, итоговый, фронтальный, индивидуальный, уплотненный;
7. Личностно- ориентированная - формирование адекватной самооценки:
– формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
– негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.
9. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
– положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
– негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. ( Это ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)
– не обоснованная похвала “отличников” может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, к последним можно отнести - ошибки учителей.
Остановимся на этих недостатках:
1) Традиционный контроль:
Проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:
– проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.
Успевающих школьников
учитель вызывает отвечать на
уроке чаще, чем неуспевающих, даже
в тех случаях, когда
Такое отношение со
стороны учителя имеет для
слабоуспевающего школьника
2) В момент опроса:
Создается нервно-напряженная
обстановка, обусловленная боязнью
отдельных учеников быть
О психологическом состоянии
учеников “со страхом
3) Внешний контроль и оценка
(со стороны учителя)
4) Традиционные формы контроля,
не учитывают рациональность
учебной деятельности учащихся:
Разные учащиеся используют различные способы усвоения учебного материала. Один ученик усваивает новый материал путем многократного повторения (механическое запоминание), а другой - используя рациональные, (логические),приемы - составляет краткий или развернутый план изложения, выделяет основные мысли в тексте, проговаривает во внутреннем плане содержание параграфа).
5) На процесс оценивания знаний
не влияет качество работы
самого учителя. Это, возможно,
связано с убежденностью
Доказано, что если
у учителя в классе не
6) Учителя, (сами не желая), предвзято
(субъективно) относятся к
Субъективный подход
к учащимся проявляется в
7) Наличие различных объектов контроля и оценки:
– фактический материал,
– сформированность универсальных компетенций,
– способность переносить знания в новых ситуациях.
8) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.
9) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.
Мотивы учения - сложное
психологическое образование,
9) Оценивание знаний
Оценка знаний в этом
случае отражает процент отлично
успевающих, хорошистов, слабоуспевающих
и плохо успевающих и является
главным показателем работы
Оценка знаний по результатам
вызывает определенные ложные
установки и у учащихся: “Ориентация
учителя только на знания, а
не на процесс их приобретения
порой приводит и самих
Таким образом,
“отметки, с одной стороны, подменяют
прямые мотивы учения
Исследования проводились ОУ ООШ №27 г.Сызрани. В средних классах.
Цель данного исследования заключается в изучении зависимости положительного отношения к урокам физического воспитания от выставляемых отметок ученикам на данных уроках.
Цель определила следующие задачи:
Обследование испытуемых проводилось по двум методикам: анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры и анкета мотивации к урокам физической культуры.
Необходимо было выявить степень удовлетворения уроками физической культуры у испытуемых, а также уровень мотивации к данным урокам.
Ход работы
1 этап: Подбор методик, позволяющих
исследовать зависимость
Был выбран метод анкетирования, а именно анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры и анкета мотивации к урокам физической культуры.
2 этап. Выполнение испытуемыми выбранных методик.
3 этап: В течение недели испытуемым не выставлялись отрицательные отметки, они заменялись на предупреждение о выставлении данной отметки в классный журнал.
4 этап: Выполнение испытуемыми выбранных методик.
5 этап: Обсуждение
результатов и выводы по
Вывод: работа проводилась в 9 классах, в форме анкетирования.
Описание инструментария исследования
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
Информация о работе Формированию позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой